Получи документы

Программа «Элемент самопознания»

Светлана Климова
Программа «Элемент самопознания»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Фундамент личностных качеств ребенка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребенка, его активность, поведение, жизненные успехи - все это определяется уровнем самооценки.

Детская самооценка заключается в том, как кроха видит самого себя, оценивает собственные способности и особенности. Начальный период формирования самооценки - дошкольный возраст. Сформированную самооценку очень сложно изменить. На ее уровень наибольшее влияние оказывает семья и окружение ребенка.

Публикация «Программа „Элемент самопознания“» размещена в разделах

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Правильно сформированная самооценка у дошкольника выступает не просто как знание самого себя, а как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

В процессе общения у детей формируется предрасположение к проявлению определенных форм активности по отношению к сверстникам. При этом ожидания возникают на основе эмоционально окрашенных представлений и переживаний ребенка по поводу того, как будут, скорее всего, вести себя в тех или иных ситуациях общения с ним сверстники и как они оценят его самого.

Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Авторы, опираясь на диалектико-материалистические принципы развития самосознания личности, разработанные в марксистской психологии, показали, что внешние социальные факторы оказывают решающее воздействие на формирование самооценки ребенка. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.

Одной из важнейших задач реализации требований ФГОС является позитивная социализация дошкольников. Для успешного решения данной задачи необходимо сформировать адекватную самооценку у детей дошкольного возраста.

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B.C. Мерлин, В. с. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чаматы, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джеймс и др.

Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи постепенно расширяют и углубляют это понятие.

Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс (1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой.

У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение. С. Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения.

Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире.

В старшем дошкольном возрасте, на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л. С. Выготский, важная личностная инстанция, опосредующая отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами. В составе самооценка следует разделять содержательное представление ребенка о себе и своих свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный компонент самооценки). К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии (Чеснокова И. И). Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку – позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность.

Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Цель программы : Поддержание и коррекция адекватной самооценки у детей.

Задачи программы :

1. Поддержание и развитие самооценки у детей с адекватной самооценкой

2. Коррекция и развитие самооценки у детей с заниженной самооценкой

3. Снять состояние эмоционального дискомфорта

Структура программы :

Занятия по программе проводятся в старшей и подготовительной группах 1 раз в неделю в течение 15-20 минут общегрупповым способом.

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. В этом возрасте он отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения с взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям.

В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная, это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается» : он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

В незнакомой ситуации, а именно, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена.

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека

В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

Планируемые результаты:

1. Сформированность позитивной, адекватной самооценки.

2. Повышена включаемость детей в социальное взаимодействие

3. Скорректировано социальное самочувствие,

4. Более сформирована потребность и способность взаимодействия с миром.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Планирование к программе «Элемент самопознания» для развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

№ занятия Содержание занятия Цели занятия Период проведения Продол-

житель-

ность

Занятие 1

1. девиз

2. я очень хороший

3. копилка эмоций

1. эмоциональный настрой группы

2. повышение уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

Сентябрь

1-я неделя 15-20 мин.

Занятие 2

1. девиз

2. клеевой дождик

3. мышеловка

4. копилка эмоций

1. сплочение детей,

2. снижение тревожности, 3. повышение самооценки

4. повысить уровень уверенности ребенка в собственных силах.

5. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 3

1. девиз

2. я-смелый

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 4

1. девиз

2. я-ловкий

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 5

1. девиз

2. я-умный

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

Октябрь

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 6

1. девиз

2. я-сильный

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 7

1. девиз

2. я-добрый

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 8

1. девиз

2. лепим волшебный шар

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. развитие чувства отношения к группе

4. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 9

1. девиз

2. вот так храбрец

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки, уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

Ноябрь

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 10

1. девиз

2. возьмите меня в игру

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки,

уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 11

1. девиз

2. твой друг плачет

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие чувства сопереживания

3. повышение самооценки

4. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 12

1. девиз

2. протянем друг другу руку

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. развитие чувства отношения к группе

4. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 13

1. девиз

2. за что меня любит мама

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей

3. повышение чувства эмпатии

Декабрь

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 14

1. девиз

2. я-лев

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение у детей уверенности в себе

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 15

1. девиз

2. ладошки

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 16

1. девиз

2. комплименты

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 17

1. девиз

2. зайки и слоники

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

3. повышение чувства эмпатии

Январь

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 18

1. девиз

2. я смогу

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. способствовать развитию самоуважения детей.

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 19

1. девиз

2. ромашка успеха

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки ребенка.

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 20

1. девиз

2. волшебные очки

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доброжелательного отношения

3. развитие чувства отношения к группе

4. повышение

Февраль

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 21

1. девиз

2. имена-качества

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. способствовать развитию самоуважения детей.

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 22

1. девиз

2. передай клубочек

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие групповых отношений, повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 23

1. девиз

2. я могу

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 24

1. девиз

2. волшебный стул

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.

3. повышение чувства эмпатии

Март

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 25

1. девиз

2. слепой танец

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 26

1. девиз

2. смелый капитан

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повысить самооценку, развить уверенность в себе.

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 27

1. девиз

2. у тебя всё получится

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 28

1. девиз

2. позови ласково

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

Апрель

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 29

1. девиз

2. похвалилки

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. повышение самооценки

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

Занятие 30

1. девиз

2. я очень хороший

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

3. повышение чувства эмпатии

3-я неделя 15-20 минут

Занятие 31

1. девиз

2. недотроги

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. Способствовать повышению самооценки ребенка

3. повышение чувства эмпатии

4-я неделя 15-20 минут

Занятие 32

1. девиз

2. я люблю себя за то…

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств, поступков

3. повышение чувства эмпатии

Май

1-я неделя 15-20 минут

Занятие 33

1. девиз

2. мир без тебя

3. копилка эмоций

1. сплочение детей

2. Позволить каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей

3. повышение чувства эмпатии

2-я неделя 15-20 минут

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Направленность реализации программы

1. Коррекция заниженной самооценки

2. Развитие адекватной самооценки

3. Поддержание адекватной самооценки

Методы реализации программы

1. Заучивание

2. Объяснение

3. Выполнение

4. Рефлексия

5. Анализ

Публикации по теме:

Босохождение — элемент закаливания организма (консультация для родителей) При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается.

Презентация «Угадай элемент русского костюма» Цель: Создание условий для расширения представлений у детей подготовительной группы о видах русской народной одежды: мужского и женского.

Метеостанция как элемент экологической тропы В процессе ознакомления с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, общаться, постоянно стремится к эксперименту, осваивает нормы.

Биоэнергопластика как элемент здоровьесберегающих технологий в ДОУ Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В. А. Сухомлинский Что такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика.

Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» подготовил воспитатель Коновалова О. В. Способность.

Презентация «Метеостанция как элемент инновационной технологии — исследовательская деятельность» Дошкольное образование сегодня - это сложный процесс, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые.

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ, В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство.

Орбизы как элемент арт-терапииОрбизы как элемент арт-терапии В нашем учреждении создана инклюзивная образовательная среда, в которой совместно со здоровыми детьми воспитываются дошкольники разных нозологических.

Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Казахстане существенно проявляется в его духовном самоопределении,.

Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста Значение подвижных игр. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Элемент самопознания»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 07:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД