Приложение МААМ

Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей «Поможем ребенку вместе»

ирина яцкова
Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей «Поможем ребенку вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа психолого-педагогического просвещения «Поможем ребенку вместе»

Школа для родителей гиперактивных детей)

Автор. Педагог-психолог Яцкова Ирина Владимировна

Пояснительная записка

За последние годы появилось много «сложных» детей, детей физически и психически нездоровых.

Публикация «Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей „Поможем ребенку вместе“» размещена в разделах

Родительский опросник показал, что родителям необходимы медико-психолого-педагогические знания : 82 % опрошенных родителей желаю систематически получать консультации психолога, логопеда, невропатолога, фтизиатра, ортопеда.

74 % - осознают, что нуждаются в помощи при возникновении проблемных ситуаций в воспитании ребенка.

56 % родителей хотели бы изменить взаимоотношения с детьми (сделать их более близкими, научиться понимать друг друга).

100 % родителей, участвовавших в опросе, уверены, что хороший родитель – это компетентный родитель.

Нарушения соматического здоровья часто становятся причиной школьной неуспешности. Дети испытывают трудности в обучении, у большинства наблюдаются различные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость.

Родители понимают трудности своих детей и хотят им помочь, но ощущают недостаточные знания, умения и навыки в этой области.

Основная идея создания школы для родителей заключается в следующем: повышая медико-психолого-педагогическую компетенцию родителей, способствовать своевременной коррекции и адекватному развитию личности ребенка.

В связи с этой целью программа включает следующие задачи:

формировать активной родительской позиции безусловного принятия своего ребенка;

помогать родителям лучше узнать детей, развивать способность к открытому взаимодействию;

передавать родителям основы психолого-педагогических знаний;

ознакомить родителей со способами конструктивного взаимодействия с ребенком.

Формы работы:

Коллективные: лектории, дискуссии, «»мозговой штурм», работа в общем круге, ролевые игры «родитель-ребенок», «педагог-ребенок», творческие этюды, психогимнастика, тематические опросники, проективные рисунки, направленная визуализация, релаксация, рефлексия.

Индивидуальные: частично структурированное интервью, беседы, консультации по результатам диагностики ребенка для определения матерью собственной потребности в посещении групповых занятий.

Цикличность:

Программа рассчитана на 22 встречи (всего 43часа, при необходимости количество часов можно увеличить. Занятия удобно проводить с периодичность одного раза в неделю.

Самодиагностика используется с целью осознания родителями психолого-педагогических затруднений в воспитании детей и потребности поиска новых приемов и методов их решения.

Анкетирование. Техника незаконченных предложений.

«Самооценочная лесенка» Дембо-Рубинштейн.

«Волшебная страна чувств» Зенкевич-Евстегнеева.

Структура занятий:

1. Разминка (приветствие, психогимнастика, игры).

2. Основная часть (лектории, беседы, обсуждение, тематические опросники, проективные рисунки, ролевые игры и т. д.).

3. Аутотренинг по Э. Джейкобсону и И. Шульцу.

4. Релаксация (музыкотерапия и библиотерапия, актуализация положительного жизненного опыта, направленная визуализация, рефлексия).

5. Подведение итогов занятия (рефлексия всего занятия, получение д/з).

Тематическое планирование.

Таблица11.

№ п/п Тема занятий Кол-во часов

1. Знакомство. Самодиагностика. Физическое здоровье ребенка. 2 часа

2. Психическое развитие ребенка. Эмоциональное благополучие в семье. 2 часа

3. Круглый стол «Почему моему ребенку трудно учиться- по результатам диагностики детей. 2 часа

4. Домашняя психокоррекция. Практикум. Приемы коррекции через нейро-

психологическую гимнастику (НПГ). 2 часа

5. Приемы коррекции через НПГ. Самомассаж. 2 часа

6. Приемы коррекции через НПГ. Дыхательные упражнения, их влияние на работу головного мозга. 2 часа

7. Приемы коррекции через НПГ. Слушай свое тело. Растяжки—путь к развитию головного мозга. 2 часа

8. Приемы коррекции через НПГ. Глазодвигательная гимнастика. 2 часа

9. Приемы коррекции через НПГ. Значение развития мелкой моторики рук для работы головного мозга. 2 часа

10. Приемы развития произвольной сферы через НПГ. 2 часа

11. Приемы развития пространственного мышления. 2 часа

12. Приемы развития всех свойств внимания. 2 часа

13. Приемы развития памяти. 2 часа

14. Приемы развития осведомленности, кругозора. 2 часа

15. Приемы развития логического мышления. 2 часа

16. Развитие речи. Роль сказки в семейном воспитании. 2 часа

17. Развитие воображения. Работа с пословицами, поговорками. 2 часа

18. Круглый стол «Родительская любовь». 2 часа

19. Причины формирования негативного поведения. Пути преодоления. 2 часа

20. Положительные и отрицательные установки. 2 часа

21. Типы детско-родительских отношений. 2 часа

22. Мера ответственности. Самодиагностика. 1час

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку :

проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и нельзя»;

стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

уделяйте ребенку достаточно внимания;

проводите досуг всей семьей;

не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

по возможности избегайте больших скоплений людей;

помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа :

придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:

составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» :

лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;

прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);

чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*, которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;

удержание в «железных объятиях» (холдинг) :

внеочередное дежурство по кухне и т. д.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.

Публикации по теме:

Модель взаимодействия ДОУ с семьей  — родительский клуб «Вместе получится!» родительский клуб- это одна из форм взаимодействия родителей с участниками образовательного процесса, способствующая повышению уровня социально.

Положение о родительском клубе «Доверие» ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано специалистами ГБОУ Детский сад № (далее - ДОУ) совместно с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей «Поможем ребенку вместе»
Опубликовано: 18 января 2015 в 09:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогического просвещения родителей гиперактивных детей «Поможем ребенку вместе»» (включая файлы) размещена пользователем ирина яцкова (УИ 214628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД