Приложение МААМ

Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»

Труба Оксана
Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой: предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы.

Публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности „Почемучки“» размещена в разделах

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однакотакое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно – образовательной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально – образовательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе, явлении.

Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет расширить круг интересов дошкольников в познании окружающего мира при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Использование указанных методов приобретает особую актуальность в настоящее время, когда на первый план выходят не просто знания, умения и навыки, а ключевые компетентности. Научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и информацию – необходимые условия эффективности ребёнка в современном мире.

При таком подходе, экспериментально – исследовательская деятельность является оптимальным условием подготовки детей к школьному обучению.

Цель программы : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи программы :

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, плавучесть и т. п.)

2. Формировать у детей элементарные географические представления.

3. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Организация занятий.

Программа разработана для дошкольников средней группы. Занятия проводятся с подгруппой по 10 – 12 человек. Программа рассчитана на 28 занятий; занятия проводятся по программе 1 раз в неделю по 20 минут.

Проведение занятий.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде.

Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Методические приёмы.

Основными методами работы с дошкольниками по указанной программе являются : наблюдения и опытно – экспериментальная деятельность. Наблюдение обеспечивает начальный этап исследования объектов и явлений в их естественном состоянии. Наблюдение – сложная деятельность. Основным её компонентом является восприятие, которое включает в себя воспроизведение прошлого опыта, мышление ребёнка, а также его чувства и эмоции.

Опыты знакомят дошкольников с одним из основных методов естественных наук – экспериментальным методом, формируют экспериментальные явления, вызывают интерес к исследованию природы.

Опыт составляет ту часть исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное воздействие на изучаемый объект или явление при помощи специальных инструментов и приборов.

При знакомстве с постановкой опытов можно выделить следующие основные элементы:

• уяснение задачи исследования;

• планирование;

• определение последовательности действий;

• создание экспериментальной установки;

• проведение необходимых сравнений;

• формулировка общего вывода с помощью взрослого.

Для усвоения всей цепочки экспериментальных действий, дошкольников необходимо ставить в положение исследователей.

Опыты должны проводиться индивидуально каждым ребёнком.

Перспективное планирование

экспериментально – исследовательской деятельности

(средний дошкольный возраст)

октябрь

1 Вводное занятие. Знакомство с лабораторией. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная бесцветная. Развивать речь детей, активизировать их словарь. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

2 Вода: запах, вкус, цвет. «Прятки с водой»

3 Вода: форма.

4 Вода: лёд-жидкость-пар.

ноябрь

1 Песок: сухой и влажный. Показать детям разнообразие объектов неживой природы: песка, глины, камней. Развивать мышление дошкольников.

2 Глина: сухая и влажная.

3 Песок и глина: кто пропускает воду?

4 Камни. Откуда берется песок?

декабрь

1 Воздух – невидимка. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми. Воспитывать аккуратность в работе.

2 Упругий воздух.

3 Чем дышат рыбы. Есть ли воздух в воде?

4 Бусинки в ледяном плену. Способствовать накоплению представлений о свойствах льда при воздействии на него разных температур.

январь

1 Грязный снег. Развивать умение ставить перед собой цель. Создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка.

2 Теплая капелька. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах и температуре воды.

3 Глобус – модель Земли. Познакомить детей с моделью Земли. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом. Расширить представления о смене дня и ночи.

4 Смена дня и ночи.

февраль

1 Знакомство с магнитами. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

2 Дерево и резина. Учить различать и отличать дерево, резину. Развивать наблюдательность и любознательность.

3 Как собрать воду со стола. Дать детям представление о свойствах ткани, бумаги, поролона.

4 Мыльная пена. Познакомить детей с образованием мыльной пены при помощи воды. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

март

1 Тонет – не тонет. Формировать знания о плавучести предметов. Познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий.

2 Как растения пьют воду. Наглядно показать детям, как растения пьют воду. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; развивать восприятие предметов неживой природы; развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты.

3 Посадка лука. Учить детей выращивать зелёный лук в комнатных условиях. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц.

4 Проращивание фасоли. Познакомить детей с овощной культурой – фасолью. Расширить представления детей о труде на огороде. Воспитывать стремление к достижению определенных результатов.

апрель

1 Солнечные зайчики. Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2 Живые тени. Показать, что от источника света образуется тень.

Объяснить детям, что тень повторяет контур разных предметов и тела человека в том числе.

3 Мыльные пузыри (на улице) Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует плёночку.

4 Посадка тыквы в горшочки. Формировать представления детей о выращивании растений из семян.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Закрепить приемы посева семян.

Вызвать желание самим вырастить растение из семян.

Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковРазвитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Доклад «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной.

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Весы» Интегрированное занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Весы». Выполнила воспитатель первой квалификационной.

Картотека познавательно — исследовательской деятельности в младшей группе Сентябрь Тема № 1 «Свойства песка» Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду,.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Золушка и капля» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Золушка и капля» Образовательная.

Лэпбук по познавательно-исследовательской деятельностиЛэпбук по познавательно-исследовательской деятельности Лепбук своими руками для детей, чтобы им было наглядно лучше представлено. Детки с интересом подходят и изучают. А дополнительные конверты.

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности Педагогический проект «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста». Разработчик: Кулакова А. Н. г. Тавда.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория Почемучкина» 1. Актуальность проблемы 2. Паспорт проекта 3. Диагностика 3. Перспективное планирование через реализуемые образовательные области 4. Работа.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Пуговицы» Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно - научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством.

Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы «Миры детства: конструирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 20:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки»» (включая файлы) размещена пользователем Труба Оксана (УИ 1265665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД