Получи документы

Программа «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»

Кристина Андреевна Смелянцева
Программа «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»

Пояснительная записка

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легкими ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в творчество. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

Публикация «Программа „Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии“» размещена в разделах

Но это далеко не единственный плюс песочной терапии : она замечательно развивает мелкую моторику, фантазию, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир.

Занятия проходили в игровой форме во второй половине дня, в совместной деятельности с педагогом, индивидуальным и групповым способом, 1 раз в конце месяца продолжительностью 15 минут.

Срок реализации данной программы был рассчитан на 36 календарных недель (в течение учебного года).

В ее реализации принимают участия дети старшей группы 5-6 лет.

Нормативно – правовая база

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Основная образовательная программа МБДОУ №223 «Детский сад общеразвивающего вида»;

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Устав МБДОУ №223 «Детский сад общеразвивающего вида».

Для реализации каждого этапа была изучена литература. Подобрав и проанализировав планы-конспекты занятий, был разработан перспективный план, который был апробирован на практике.

Тематический план

Время Месяц № Недели Тема Участники Место проведения

15 мин Сентябрь 1 «Чувствительные ладошки» Дети старшей группы «Веселые друзья» Групповая комната

2

«Знакомство с Песочным Человечком»

3 «В гостях у Песочной феи»

4 «Путешествие золотой рыбки»

15 мин Октябрь 1 «Солнечный мальчик» Дети старшей группы Групповая комната

2 «Колобок»

3 «Осень в Песочной стране»

4 «Волшебный цветок»

15 мин Ноябрь 1 «Сказочная страна» Дети старшей группы Групповая комната

2 ««Городок игрушек»

3 «У солнышка в гостях»

4 «Пироги пекла лиса»

15 мин Декабрь 1 «Первый снег» Дети старшей группы Групповая комната

2-3 «Зимний лес»

4 «Веселый новый год»

15 мин Январь 2 «Приключения Квака» Дети старшей группы Групповая комната

3 «Путешествие в страну А»

4 «Путешествие на паровозике»

15 мин Февраль 1 «Сказка об умном мышонке» Дети старшей группы Групповая комната

2 «Бабочки, которых я видел летом»

3 «Путешествие в страну А»

4 «Морозный узор»

15 мин Март 1 «Подснежник» Дети старшей группы Групповая комната

Методологические основы реализации программы «Развитие творческих способностей у дошкольников посредством песочной терапии»

Цель Программы : создание благоприятных условий для развития творческих способностей у старших дошкольников, на основе использования песочной терапии.

Задачи:

создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;

развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;

развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;

совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

снижение психофизического напряжения;

актуализация эмоций.

Участники: педагог, психолог, дети старшего возраста, родители.

Материально-технические ресурсы:

Необходимое оборудование:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет.

2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»

3. Цветной песок. Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим.

4. Цветная морская соль. Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики

5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см) В набор игрушек могут войти:

Человеческие персонажи;

Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.);

Транспорт (наземный, водный, космический, и др.);

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.);

Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.);

Сказочные герои (злые и добрые);

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Информационные ресурсы: методическая литература, дидактические пособия по песочной терапии, картотека сценариев сказок.

Содержание работы по развитию творческих способностей посредством песочной терапии

Все занятия проводились в форме сказки и игры, сказочные сюжеты, классические и авторские, соответствующие теме занятия. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению со взрослыми и сверстниками, пониманию себя. Во время наших занятий играла тихая музыка, во время рисования песком затемнялось освещение.

Часть 1. Вводная

Цель – организация настроя детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми.

Часть 2. Основная

На эту часть приходилась основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входили упражнения и игры, направленные не только на развитие творческого потенциала детей, но и эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3. Заключительная

Основные цели: подведение итога занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии.

На первом занятии детей знакомили с коллекцией, показывали – что где располагается и какие есть категории игрушек, чтобы ему легче было найти ту или иную игрушку. Затем знакомили с песком, давали возможность взаимодействовать с сухим и мокрым песком, и определить предпочитаемый вид песка. После чего детям предлагалось построить что-нибудь по своему желанию. Давали им времени столько, сколько потребуется.

Во время строительства песочной картины, мы стремились не вмешиваться, соблюдать тишину, и внимательно следить за происходящим.

После завершения строительства песочной картины ребенок знакомил педагога с тем, чем считает нужным. Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета ребенком, или провоцирование его на придумывание сюжета. В конце работы, ребенок оставлял свою песочную картину неразобранной.

Условия реализации опыта:

• согласие и желание ребенка;

творческий подход педагога к проведению занятий;

• у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Этапы реализации программы

Реализация содержания программы с помощью песочной терапии предусматривала несколько этапов:

• Подготовительный этап – планирование видов занятий по развитию творческих способностей у детей посредством песочной терапии.

• Основной этап – систематизация знаний и представлений о песочной терапии у детей.

• Закрепляющий этап – закрепление представлений о развитии творческих способностей у детей посредством песочной терапии.

Ожидаемые результаты:

развитие фантазии и творческих способностей;

развитие мелкой моторики и речи;

развитие и улучшение всех познавательных процессов – внимания, памяти, образного мышления, воображения, восприятия;

формирование коммуникативных навыков;

эмоциональное развитие – понимание своих чувств и эмоций;

стабилизация положительной динамики состояния эмоционального благополучия детей;

создание благоприятного психологического климата в группе.

Способы определения ожидаемых результатов

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатам тестирования воспитанников.

Виды контроля:

Входной.

Итоговый.

Формы контроля: групповой, индивидуальный.

Метод оценки результатов реализации программы

За основу берется 2 диагностические методики:

1. Субтест Гилфорда «Составление изображений объектов»

Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Перед дошкольниками ставится задача : нарисовать заданные объекты, используя определенный набор фигур.

Инструкция: «Нарисуй определенные объекты, используя следующий набор фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, меняя их размеры, но нельзя рисовать другие виды фигур или линий. В первом квадрате необходимо нарисовать лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом то, что ты пожелаешь. Кроме того, четвертому рисунку необходимо дать название.

Далее испытуемому предъявляется набор фигур, а также образец выполнения задания. Общее количество времени, затраченное на выполнение всех рисунков не должно превышать 8 минут.

Рис. 1

Набор геометрических фигур для проведения субтеста «Составление изображений объектов»

Ответы детей заносятся в протокол. В соответствии с общим баллом ребенку присваиваются следующие уровни развития :

Высокий уровень – от 19 до 24 баллов;

Средний уровень – от 13до 19 баллов;

Низкий уровень – от 8 до 13 баллов.

2. Тест «Незаконченный рисунок» П. Торренса

Цель: выявление невербальных творческих способностей, уровня изобразительных способностей, активности процесса творческого воображения.

Дошкольникам предлагается угадать предмет, используя несколько характерных элементов его незавершенного реалистичного изображения. Задание строится таким образом, что незавершенность объекта, изображенного на рисунке, постепенно снижается от первого рисунка, где она была максимальна, к четвертому, где предмет изображен полностью.

Инструкция: дошкольнику предлагается первый рисунок со словами: «Посмотри, на этом рисунке что-то начали рисовать, но так и не закончили. Как ты считаешь, что здесь будет изображено?». Если ребенок не высказал никаких предположений относительно изображенного объекта, то ему был предложен второй рисунок с инструкцией: «Взгляни, на этом рисунке кое-что добавили. Может быть, ты теперь сможешь догадаться, что здесь пытались нарисовать?» Таким способом предъявлялся и третий рисунок, если изображение все еще не было распознано.

Анализ результатов:

Высокий уровень – ребенок угадывает по 1- 2 рисунку.

Средний уровень - угадывают изображение на третьем рисунке.

Низкий уровень – объект угадывается по четвертому рисунку, что означает, что ребенок не выполнил задание.

Заключение

Проведенные занятия вызвали у дошкольников большой интерес. Однако приступали к выполнению задания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо проводить в системе.

Дети получили удовольствие от общения с песком и радовались итогам своей работы. Формирующий этап показал, что песочная терапия доставляет дошкольникам истинную радость. Кроме того, им доставляло огромное удовольствие и сам процесс выполнения. Дети были готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получалось движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, как бы демонстрируя свой успех, радовались, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Итак, предложенные нами в данной программе формы, методы, приемы и средства позволят активизировать творческие способности у старших дошкольников. Развитие творчества дошкольников на основе их собственной творческой деятельности выступило главной особенностью данной программы.

В результате освоения данной программы дети к концу года стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Творческие работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию творческих способностей на данном этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в творчестве воспитанников возросла. В связи с этим, следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей и совершенствования приёмов работы с песком у детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева,Т. М. Грабенко. – СПб, 2008.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб, 2013.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – М. : Речь, 2005.

4. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – СПб, 2006.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 09:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД