Получи документы

Программа самообразования (5 фото)

Анна Жукова
Программа самообразования

Программа самообразования

Программа самообразования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга»

Программа самообразования

Жуковой Анны Александровны

воспитатель

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации».

2014

(Начало изучения темы)

2017

(Окончание изучения темы)

с. Спасское 2014

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф. И. О. педагога Жукова Анна Александровна

Публикация «Программа самообразования» размещена в разделах

Дата рождения 03.09.1986

Стаж работы в должности 5лет

Образование: «Нижегородский педагогический колледж», 2003-2006г

«Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»,

2007-2011г

Курсы повышения квалификации :

Повышение квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт

развития образования» по программе «Теоретические и методические

основы развития ребенка в образовательном пространстве

дошкольного учреждения (ФГТ и ФГОС)»2013г.

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Процесс выполнения большинства, бытовых, трудовых и учебных действий в

значительной степени зависит от уровня развития способностей рук.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования

детей находятся на кончиках их пальцев. Чем более «умелая» рука, чем она

более чувствительна и развита, тем тоньше и сложнее ее взаимодействие с

орудиями труда и окружающими предметами, тем больше мастерства у ребенка.

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

По мнению И. М. Сеченова движения рук человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат

ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мыслительными

изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Основные задачи формирования мелкой моторики интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Актуальность:

Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиях, лепки, аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом,дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественно- эстетическое развитие.

Аппликация,рисование, лепка, - все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки.

Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель и задачи самообразования

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Задачи:

• Определить специфику освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте.

• Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики.

• Развить умения производить точные движения пальцами рук.

• Развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Развить творческую активность, фантазию.

• Разработать годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития мелкой моторики у дошкольников.

4. Разработать картотеку игр по развитию мелкой моторики.

Форма отчё тности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

• различные виды аппликаций

• штриховка

• Дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• паззлы, мозаика.

План мероприятий

Вид деятельности Сроки результат

Изучение методической литературы В течение учебного года Картотека литературы по теме

Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов В течение учебного года Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ. RU»

Разработка плана занятий с детьми.

Оформление стенда «Мы старались» В течение учебного года

Апрель - май

Выставка детских работ

Работа с родителями:

-Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы над мелкой моторикой

-Родительское собрание в форме мастер - класс

- Выставка работ родителей

Ноябрь

февраль

март Результат участия

Посещение занятий РМО В течении года Знакомство с опытом работы

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц Направления работы Способы достижения

Сентябрь Работа с документацией.

Изучение закона

«Об образовании»,других нормативных документов Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подготовка к аттестации:

Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь Изучение теории по теме: ««Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации». Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение НОД воспитателей по Художественно-эстетическому развитию. Обмен опытом по проблеме.

Декабрь Работа над модернизацией комнаты. Оформление уголка группы

Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.

Январь Изучение теории обучения детей ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ Знакомство с литературой.

Защита методической разработки

Выступление с презентацией.

Февраль Подготовка презентации по РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ Подбор материала

Март Разработка картотек игр. Подбор материала

Апрель Подготовка праздника Весна,

Мамин день Репетиции.

Май Семинар по развитию мелкой моторики по средствам аппликации Обобщения опыта работ коллег

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

План работы с детьми на 2014-2015уч. год.

Месяц Тема Задачи Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь «Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской» - Знакомство детей с игровым персонажем Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования;

- рассматривание изображений, выполненных в разных техниках;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки.

«Поиграем с волшебным мышонком Джимми» - экспериментирование с материалами;

- знакомство со способами крепления различного материала;

- формирование интереса к данной деятельности Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь «Сделаем ковёр из листьев» - знакомство детей с обрывной техникой в аппликации;

- учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;

- учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения;

- поддерживать, поощрять умения детей в аппликации. Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.

«Моё чудо дерево»

- продолжать осваивать технику обрывной аппликации;

- учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева);

- продолжать учить правильно, пользоваться кисточкой, клеем

Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага

Н

О

Я

Б

Р

Ь «Жёлтый птенчик» знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена);

- учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения;

- продолжать учить правильно, держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения;

- продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.

«Бурый мишка» - продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);

- продолжать учить брать небольшую щепотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения;

- продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь «Первый снег» - знакомство детей с аппликацией из ваты;

- учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги;

- учить правильно, наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки) Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки.

«Здравствуй, Дедушка Мороз!» - продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;

- учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода);

- создавать эмоционально благоприятный фон. Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки.

Я

Н

В

А

Р

Ь «Ёлочка нарядная»

- познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки;

- учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики;

- продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.

«Снеговик» - продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона;

- учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика;

- обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон, клей, кисточки.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь «Весёлый барашек»

- познакомить детей с аппликацией из макарон;

- учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами;

-учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались. Изображение барашка, макароны, клей, кисточки.

«Деревянный домик в лесу» - продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон;

- продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек;

- создавать эмоционально положительную атмосферу для детей. Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки.

М

А

Р

Т «Подарим маме веточку мимозы» - продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки;

- учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик;

- продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками. Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

«Веточка вербы» - продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки;

- продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место;

- обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.

А

П

Р

Е

Л

Ь «Бабочки на полянке» - продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур;

- учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур;

- обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.

Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки.

«Одуванчики расцвели на лугу» - продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги;

- учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек;

- поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания. Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки.

М

А

Й «Наш аквариум»

Коллективная работа - познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы;

- учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума;

- учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу. Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа;

Клей, кисточки.

«Наш аквариум»

Коллективная работа - познакомить детей с элементами оригами;

-учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики);

-обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки. Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки.

Используемая литература:

1. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М. : Просвещение, 1986.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : 1999.

3. Гусакова М. А. Аппликация. - М. : Просвещение, 1982.

4. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.

5. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Педагогика, 1983. – 112с.

6. Казакова Т. Г., Лыкова И. А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 87-91.

7. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб. : Речь, 2006. – 216 с.

8. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М. ,1973

9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990. – 144 с.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

11. Лыкова И. А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005

12. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 200

Программа самообразования Начало изучения темы Окончание изучения темы с Спасское ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ Ф педагога Жукова Анна Александровна Публикация Программа самообразования размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Самообразование саморазвитие Темочки Дата рождения
Публикации по теме:

Программа профессионального самообразования «Игровая деятельность в физическом воспитании детей» Программа профессионального самообразования МБДОУ детского сада № 20 «Дюймовочка» Вершининой Натальи Викторовны На период с 2013 по 2014.

Программа самообразования I этап. Самосознание Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства.

Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Программа самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Пояснительная записка Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью. В. А. Сухомлинский События.

Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Тема: Поисково-исследовательская деятельность.

Программа самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Актуальность темы: Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Программа самообразования на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в коллективной деятельности» Программа самообразования Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в коллективной деятельности» Подготовила: Воспитатель.

Программа самообразования воспитателя Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Элберт Хаббард План самообразования воспитателя.

Программа самообразования «Взаимодействие семьи и ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа самообразования
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 14:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД