Труба Оксана
Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой: предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы.
Публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности „Почемучки“» размещена в разделах
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однакотакое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно – образовательной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально – образовательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе, явлении.
Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет расширить круг интересов дошкольников в познании окружающего мира при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Использование указанных методов приобретает особую актуальность в настоящее время, когда на первый план выходят не просто знания, умения и навыки, а ключевые компетентности. Научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и информацию – необходимые условия эффективности ребёнка в современном мире.
При таком подходе, экспериментально – исследовательская деятельность является оптимальным условием подготовки детей к школьному обучению.
Цель программы : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи программы :
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, плавучесть и т. п.)
2. Формировать у детей элементарные географические представления.
3. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Организация занятий.
Программа разработана для дошкольников средней группы. Занятия проводятся с подгруппой по 10 – 12 человек. Программа рассчитана на 28 занятий; занятия проводятся по программе 1 раз в неделю по 20 минут.
Проведение занятий.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде.
Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Методические приёмы.
Основными методами работы с дошкольниками по указанной программе являются : наблюдения и опытно – экспериментальная деятельность. Наблюдение обеспечивает начальный этап исследования объектов и явлений в их естественном состоянии. Наблюдение – сложная деятельность. Основным её компонентом является восприятие, которое включает в себя воспроизведение прошлого опыта, мышление ребёнка, а также его чувства и эмоции.
Опыты знакомят дошкольников с одним из основных методов естественных наук – экспериментальным методом, формируют экспериментальные явления, вызывают интерес к исследованию природы.
Опыт составляет ту часть исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное воздействие на изучаемый объект или явление при помощи специальных инструментов и приборов.
При знакомстве с постановкой опытов можно выделить следующие основные элементы:
• уяснение задачи исследования;
• планирование;
• определение последовательности действий;
• создание экспериментальной установки;
• проведение необходимых сравнений;
• формулировка общего вывода с помощью взрослого.
Для усвоения всей цепочки экспериментальных действий, дошкольников необходимо ставить в положение исследователей.
Опыты должны проводиться индивидуально каждым ребёнком.
Перспективное планирование
экспериментально – исследовательской деятельности
(средний дошкольный возраст)
октябрь
1 Вводное занятие. Знакомство с лабораторией. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная бесцветная. Развивать речь детей, активизировать их словарь. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
2 Вода: запах, вкус, цвет. «Прятки с водой»
3 Вода: форма.
4 Вода: лёд-жидкость-пар.
ноябрь
1 Песок: сухой и влажный. Показать детям разнообразие объектов неживой природы: песка, глины, камней. Развивать мышление дошкольников.
2 Глина: сухая и влажная.
3 Песок и глина: кто пропускает воду?
4 Камни. Откуда берется песок?
декабрь
1 Воздух – невидимка. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми. Воспитывать аккуратность в работе.
2 Упругий воздух.
3 Чем дышат рыбы. Есть ли воздух в воде?
4 Бусинки в ледяном плену. Способствовать накоплению представлений о свойствах льда при воздействии на него разных температур.
январь
1 Грязный снег. Развивать умение ставить перед собой цель. Создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка.
2 Теплая капелька. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах и температуре воды.
3 Глобус – модель Земли. Познакомить детей с моделью Земли. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом. Расширить представления о смене дня и ночи.
4 Смена дня и ночи.
февраль
1 Знакомство с магнитами. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
2 Дерево и резина. Учить различать и отличать дерево, резину. Развивать наблюдательность и любознательность.
3 Как собрать воду со стола. Дать детям представление о свойствах ткани, бумаги, поролона.
4 Мыльная пена. Познакомить детей с образованием мыльной пены при помощи воды. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).
март
1 Тонет – не тонет. Формировать знания о плавучести предметов. Познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий.
2 Как растения пьют воду. Наглядно показать детям, как растения пьют воду. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; развивать восприятие предметов неживой природы; развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты.
3 Посадка лука. Учить детей выращивать зелёный лук в комнатных условиях. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц.
4 Проращивание фасоли. Познакомить детей с овощной культурой – фасолью. Расширить представления детей о труде на огороде. Воспитывать стремление к достижению определенных результатов.
апрель
1 Солнечные зайчики. Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2 Живые тени. Показать, что от источника света образуется тень.
Объяснить детям, что тень повторяет контур разных предметов и тела человека в том числе.
3 Мыльные пузыри (на улице) Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует плёночку.
4 Посадка тыквы в горшочки. Формировать представления детей о выращивании растений из семян.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Закрепить приемы посева семян.
Вызвать желание самим вырастить растение из семян.
Воспитывать трудолюбие и аккуратность.