Получи документы

Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»

Труба Оксана
Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»

Пояснительная записка

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой: предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы.

Публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности „Почемучки“» размещена в разделах

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однакотакое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно – образовательной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально – образовательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе, явлении.

Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет расширить круг интересов дошкольников в познании окружающего мира при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Использование указанных методов приобретает особую актуальность в настоящее время, когда на первый план выходят не просто знания, умения и навыки, а ключевые компетентности. Научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и информацию – необходимые условия эффективности ребёнка в современном мире.

При таком подходе, экспериментально – исследовательская деятельность является оптимальным условием подготовки детей к школьному обучению.

Цель программы : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи программы :

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, плавучесть и т. п.)

2. Формировать у детей элементарные географические представления.

3. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Организация занятий.

Программа разработана для дошкольников средней группы. Занятия проводятся с подгруппой по 10 – 12 человек. Программа рассчитана на 28 занятий; занятия проводятся по программе 1 раз в неделю по 20 минут.

Проведение занятий.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде.

Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Методические приёмы.

Основными методами работы с дошкольниками по указанной программе являются : наблюдения и опытно – экспериментальная деятельность. Наблюдение обеспечивает начальный этап исследования объектов и явлений в их естественном состоянии. Наблюдение – сложная деятельность. Основным её компонентом является восприятие, которое включает в себя воспроизведение прошлого опыта, мышление ребёнка, а также его чувства и эмоции.

Опыты знакомят дошкольников с одним из основных методов естественных наук – экспериментальным методом, формируют экспериментальные явления, вызывают интерес к исследованию природы.

Опыт составляет ту часть исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное воздействие на изучаемый объект или явление при помощи специальных инструментов и приборов.

При знакомстве с постановкой опытов можно выделить следующие основные элементы:

• уяснение задачи исследования;

• планирование;

• определение последовательности действий;

• создание экспериментальной установки;

• проведение необходимых сравнений;

• формулировка общего вывода с помощью взрослого.

Для усвоения всей цепочки экспериментальных действий, дошкольников необходимо ставить в положение исследователей.

Опыты должны проводиться индивидуально каждым ребёнком.

Перспективное планирование

экспериментально – исследовательской деятельности

(средний дошкольный возраст)

октябрь

1 Вводное занятие. Знакомство с лабораторией. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная бесцветная. Развивать речь детей, активизировать их словарь. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

2 Вода: запах, вкус, цвет. «Прятки с водой»

3 Вода: форма.

4 Вода: лёд-жидкость-пар.

ноябрь

1 Песок: сухой и влажный. Показать детям разнообразие объектов неживой природы: песка, глины, камней. Развивать мышление дошкольников.

2 Глина: сухая и влажная.

3 Песок и глина: кто пропускает воду?

4 Камни. Откуда берется песок?

декабрь

1 Воздух – невидимка. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми. Воспитывать аккуратность в работе.

2 Упругий воздух.

3 Чем дышат рыбы. Есть ли воздух в воде?

4 Бусинки в ледяном плену. Способствовать накоплению представлений о свойствах льда при воздействии на него разных температур.

январь

1 Грязный снег. Развивать умение ставить перед собой цель. Создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка.

2 Теплая капелька. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах и температуре воды.

3 Глобус – модель Земли. Познакомить детей с моделью Земли. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом. Расширить представления о смене дня и ночи.

4 Смена дня и ночи.

февраль

1 Знакомство с магнитами. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

2 Дерево и резина. Учить различать и отличать дерево, резину. Развивать наблюдательность и любознательность.

3 Как собрать воду со стола. Дать детям представление о свойствах ткани, бумаги, поролона.

4 Мыльная пена. Познакомить детей с образованием мыльной пены при помощи воды. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

март

1 Тонет – не тонет. Формировать знания о плавучести предметов. Познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий.

2 Как растения пьют воду. Наглядно показать детям, как растения пьют воду. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; развивать восприятие предметов неживой природы; развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты.

3 Посадка лука. Учить детей выращивать зелёный лук в комнатных условиях. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц.

4 Проращивание фасоли. Познакомить детей с овощной культурой – фасолью. Расширить представления детей о труде на огороде. Воспитывать стремление к достижению определенных результатов.

апрель

1 Солнечные зайчики. Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2 Живые тени. Показать, что от источника света образуется тень.

Объяснить детям, что тень повторяет контур разных предметов и тела человека в том числе.

3 Мыльные пузыри (на улице) Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует плёночку.

4 Посадка тыквы в горшочки. Формировать представления детей о выращивании растений из семян.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Закрепить приемы посева семян.

Вызвать желание самим вырастить растение из семян.

Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковРазвитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Доклад «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной.

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Весы» Интегрированное занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Весы». Выполнила воспитатель первой квалификационной.

Картотека познавательно — исследовательской деятельности в младшей группе Сентябрь Тема № 1 «Свойства песка» Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду,.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Золушка и капля» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Золушка и капля» Образовательная.

Лэпбук по познавательно-исследовательской деятельностиЛэпбук по познавательно-исследовательской деятельности Лепбук своими руками для детей, чтобы им было наглядно лучше представлено. Детки с интересом подходят и изучают. А дополнительные конверты.

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности Педагогический проект «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста». Разработчик: Кулакова А. Н. г. Тавда.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория Почемучкина» 1. Актуальность проблемы 2. Паспорт проекта 3. Диагностика 3. Перспективное планирование через реализуемые образовательные области 4. Работа.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Пуговицы» Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно - научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством.

Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Миры детства: конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 20:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД