Лучший педагог года

Программа для дошкольников «В стране оригами»

Галина Лифенко
Программа для дошкольников «В стране оригами»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

• Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

• Уставом и другими локальными актами МАДОУ ЦРР д/с №40.

Публикация «Программа для дошкольников „В стране оригами“» размещена в разделах

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Ведущая идея программы — создание современной образовательной среды, позволяющей реализовать деятельность обучающихся, получать новые результаты и продукты. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Ключевые понятия:

Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране оригами» имеет художественно-эстетическую направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка к познанию и творчеству. Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, художественно-изобразительные 4 способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в объединениях технической и художественной направленности, подготовит к исследовательской и проектной деятельности.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Педагогическая целесообразность: систематические занятия оригами с детьми, способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, помогут развить познавательные процессы, в том числе мышление и речь, выработать волевые качества, что является гарантией всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.

Практическая значимость образовательной программы

Практическая значимость программы : занятия оригами являются одной из форм изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Принципы отбора содержания образовательной программы.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей) :

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- -принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы по оригами является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему

Цель образовательной программы.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи образовательной программы

Обучающие:

-познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

-научить следовать устным инструкциям;

-обучить различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

-развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать художественный вкус, творческие способности учащихся. Воспитательные:

-воспитывать интерес к искусству оригами;

- воспитывать коммуникативные способности детей;

-воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 4-5 лет, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 40, группу №6.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 1 года.

На полное освоение программы требуется 34 часа, включая индивидуальные консультации.

Основные методы обучения

В процессе обучения используются различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит вид деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Планируемые результаты

Результат освоения программы – умение конструировать из бумаги, формирование у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к выдумке и фантазии.

Обучающиеся будут знать:

-простейшие правила организации рабочего места;

-правила безопасности труда при работе с клеем, ножницами;

-виды бумаги и правила работы с ней;

-основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник.);

-основные термины, используемые в оригами;

-базовые формы оригами, последовательность их изготовления.

Обучающиеся будут уметь:

-различать виды бумаги; -определять виды геометрических фигур;

-следовать устным инструкциям;

-складывать основные базовые формы оригами : книжка, дверь, блин, треугольник, воздушный змей, двойной треугольник;

-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

-соблюдать правила культуры труда, работы в коллективе;

-соблюдать правила безопасности труда.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Освоение Рабочей программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики /мониторинга/.

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребё нка и используется при решении следующих задач:

• индивидуализации образования / в т. ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/;

• оптимизации работы с группой детей;

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

• не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;

• позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;

• учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;

• позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы :

• Составление альбома тематических работ.

• Проведение выставок детских работ (тематические, авторские).

• Инсценировка детских художественных произведений.

• Диагностика умений, навыков работы с бумагой.

Оригами - праздник.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

Материально - технические условия.

Материально-техническая база:

- групповая комната (столы, соответствующие санитарным нормам СанПин;

- образцы поделок;

- рабочий материал.

Внешние условия:

- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:

Непосредственно рабочая: бумага цветная из набора.

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

• Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).

• Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).

Салфетки: бумажная, тканевая.

• Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

• Кисти.

• Папки для работ детей.

Педагог реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Уровневая дифференциация образовательной программы – ознакомительный уровень

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Дополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦНДополнительная программа с экологическим уклоном для дошкольников СРЦН КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УКЛОНОМ «ПРИРОДА И Я – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Возраст обучающихся:.

Мастер-класс по оригами «Аленький цветочек» к Всемирному Дню оригами для старших дошкольниковМастер-класс по оригами «Аленький цветочек» к Всемирному Дню оригами для старших дошкольников Сказку «Аленький цветочек» знают все от мала до велика. Она чудо как хороша, интересна и поучительна. Главная мысль сказки о том, что душевная.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для дошкольников «В стране оригами»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 18:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД