Лариса Шунина
Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
(На основе программы А. С. Роньжиной "Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ")
Составитель: воспитатель ГБДОУ № 25 Кировского района Шунина Л. В.
Программа "Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ре-бенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедле-нию темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Адресат.
Дети 2 – 3 лет, родители детей.
Продолжительность курса.
Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2 раза в неделю по 10 – 15 минут).
Форма проведения.
Фронтальная в просторном помещении.
Цель программы.
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы.
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного со-стояния.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Структура занятия.
1 часть. Вводная (3 минуты).
Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на совместную работу.
2 часть. Основная (5-7 минут).
Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со сверстниками.
3 часть. Заключительная (3-5 минут).
Цель: снятие психологического напряжения.
Примечания.
1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста переутомление и снижение интереса к занятию.
2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.
3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция "наблюдателя" несет также положительное воздействие в процессе восприятия происходящего.
Ожидаемые результаты.
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
Тематический план.
№ / занятия / Тема / Задачи
1. "Божья коровка" -создание положительного настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие зрительного восприятия.
2. "Листопад" - создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.
3. "Мячик" - развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие ориентации в пространстве.
4. "Осенний лес" - сплочение группы;
- развитие способности реагировать на инструкцию;
- развитие пространственных представлений.
5. "Веселый петрушка" - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей;
- закрепление знаний о принадлежности к полу.
6. "Зайка" - развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
7. "Мыльные пузыри" - снятие эмоционального напряжения;
- обучение детей установлению контакта друг с другом.
8. "Музыканты" - создание положительной эмоциональной обстановки;
- развитие образности слухового восприятия;
- развитие речи
9. "Мишка" - развитие чувства эмпатии;
- развитие координации движений;
- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха.
10. "Котята" - формирование положительной самооценки;
- развитие умения воспроизводить услышанные звуки;
- снятие мышечного напряжения.
Словарь.
1. Психологическая адаптация – приспособление личности к изменению условий среды.
2. Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
3. Стресс – состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей.
4. Тревожность – свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущения беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или предполагаемых.
5. Зона ближайшего развития – возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.
Литература.
1. А. С. Роньжина "Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению", М., 2003 г.
2. С. В. Крюкова, Н. П. Слободияк "Давай жить дружно", М., 2002 г.
3. С. И. Семенака "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе", М., 2004 г.
4. О. Г. Заводчикова "Адаптация ребенка в ДОУ", М., 2007 г.
5. Н. В. Кирюхина "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ", М., 2005 г.