Приложение МААМ

Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья

Наталья Бартош
Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по приобщению детей дошкольного возраста

к культуре народов Прибайкалья.

Иркутск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы

1.1.2. Принципы к формированию Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

2.2. Циклограмма деятельности педагога с детьми

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Планируемые результаты

Публикация «Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья» размещена в разделах

3.4. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3.5. Перечень литературных источников

3.6. Литература для детей

Введение

Важной задачей Дошкольного Образования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.

Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и Примерных Образовательных Программ Дошкольного Образования в условиях дошкольных организаций показал что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно – патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре ООП ДО, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

С этой целью была разработана вариативная часть программы «Приобщение детей к культуре народов Прибайкалья»» с введением отдельных и интегрированных мероприятий с учетом национально-регионального компонента. Это позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.

Программа направлена на расширение познавательной сферы детей : знакомство с традициями и обычаями, играми, фольклором народов Прибайкалья. Приобщение детей разных национальностей, живущих в Прибайкалье, к культуре коренных жителей Прибайкалья станет одним из источников духовного обогащения.

В условиях обновления современного общества происходит переоценка морально-этических норм и идеалов. Программа призвана прививать любовь к малой Родине, терпимость к людям другой национальности. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю. Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Прибайкалья.

Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям других народов.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы

Цель программы : Формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.

Задачи программы :

1. Создавать условия для развития познавательной активности дошкольников.

2. Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов.

3. Формировать уважительное отношение к людям разной национальности.

4. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

5. Формировать любовь к родному краю.

1.1.2. Принципы к формированию Программы

Основными принципами работы программы является :

1. Принцип гуманизации.

Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

2. Принцип дифференциации.

Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

3. Принцип интегративности.

Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями сочетаю разные виды деятельности.

4. Принцип наглядности.

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Прибайкальем практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

2. Содержательный раздел

2.1 Общие положения

Представленное ниже содержание циклограммы деятельности педагога с детьми направлено на реализацию задач по приобщению детей к культуре народов Прибайкалья.

Содержание разработано на основе образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.2 Циклограмма деятельности педагога с детьми

«История и традиции культуры народов Прибайкалья»

Тема недели

Формы работы

Мероприятие

Цель

«История и традиции культуры народов Прибайкалья» Совместная деятельность с детьми Рассматривание иллюстраций с изображением национальных костюмов народов

Прибайкалья

Оформление альбома «Костюм сибирского народа»

Дидактическая игра «Укрась костюм» Формирование элементарных знаний о коренном населении Прибайкалья.

Самостоятельная деятельность детей. Создание книг-самоделок «Жилища сибирского народа»

Дидактическая игра «Семья» Формирование элементарных знаний о коренном населении Прибайкалья

Совместная деятельность с родителями. Изготовление куклы в русских и бурятских костюмах. Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям народов Прибайкалья

Совместная деятельность с детьми. Просмотр видеофильма

«Традиции и обычаи народов Прибайкалья»

Экскурсия в библиотеку. Развития интереса к традициям промыслам коренного населения Прибайкалья; пробудить в детях чувство любви и уважения к традициям и обычаям.

Самостоятельная деятельность детей. Подвижная игра «Здравствуй, догони!», «Табун»

Изготовление масок, шапочек для народных игр. Ознакомление дошкольников с играми народов Прибайкалья

Совместная деятельность с родителями. Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья» Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям народов Прибайкалья

3. Организационый раздел

3.1 Психолого – педагогические условия.

Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Реализовать работу по программе помогает предметно- развивающая среда, обеспечивающая становление личности и раскрывающая индивидуальные особенности ребёнка. При отборе конкретного содержания предметно- развивающей среды старались учесть то, что оно должно: нести доступную информацию; вызывать эмоциональные чувства, отношения; побуждать к деятельности, поступкам.

-Карты: Мира, карта России, карта Иркутской области, глобус; Географический атлас для дошкольников; Символика: гербы, флаги города, города Иркутска, страны;

-Фотоальбомы «Любимые уголки моего города», «Путешествуем по родному краю»;

-Коллекции: «Запахи леса», «Мы их знаем», «Дары сибирской тайги», «Ткани», «Обувь», «Украшения», «Зерновые», «Полезные ископаемые», «Шумовые инструменты»;

-Альбомы: «Моя школа», «Это было на Ангаре», «Мой край», «Народов дружная семья», «Фольклор народов Прибайкалья», «Времена года», «Орнаменты народов Прибайкалья», «Город, в котором я живу», «Костюмы народов Сибири», «Народные музыкальные инструменты», «Тайга и её обитатели», «Птицы наших лесов», «Лекарственные травы леса Сибири»,«Красная книга Сибири», «Будем здоровыми!»

-Макеты «Мой город вырос из острога», «Природа моего края», «Братская ГЭС», «Деревенское подворье», «Ангарская деревня», «Мемориал Славы»;

-Куклы в национальных костюмах (русские, эвенки, тунгусы, буряты);

-Коллекции полезных ископаемых, лекарственных трав, шишек, открыток, гравюр, скульптур (объекты природы);

-Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране;

-Гербарий местных растений;

-Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Подбери наряд кукле», «Составь орнамент», «Чем отличаются?», «Кто живет в тайге, в тундре», «Что растет в тундре», «Времена года», «Рассели по домам»,«Планета Земля и ее жители», «Напиши правильно адрес;

-Кроссворды, ребусы, шарады

-Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Служба спасения», «Путешествие по реке времени», «Город будущего», «Строим ГЭС». «Путешествуем по Ангаре (Байкалу, «Стойбище»;

-Неоформленный материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и многое другое.

- Атрибуты к подвижным играм: «Перетяни палку», «Набрасывание маута», «Охота на куропаток», «Табун», «Хейро», «Прыжки через нарты», «Перетягивание каната»;

-Вырезки из газет «Огни Ангары», «Красное знамя»; Журналы «Сибирячок»

3.3. Планируемые результаты

Результатами проводимой работы по формированию познавательного интереса к истории и культуре родного края является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания:

Имеют представления о народах, проживающих на территории Прибайкалья (русские, буряты, эвенки).

Имеют представления о быте народов : жилище, промыслах (русские, эвенки,буряты).

Проявляют познавательный интерес к особенностям народного костюма (русский, бурятский, эвенкийский).

Имеют представления о том, что рукотворный мир – результат деятельности человека (через историю предметов).

Проявляют интерес к настоящему и прошлому родного края.

Имеют представления о народных промыслах.

Проявляет интерес к традициям, обычаям и обрядам народов Прибайкалья.

Имеет некоторые представления об истории народных праздников и обрядов.

Проявляет интерес к народным играм.

Испытывают положительные эмоции во время проведения народных праздников.

Испытываю уважение к родной культуре и гордость за нее.

3.4 Перечень нормативных и нормативно-методических

Документов

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от

02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный

интернет-портал правовой информации: Режим доступа: pravo.gov.ru.

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о

Концепции дополнительного образования детей.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о

Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим

доступа:https://government.ru/docs/18312/.

3.5 Перечень литературных источников

1. Галеева Е. В. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет- Иркутск : ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.

2. Горбунова В. А, Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.

3. Кенеман А. В. Детские подвижные народные игры народов СССР. Под ред. : Т. И. Осокиной – М. : Просвещение,1988.

4. Мищарина Л. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья. - Иркутск. 2004.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

Литература для детей.

1. Молчанов – Сибирский И. И. Дяди Ванин туесок – Иркутск: Издатель Сапронов, 2006.

2. Ольхон А. С. Сказки тайги и тундры. -Иркутск: кн. изд-во, 1955.

3. Распутин В. На реке Ангаре. - М. : Малыш, 1986.

4. Стародумов В. П. Омулевая бочка: сказка-Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1988.

5. Сергеев М. Д. Забавные сказки. - Иркутск: Вост- Сиб. кн. изд-во, 1969.

6. Трофимов М. Е. Лесная азбука: стихи. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во,1964.

7. Устинов С. К. Сказки и были о лесных жителях. – Сибирячок-2003-№5.

Публикации по теме:

Ознакомление детей дошкольного возраста с национальным костюмом народов Поволжья В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность,.

Дидактическая игра «Дети разных народов» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Дети разных народов» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Дети разных народов" Дидактическая игра «Дети разных народов» была придумана и использована в ходе реализации проекта.

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Колыбель. Первое купание малыша» [b]Колыбель. Первое купание малыша. [/b] Конспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ ЦРР детский.

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Русская кухня» Русская кухняКонспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ ЦРР детский сад № 355 «Чулпан» Цель:.

Использование подвижных игр народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возрастаИспользование подвижных игр народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Использование подвижных игр народов мира как средство воспитания толерантности в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию» «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея.

Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ.

Развлечение по приобщению детей раннего возраста к русской народной культуре «Бабушка-забавушка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза.

Творческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-летТворческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-лет Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 18:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Прибайкалья» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бартош (УИ 306060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД