Получи документы

Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Елена Гальцева
Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Рекомендации по организации занятий

по познавательно-исследовательской деятельности

в рамках реализации программы

«Миры детства: конструирование возможностей»

Выделенная в качестве программной задача развития познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решена в условиях организации занятий в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Публикация «Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Характеристики организации занятий:

1) Участие взрослого в деятельности наравне с детьми;

2) Добровольное (без психологического принуждения) включение детей в предлагаемую деятельность.

Первый момент связан со стилем поведения воспитателя, второй – с подбором интересного, привлекательного для детей содержания занятия.

Говоря о партнерской деятельности взрослого с детьми, подразумевается, что воспитатель занимает демократическую – партнерскую, а не авторитарную позицию – учительскую. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением. Включенность в такую же деятельность, что и другие, - основной функциональный признак партнерства. Учитель – это руководитель, регламентатор, его позиция связана с психологическим принуждением. Он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно-неправильно).

Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной децентрации.

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив вызывает пассивность ребенка, эмоциональный дискомфорт, невозможность самостоятельно принять решение, страх сделать что-то не так и агрессию, как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Организация занятия в форме партнерской деятельности требует от взрослого стиля поведения, который должен выражать суть партнерства: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее… Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации; в самом процессе деятельности исподволь «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность к результату других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В процессе деятельности допускается «рабочий гул», разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего его характеризует «открытый конец», каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценка взрослым действий может быть дана лишь косвенно (сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось).

Партнерская позиция требует и определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. При размещении детей за партами (столами, а взрослого за письменным столом, как на школьном уроке, партнерская позиция невозможна. Для организации занятия в партнерской форме необходимо максимально приближаться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть расположение за реальным круглым столом, или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

Используемая литература

1. Короткова Н. А. Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками//Ребенок в детском саду 2002 № 5.

2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду 2003 № 3.

Публикации по теме:

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Моя семья» Цели и задачи в разных возрастных группах. 1 младшая группа (от 2 – 3 лет) Побуждение (развивать умение) называть имена членов своей семьи,.

Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах Я хочу представить свой опыт работы по экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада. В старшем возрасте многие дети задумываются.

Картотека занятий по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе .

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Мой город» Вторая младшая Знакомить с родным городом (поселком, его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта,.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе в свободное от занятий время Перспективное планирование по организации познавательно - исследовательской (экспериментальной) деятельности в младшей группе в свободное.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Пуговицы» Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно - научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством.

Рекомендации по организации проектной деятельности Рекомендации по организация проектной деятельности для детей дошкольного возраста. Логвиненко А. Ю. – ПДО МБУДО ЦРТДиЮ «Крылатый». ДЕТСТВО.

Рекомендации по организации занятий дома с гиперактивным и невнимательным ребёнком Рекомендации по организации занятий дома, с гиперактивным и невнимательным ребёнком Неспособность концентрировать внимание является причиной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по организации занятий по познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 30 января 2019 в 18:58
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД