Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»

Алёна Бахметова
Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития детей № 16 «Жемчужинка»

Программа самообразования воспитателя Бахметовой Алёны Николаевны на 2014 – 2016 г.

Тема: «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу игровой деятельности как средство социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

• изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.

• повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.

• Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.

Актуальность:

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников,можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольногообразования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное,которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.

Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Мероприятие Задачи Содержание работы Литература Сроки Форма отчета

2014 г.

1) Изучение ФГОС ДО. Изучить ФГОС ДО. ФГОС ДО. Январь 2014 -март 2014. Написание эссе «ФГОС – это.»

2)Знакомство с задачами социально- коммуникативного развития. Изучить образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС ДО; Текст ФГОС (гл. 1, п 1,3; 1,4; 1,6); Электронный ресурс- http://sociosphera.com/publication/conference/2014/231/

socialnokommunikativnoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedeniya_fgos/. Апрель 2014. Конспект ФГОС по области «Социально – коммуникативное развитие».

3)Анализ психолого- педагогической и методической литературы по данной теме. Рассмотреть и изучить развитие детской игровой деятельности в психолого- педагогической и методической литературе. Консультация старшего воспитателя ДОУ (Иткиной И. В) «Особенности развития игровой деятельности дошкольников» Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Н. Н. Васильева «Развивающие игры для дошкольников», Ярославль 1996 г.

Май 2014. Консультация для родителей на тему «Развивающие игры для дошкольников».

4)Распространение педагогического опыта. Анализ полученных знаний по изучаемой теме. Составление презентации для педагогов ДОУ. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2001г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника», М.: Дрофа, 2010 г. Сентябрь 2014.Презентация для педагогов ДОУ: «Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО».

5)Знакомство родителей с ФГОС ДО по социально- коммуникативному развитию. Познакомить родителей с данной темой. Поиск нужной информации и разработка рубрик для оформления стенда. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; Статья в журнале «Воспитатель» 2010г «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Л. Васильева «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г. Октябрь 2014.Оформление стенда в группе: «Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО».

6)Взаимодействие со специалистами. Взаимодействовать с педагогом- психологом. Составление консультации вместе с педагогом- психологом для педагогов ДОУ. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника». М.: Дрофа, 2010 г. Ноябрь 2014- Декабрь 2014. Консультация с психологом для педагогов ДОУ на тему: «Игровая деятельность, как средство развития коммуникации у дошкольников».

2015 г.

7)Социально- коммуникативное развитие, как неотъемлемая часть предметно- пространственной среды. Проанализировать взаимосвязь предметно- пространственной среды и социально- коммуникативное развитие. Пополнение и оформление предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г. Январь 2015- Декабрь 2015. Презентация педагогам ДОУ на тему: «Игровая деятельность в предметно- развивающей среде».

2016 г.

8)Анкетирование родителей по теме: «Социально- коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО». Анализ данных и составление результата. Составление анкет для родителей. Интернет- ресурс. Январь 2016г. Аналитическая справка по результатам анкетирования.

9)Разработка проекта на тему: «Подвижные игры, как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». Подготовка к проекту. Поиск нужной информации и литературы для проекта. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Журнал «Ребенок в детском саду» 2007г; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника». М.: Дрофа, 2010 г. Февраль 2016- Апрель 2016. Проведение родительского собрания на тему: «Учимся играть вместе с детьми».

10)Отчет о проделанной работе за два года. Реализовать накопленный опыт. Внедрение методов и приемов в педагогическую деятельность. Май 2016. Отчет о проделанной работе за два года.

Литература:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС)

2. Закон об образовании РФ

3. Васильева Н. Н. «Развивающие игры для дошкольников», Ярославль 1996 г.

4. Бодраченко И. А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010 г.

6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

7. Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г.

8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.: Академия, 2001г.

9. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

10. Электронный ресурс-

http://sociosphera.com/publication/conference/2014/231/-

socialnokommunikativnoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedeniya_fgos/.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

План самообразования «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки» на 2015–2020 г. Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через развитие мелкой моторики руки». ФИО: Галеева Эльмира Рафкатовна.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Программа по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» 2015–2016 г. г. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников». Пояснительная записка..

Программа профессионального самообразования «Игровая деятельность в физическом воспитании детей» Программа профессионального самообразования МБДОУ детского сада № 20 «Дюймовочка» Вершининой Натальи Викторовны На период с 2013 по 2014.

Программа самообразования на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в коллективной деятельности» Программа самообразования Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в коллективной деятельности» Подготовила: Воспитатель.

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития.

Театрализация как средство развития речи, коммуникативных, артистических способностей детей старшей группы Театрализация, как средство развития речи, коммуникативных, артистических способностей детей старшей группы. Проблема: Почти полное отсутствие.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 14:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...