НАТАЛЬЯ ХОВАНСКОВА
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем в старшей группе «Нижегородский край любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Закрепить знания детей о Нижнем Новгороде и о городах, которые входят в состав Нижегородской области, народных промыслах.
• Создать у детей интерес, любознательность к познанию истории Нижегородского края, интерес к народному прикладному искусству
• Обогощать словарный запас детей словами: Нижегородский Кремль, ярмарка, башни, народные промыслы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с родным краем в старшей группе „Нижегородский край любимый“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать любовь и чувства патриотизма к родному краю.
Способы:
Рассказ воспитателя, создание игровой ситуации, вопросы, беседа, смена видов деятельности, художественное слово, слушание, релаксация.
Средства:
Карта Нижегородской области, музыка, фото, иллюстрации, книги, атрибуты Нижегородской области (герб, гимн, образцы изделий народных промыслов.
Предварительная работа: ИКТ, презентации «Нижегородская область – край легенд и народных промыслов», «Нижний Новгород», чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)
Добрый день, гости дорогие! Мы очень рады, что вы пришли к нам. Усаживайтесь поудобнее
Дети встают в круг
1 реб: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2 реб: Я узнала, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое
Это всё моё, родное
3 реб: Слышишь песенку ручья-
Это Родина моя!
Детский сад, мои друзья-
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я,
Это Родина моя!
Ребята, мы с вами много говорили о нашей Родине. А сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по нашему родному краю – по нашей области.
- Скажите пожалуйста, в какой области мы живем?
-Мы живем в Нижегородской области.
- Какой город мы называем столицей Нижегородской области?
- Столица Нижегородской области – город Нижний Новгород.
- Правильно, мы живем с вами в Нижегородской области, а столица нашей области город Нижний Новгород.
- Как вы думаете, у Нижегородской области есть герб?
-Да, есть.
- Что изображено на гербе?
-На гербе изображен Олень.
- Посмотрите, герб Нижегородской области представляет собой серебряный щит с изображением идущего оленя, у которого черные рога и копыта.
Олень – символ благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости.
Над щитом российская императорская корона, а вокруг щита золотые дубовые листья, соединенные Андреевской лентой.
Императорская корона - знак высокого достоинства и власти, а дубовые листья, перевитые Андреевской лентой, символизируют исторический государственный территориальный статус области.
- Еще у нашей области есть свой гимн. Я вам предлагаю его послушать. (Дети слушают гимн Нижегородской области)
- Ребята, нашей области более 300лет. Нижегородской областью мы называем землю, расположенную вокруг города Нижнего Новгорода.
- Посмотрите, это карта нашей Нижегородской области. Много городов объединяет наша область. Все эти города чем-нибудь да славятся, а значит и прославляется наша область.
- Люди прославляют свой край разными делами, много песен, стихов сложили, запечатлели красоту ее в картинах.
Ребята, хотите отправиться в путешествие по Нижегородской области.
-Да
- На чем можно путешествовать по нашей области?
(На машине, на электричке, на автобусе)
-А на чем вы хотите поехать?
(ответы детей)
- Поедем на автобусе, занимайте места! Вы узнаете много интересного о нашем крае, познакомитесь с его достопримечательностями и народными промыслами. Край Нижегородский, гордость волгарей!
Нет тебя красивей! Нет тебя родней! (Дети «едут».)
- Перед вами столица Нижегородской области – город Нижний Новгород - один из красивейших городов России. В честь русского и советского писателя Максима Горького раньше город носил название Горький. Посмотрите его портрет и книги, которые написал Максим Горький.
(Дети рассматривают портрет и книги Горького)
Нижний Новгород – один из древнейших, красивейших городов.
Он был основан в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем на Дятловых горах – в месте слияния рек Оки и Волги.
Нижний Новгород, ребята, самый крупный промышленный центр. Нижний Новгород славиться развитой промышленностью – особенно машиностроением и металлообработкой. Немалым свидетельством этому является автомобильный завод ГАЗ, и любимый многими автомобиль «Волга». Раньше, во время войны на этом заводе производили пушки - «Катюши», а на заводе «Красное Сормово» выпускались танки Т-34, военные корабли и подводные лодки. А сейчас этот завод - шоколадная фабрика, на которой изготавливают что?
-Изготавливают шоколадные конфеты, пряники, вафли, торты.
- Также Нижний Новгород славится Нижегородской ярмаркой. Главный двухэтажный торговый дом расположился на реке Оке. Раньше сюда привозили всякие российские изделия-семеновские ложки, балахнинские кружева, мурашкинские тулупы и рукавицы, арзамаский войлок. А сейчас в наше время Нижегородская ярмарка - одна из крупнейших выставочных комплексов в России. Благодаря Нижегородской Ярмарке город называют «карманом России». Раньше говорили: «Москва – сердце России, Петербург – ее голова, а кошелек – Нижний Новгород» .
А главной достопримечательностью города, ребята, является Нижегородский кремль - уникальный памятник отечественной культуры.
- На слиянье рек могучих Волги и сестры Оки,
Светлых вод в себе несущих,
Дремлют башен гребешки.
Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный кремль на Дятловых горах. Кремль состоял из 14 башен, но в настоящее время сохранилось только 13 башен. Кремль люди защищали, собрав все свои силы. Этот кремль выдержал много набегов, за которыми скрывались люди. Его стены высокие и прочные, он ни разу не был захвачен врагом. В настоящее время в Нижегородском кремле находится правительство Нижегородской области.
Возле стен кремля расположена постоянно действующая выставка оружия и военной техники, выпускавшейся в городе в годы Великой Отечественной Войны. Там есть танк, пушки, "Катюша", истребитель, и даже рубка подводной лодки. Вся эта техника выпускалась на заводах города. Дети всегда с удовольствием лазят по этой технике.
На территории Кремля находится Вечный огонь, который горит в память о погибших земляках в Великой Отечественной войне. Нижегородцы чтут погибших, и возле него всегда стоит караул из школьников города
.Ребята, мы с вами побывали в Нижнем Новгороде, а теперь нам нужно ехать дальше занимайте места в автобусе.
Посмотрите, мы проезжаем мимо города Балахна. Это один из древнейших городов Нижегородской области. Это родина Кузьмы Минина, который вместе с Дмитрием Пожарским собрали народ и освободили Москву от врагов.
Также в городе Балахна добывали поваренную соль, которой мы солим еду, изготавливают кирпичи, из которых строят дома.
Балахна также славится кружевоплетением. Посмотрите, какие изделия плетут балахнинские мастерицы.
А по левому берегу реки Волги мы увидим самый древний город Нижегородской области–город Городец. Основан этот город князем Юрием Долгоруким как крепость, защищавшая наши земли от врагов.
- Ребята, кто знает, чем славится город Городец?
-В этом городе пекут вкусные пряники и расписывают деревянные изделия.
- Да, Городец славится городецкой росписью и городецкими пряниками.
- Вот так расписывают городецкие художницы деревянные изделия.
- Еще Городец славится золотой вышивкой. Посмотрите какие красивые платки с вышивкой, ковер
А еще в Городце есть музей самоваров посмотрите какие они все разные.
А в селе Казаково, недалеко от города Городец, изготавливают вот такие ювелирные изделия, их называют филигрань.
Едем дальше и приезжаем в село Воскресенское. Посмотрите, какая красота! Большая поляна с «шелковистой» травой, а рядом озеро Светлояр, где стоит небольшая часовенка. Светлояр – место особенное. С историей этого озера связана таинственная легенда: «Когда войска Батыевы подошли совсем близко к граду Великому Китежу, старцы праведные обратились с молитвой к Царице Небесной, взывая о помощи. Вдруг Божественный свет озарил страдающих, и Матерь Божия спустилась с небес, держа в руках чудодейственный покров, который скрыл град Китеж.
- Ребята, я вам предлагаю отдохнуть на берегу озера Светлояр, послушать, как щебечут птицы, а может кто-то услышит и звон колоколов.
Релаксация (дети ложатся на ковер, слушают щебетание птиц и звон колоколов).
- Отдохнули?
-Да!
Нам пора ехать дальше. Занимайте свои места, поехали.
- Путешествуя по Нижегородской области, мы с вами приехали в город Семенов.
- Скажите, пожалуйста, чем славится город Семенов?
- Семенов славится «золотой хохломой», матрешками.
Славен край Нижегородский
Золотистой хохломой,
Деревянной чашкой, ложкой
И матрешкой расписной.
Вот они, изделия,
С хохломской сторонушки! (Выставка изделий с хохломской росписью)
Путешествуя дальше по Нижегородской области, мы останавливаемся в городе Арзамас. Это один из старейших городов Нижегородской области, по преданию, он был основан царем Иваном Грозным. Город Арзамас небольшой,но в городе очень много храмов посмотрите
В этом городе провел детство детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.
(Показ портрета А. П. Гайдара и книг, которые он написал.) А еще город Арзамас славится войлоком из которого делают вот такие замечательные валенки и тапочки. (Дети рассматривают иллюстрации)
-И так, ребята, едем дальше (дети «едут» дальше).
Следующая остановка – Большое Болдино. Это уголок, который связан с жизнью и творчеством великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Это дом, в котором жил поэт, писал свои стихи и сказки.
Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде».
(Портрет, книги А. С. Пушкина и иллюстрации к ним.)
Молодцы, знаете сказки А. С. Пушкина.
- Едем, ребята, дальше. Посмотрите из окна с правой стороны, что вы видете?
-Ответы детей.
-Правильно-это наше родное Бутурлино!
-Вот мы с вами и приехали в свой детский сад. Скажите вам понравилось
Путешествие по Нижегородскому краю?
-Ответы детей
-А сейчас для вас у меня есть задание?
Вам нужно собрать пазлы и назвать, что вы собрали. Справитесь?
-Ответы детей (Дети собирают пазлы Нижегородский герб, городецкая и
хохломская роспись)
-Молодцы, ребята, с заданием справились!
-В каких городах мы с вами побывали? Чем прославились города
Нижегородской области? Где вам больше всего понравилось?
-Ответы детей
Сегодня мы с вами попутешествовали по нашему родному Нижегородскому краю. Любите свой край и гордитесь тем, что вы живёте в таком замечательном краю.
Родные дали с Волгой и Окою
И синь лесов, и шепот ковыля –
Ты покоряешь силою такою,
Нижегородская моя земля.