Наталья Бартош
Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по приобщению детей дошкольного возраста
к культуре народов Прибайкалья.
Иркутск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Принципы к формированию Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
2.2. Циклограмма деятельности педагога с детьми
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Планируемые результаты
Публикация «Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья» размещена в разделах
- Прибайкалье
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
3.4. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
3.5. Перечень литературных источников
3.6. Литература для детей
Введение
Важной задачей Дошкольного Образования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и Примерных Образовательных Программ Дошкольного Образования в условиях дошкольных организаций показал что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно – патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре ООП ДО, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
С этой целью была разработана вариативная часть программы «Приобщение детей к культуре народов Прибайкалья»» с введением отдельных и интегрированных мероприятий с учетом национально-регионального компонента. Это позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.
Программа направлена на расширение познавательной сферы детей : знакомство с традициями и обычаями, играми, фольклором народов Прибайкалья. Приобщение детей разных национальностей, живущих в Прибайкалье, к культуре коренных жителей Прибайкалья станет одним из источников духовного обогащения.
В условиях обновления современного общества происходит переоценка морально-этических норм и идеалов. Программа призвана прививать любовь к малой Родине, терпимость к людям другой национальности. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю. Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Прибайкалья.
Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям других народов.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель программы : Формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи программы :
1. Создавать условия для развития познавательной активности дошкольников.
2. Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов.
3. Формировать уважительное отношение к людям разной национальности.
4. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
5. Формировать любовь к родному краю.
1.1.2. Принципы к формированию Программы
Основными принципами работы программы является :
1. Принцип гуманизации.
Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.
2. Принцип дифференциации.
Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
3. Принцип интегративности.
Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями сочетаю разные виды деятельности.
4. Принцип наглядности.
Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Прибайкальем практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
2. Содержательный раздел
2.1 Общие положения
Представленное ниже содержание циклограммы деятельности педагога с детьми направлено на реализацию задач по приобщению детей к культуре народов Прибайкалья.
Содержание разработано на основе образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
2.2 Циклограмма деятельности педагога с детьми
«История и традиции культуры народов Прибайкалья»
Тема недели
Формы работы
Мероприятие
Цель
«История и традиции культуры народов Прибайкалья» Совместная деятельность с детьми Рассматривание иллюстраций с изображением национальных костюмов народов
Прибайкалья
Оформление альбома «Костюм сибирского народа»
Дидактическая игра «Укрась костюм» Формирование элементарных знаний о коренном населении Прибайкалья.
Самостоятельная деятельность детей. Создание книг-самоделок «Жилища сибирского народа»
Дидактическая игра «Семья» Формирование элементарных знаний о коренном населении Прибайкалья
Совместная деятельность с родителями. Изготовление куклы в русских и бурятских костюмах. Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям народов Прибайкалья
Совместная деятельность с детьми. Просмотр видеофильма
«Традиции и обычаи народов Прибайкалья»
Экскурсия в библиотеку. Развития интереса к традициям промыслам коренного населения Прибайкалья; пробудить в детях чувство любви и уважения к традициям и обычаям.
Самостоятельная деятельность детей. Подвижная игра «Здравствуй, догони!», «Табун»
Изготовление масок, шапочек для народных игр. Ознакомление дошкольников с играми народов Прибайкалья
Совместная деятельность с родителями. Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья» Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям народов Прибайкалья
3. Организационый раздел
3.1 Психолого – педагогические условия.
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Реализовать работу по программе помогает предметно- развивающая среда, обеспечивающая становление личности и раскрывающая индивидуальные особенности ребёнка. При отборе конкретного содержания предметно- развивающей среды старались учесть то, что оно должно: нести доступную информацию; вызывать эмоциональные чувства, отношения; побуждать к деятельности, поступкам.
-Карты: Мира, карта России, карта Иркутской области, глобус; Географический атлас для дошкольников; Символика: гербы, флаги города, города Иркутска, страны;
-Фотоальбомы «Любимые уголки моего города», «Путешествуем по родному краю»;
-Коллекции: «Запахи леса», «Мы их знаем», «Дары сибирской тайги», «Ткани», «Обувь», «Украшения», «Зерновые», «Полезные ископаемые», «Шумовые инструменты»;
-Альбомы: «Моя школа», «Это было на Ангаре», «Мой край», «Народов дружная семья», «Фольклор народов Прибайкалья», «Времена года», «Орнаменты народов Прибайкалья», «Город, в котором я живу», «Костюмы народов Сибири», «Народные музыкальные инструменты», «Тайга и её обитатели», «Птицы наших лесов», «Лекарственные травы леса Сибири»,«Красная книга Сибири», «Будем здоровыми!»
-Макеты «Мой город вырос из острога», «Природа моего края», «Братская ГЭС», «Деревенское подворье», «Ангарская деревня», «Мемориал Славы»;
-Куклы в национальных костюмах (русские, эвенки, тунгусы, буряты);
-Коллекции полезных ископаемых, лекарственных трав, шишек, открыток, гравюр, скульптур (объекты природы);
-Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране;
-Гербарий местных растений;
-Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Подбери наряд кукле», «Составь орнамент», «Чем отличаются?», «Кто живет в тайге, в тундре», «Что растет в тундре», «Времена года», «Рассели по домам»,«Планета Земля и ее жители», «Напиши правильно адрес;
-Кроссворды, ребусы, шарады
-Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Служба спасения», «Путешествие по реке времени», «Город будущего», «Строим ГЭС». «Путешествуем по Ангаре (Байкалу, «Стойбище»;
-Неоформленный материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и многое другое.
- Атрибуты к подвижным играм: «Перетяни палку», «Набрасывание маута», «Охота на куропаток», «Табун», «Хейро», «Прыжки через нарты», «Перетягивание каната»;
-Вырезки из газет «Огни Ангары», «Красное знамя»; Журналы «Сибирячок»
3.3. Планируемые результаты
Результатами проводимой работы по формированию познавательного интереса к истории и культуре родного края является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания:
Имеют представления о народах, проживающих на территории Прибайкалья (русские, буряты, эвенки).
Имеют представления о быте народов : жилище, промыслах (русские, эвенки,буряты).
Проявляют познавательный интерес к особенностям народного костюма (русский, бурятский, эвенкийский).
Имеют представления о том, что рукотворный мир – результат деятельности человека (через историю предметов).
Проявляют интерес к настоящему и прошлому родного края.
Имеют представления о народных промыслах.
Проявляет интерес к традициям, обычаям и обрядам народов Прибайкалья.
Имеет некоторые представления об истории народных праздников и обрядов.
Проявляет интерес к народным играм.
Испытывают положительные эмоции во время проведения народных праздников.
Испытываю уважение к родной культуре и гордость за нее.
3.4 Перечень нормативных и нормативно-методических
Документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный
интернет-портал правовой информации: Режим доступа: pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о
Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о
Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:https://government.ru/docs/18312/.
3.5 Перечень литературных источников
1. Галеева Е. В. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет- Иркутск : ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.
2. Горбунова В. А, Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.
3. Кенеман А. В. Детские подвижные народные игры народов СССР. Под ред. : Т. И. Осокиной – М. : Просвещение,1988.
4. Мищарина Л. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья. - Иркутск. 2004.
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.
Литература для детей.
1. Молчанов – Сибирский И. И. Дяди Ванин туесок – Иркутск: Издатель Сапронов, 2006.
2. Ольхон А. С. Сказки тайги и тундры. -Иркутск: кн. изд-во, 1955.
3. Распутин В. На реке Ангаре. - М. : Малыш, 1986.
4. Стародумов В. П. Омулевая бочка: сказка-Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1988.
5. Сергеев М. Д. Забавные сказки. - Иркутск: Вост- Сиб. кн. изд-во, 1969.
6. Трофимов М. Е. Лесная азбука: стихи. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во,1964.
7. Устинов С. К. Сказки и были о лесных жителях. – Сибирячок-2003-№5.