Лучший педагог года

Программа по работе с семьями воспитанников «Прикоснись ко мне добротой…»

Надежда Львова
Программа по работе с семьями воспитанников «Прикоснись ко мне добротой…»

«Семья - это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро»

В. Сухомлинский

Введение

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Публикация «Программа по работе с семьями воспитанников „Прикоснись ко мне добротой…“» размещена в разделах

Актуальность

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций.

В связи с этим администрация МДОУ "Детский сад № 27 «Теремок» организовала психологическую работу, в составе заведующей МДОУ, старшего воспитателя, педагога-психолога по трем направлениям:

• с родителями;

• педагогами;

воспитанниками.

Для этого были разработаны соответствующие пакеты документов:

для родителей:

- папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);

- информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;

для педагогов:

- альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя".

- план работы по адаптации детей в ДОУ

Работа с родителями проходит в несколько этапов:

первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;

второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);

третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

Построенная таким образом работа позволяет нам :

сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;

показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.

На всех этапах ведем активную просветительскую работу с родителями по вопросам адаптации.

Во-первых, в коридоре и группе находятся информационные стенды, на которых расположены документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.

Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ. На консультации собирается информация о ребенке. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету. С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке "Мой ребенок. Какой он?". На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

Знание и понимание ребенка дает в руки воспитателю "заветный ключик",позволяющий открывать сердца и души детей, тайники их способностей и возможностей. Воспитатели вместе с педагогом - психологом изучают возможности ребенка, влияние обучения и воспитания на формирование личности. Организация адаптационного периода начинаем задолго до 1 сентября. Создаём единое пространство развития ребенка, вовлекаем родителей в его осуществление.

На основе этого возникла необходимость разработке единой программы, которая стала ориентиром как для педагогов, так и для родителей.

Цель программы :

• развивать педагогическую компетентность родителей ;

• помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей;

• привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачи программы :

1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье

в период адаптации.

2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам адаптационного периода для ребёнка.

3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, раскрепощенности и доверия к окружающему миру.

4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Программа рассчитана на работу с родителями детей от 1,2-х до 3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду.

Структура программы

1. Групповые родительские собрания.

• Презентация ДОУ

• Получение родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОУ

• Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях.

• Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ

2. Индивидуальное консультирование родителей:

• Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания

• Сбор информации о детях

• Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей

• Просветительская работа с родителями

3. Проведение открытых НОД

• Создание оптимальных условий для адаптации детей к ДОУ

• Ознакомление родителей с общими стратегиями игрового взаимодействия с детьми

4. Создание родительского клуба «СЕМЬ - Я»

5. Организация постепенного ввода детей в группы, с учетом прогноза адаптации, сопровождение детей в период адаптации.

• Рекомендации родителям и воспитателям по времени посещения ДОУ, длительности периода адаптации и т. д.

• Проведение игровых НОД с детьми, направленных на улучшение эмоционального состояния.

Принципы взаимодействия с родителями:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

-возрастной характер взаимодействия с родителями;

-доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей в группе, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Для более эффективного сотрудничества мы используем следующие формы работы детского сада с семьей :

-беседы;

-родительские собрания;

-анкетирование;

-посещение на дому;

-выставки;

-папки-передвижки;

-наглядные формы педагогической пропаганды;

-консультации;

-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;

-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;

-алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».

В своей работе используем перспективный план по работе с родителями в адаптационный период. После того как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составили,четко регламентировали педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в этот период.

Заведующий: беседы с родителями, оформление родительских договоров.

Старший воспитатель : проведение экскурсий по МДОУ, проведение социологических опросов (анкетирования).

Педагог-психолог: диагностирование,психогимнастика,консультирование.

Воспитатели : организация и проведение совместных специальных игр-НОД с детьми и их родителями, консультирование, проведение досугов, НОД с использованием различных оздоровительных технологий.

Используя эти методы и приемы взаимодействия МДОУ с семьей в период адаптации, процесс у воспитанника детского сада будет протекать как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребёнок - педагог – родитель». Любая инициатива педагога, обращенная к семье, нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

Работу с родителями мы построили по типу игр и направили на установление неформальных контактов с привлечением их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что мы стараемся не навязывать готовую точку зрения, а вынуждаем их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Наглядно-информационные формы организации общения (устные журналы книжки-передвижки, фото-стенды, газеты, выставки) с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями мы стараемся подходить дифференцировано, с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, учитывая и возрастной характер взаимодействия с родителями, при этом соблюдая доброжелательность и открытость.

Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи

в адаптационный период.

Этапы работы с детьми в период адаптации:

Вся работа с детьми 1,2 - 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. В течение всего адаптационного периода играем с детьми в различные игры, стараемся ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка).

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

-игру повторяют в течение дня несколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;

-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;

-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

В адаптационный период соблюдаем последовательность работы с семьей :

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагаем совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендуем забирать детей до сна, постепенно, по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи.

В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4. Организация диагностической работы.

Диагностика проводится предварительно с согласования с родителями.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в три этапа.

1-ый этап. Первичная диагностика

Цель - определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. При этом используем анкетирование родителей. Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляем психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняем беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

По полученным результатам определяем прогноз адаптации и составляем индивидуальный образовательный маршрут.

Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

• нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения:

• несформированность культурно-гигиенических навыков;

• недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

На этой основе выделяем тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребёнка; определяем типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период. Затем составляем карту индивидуального сопровождения ребёнка. Индивидуальная работа с детьми – важнейшее условие их успешной адаптации к ДОУ.

Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов определяется следующими факторами:

• различен опыт отрыва от матери;

• не одинаков уровень тренированности нервных процессов;

• отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

• по-разному организовано воспитание в семье, режим дня, занятия, формы поощрения и порицания;

• отличия по типу нервной системы;

• отличия по темпу как психического развития в целом, так и их отдельных сторон.

Индивидуальный путь развития ребё нка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динамики трех линий развития: восприятия, движения и речи или их сторон. По результатам первичной диагностики составляем карту индивидуального сопровождения ребёнка. На основе результатов текущей диагностики вносим необходимые изменения в карту сопровождения.

2-ой этап. Текущая диагностика

Цель - охарактеризовать ход адаптации; выявить возможные проявления дезадаптации, используя метод наблюдения за ребёнком во время пребывания в ДОУ.

3-ий этап. Итоговая диагностика

Цель - которой определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребёнка к ДОУ, используя метод наблюдений (за ребёнком наблюдаем в течение недели,через три недели после начала посещения ДОУ).

Результатом диагностики является составление сводной таблицы по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы; принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребёнку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Результаты всех этап диагностики обсуждаем с педагогом-психологом и старшим воспитателем.

Этапы работы с родителями в период адаптации:

1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.

2. Составление семейного анамнеза.

Прогноз адаптации, анкеты для родителей,чьи дети поступают в ДОУ.

3. Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.

Сведения о ребенке получали в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений получали достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения с взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание уделяли особенностям протекания процесса адаптации. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку им необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды и т. д. Мы стараемся ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей. Это активизирует и обогащает воспитательные умения родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях. Мы стремимся сделать встречи с родителями неформальными, заинтересовать их, отвечая на вопросы, не увлекаясь теорией, а преподнося материал убедительно, доступно, опираясь на достижения науки и собственный опыт. Содержание работы с родителями организуем через самые разнообразные формы общения, которые мы делим на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. В нашем детском саду традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации. Часто проблемы оказываются сходными. Именно поэтому пришла идея организовать родительский клуб, как свободную, раскрепощенную форму общения людей, которая никого не принуждает, не ограничивает, не заключает в определенные рамки. Клуб могут посещать или не посещать любые родители. Родительский клуб называется «СЕМЬ - Я», руководителем клуба является воспитатель (1 квалификационной категории, стаж педагогической работы 37 лет) - Н. С. Львова. Клуб работает с октября 2015 года. Название клуба «СЕМЬ - Я» выбрано не случайно, ведь именно в семейной ячейке рождается единомыслие, единодушие, гармония, стройность, уважение и любовь к окружающим и любящим тебя людям.

Цель работы клуба : способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.

Задачи клуба:

• расширение возможности понимания внутреннего мира ребенка;

• стимулирование рефлексии взаимоотношений ребенка и взрослого в семье;

выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

• активизация коммуникативных отношений в семье.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя «глазами других» и тем самым осознать свои ошибки в воспитании детей, погасить ощущение единственности собственных трудностей. Такой подход к работе с семьями воспитанников значительно активизировал участие родителей в жизни ДОУ. Для них стали интересны вопросы не только информативного плана, но и обучающего. Родители уверены в том, что воспитатель всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Стараемся, в свою очередь, заручиться пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Таким образом, в нашем учреждении созданы условия для реализации единых задач воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Работа с воспитателями : составление планов работы по адаптации и проведение диспутов.

Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом. В первую очередь составляются планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доадаптационный и адаптационный периоды. Кроме того, между педагогами проводятся диспуты по вопросам адаптации.

Цели: выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

Оформление помещений ДОУ

Еще одной немаловажной составляющей работы воспитателей и специалистов ДОУ является формирование групп, их оформления. В первую очередь уделяется внимание раздевалке. В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному (Уголок уединения). Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

Помощь ребенку в адаптации

Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8­й, 16й, 32й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности. Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом. В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуем именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Роль игры в адаптационном периоде

Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

В нашем ДОУ предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: - хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн; - затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др. подбираются игрушки-забавы, шнуровка, куклы Бибабо. Часто проводится игра "Солнышко", которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.

Таким образом, можно сказать, что цель программы : взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации детей второго, третьего года жизни была достигнута, созданием целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Педагог – профессионал, владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил, для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста.

Групповые методы психологической работы с родителями представляются в различных теоретических концепциях. Петровская А. А. считает эти формы «подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой».

Вывод

Такой подход к работе с семьями воспитанников значительно активизировал участие родителей в жизни ДОУ. Для них стали интересны вопросы не только информативного плана, но и обучающегося,а в нашем учреждении созданы условия для реализации единых задач воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников МБДОУ «ДС «Звездочка» Воспитатели: Махмудова Асият Билаловна. Тема: «Взаимодейстие ДОУ с семьями воспитанников». Основные задачи педагогического.

Использование социальных акций в работе с семьями воспитанников Использование социальных акций в работе с семьями воспитанников. Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители.

Консультация «Прикоснись ко мне добротой» Как нам всем известно,одной из важнейших функцией взрослых является воспитание детей. причём от воспитания зависит многое: социализация.

Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка» Методическая разработка по работе.

Принципы и программа социального партнерства с семьями воспитанников В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников второй группы раннего возраста «Котенок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47» Программа социального партнерства с семьями воспитанников.

Программа социального партнерства воспитателя с семьями воспитанников Лигоньковой Н. Б. с семьями воспитанниковМбдоу детский сад №30 «Ёлочка» 2018 Актуальность. В настоящее время в России, как и во всем цивилизованном.

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников второй младшей группыПрограмма социального партнёрства с семьями воспитанников второй младшей группы Анализ взаимодействия с семьёй Всё взаимодействие направлено на вовлечение родителей в жизнь детского сада, на создание благоприятных условий.

Сотрудничество с семьями воспитанников Примерное календарное планирование на 2019 – 20 учебный год по программе «Тропинки» подготовительная к школе группа Срок проведения Объединяющая.

Взаимодействие с семьями воспитанников Взаимодействие с семьями воспитанников. Изотова Мария Викторовна Воспитатели I квалификационной категории Хочу поделиться своим педагогическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по работе с семьями воспитанников «Прикоснись ко мне добротой…»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 20:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД