Кирилл Михайлов
Программа «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций орга-низма человека в течение индивидуальной жизни.
Физическое воспитание направлено на достижение физического совершен-ства, т. е. высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека
Публикация «Программа „Здоровье“» размещена в разделах
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В. А Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнера-достности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Цель программы : главная цель программы физического воспитания состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную потребность дошкольников в движении, корректировать уровень здоровья и всестороннее физическое здоровье детей.
Задачи программы :
1. Оздоровительные : укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма, обеспечение творческого развития людей. 2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др., овладение специальными знаниями, привитие организаторских способностей.
3. Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Методы, используемые на занятиях:
- наглядные - показ, использование наглядных пособий, имитация, зритель-ные и звуковые ориентиры, помощь;
- словесные - название упражнения, описание, объяснение, пояснение, указания, команды и распоряжения, вопросы к детям, рассказы, беседы;
- практические - повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
Форма занятий: очная, информационно игровая.
Режим занятий:программа рассчитана на 3 месяца по 2 занятия в неделю для воспитанников в возрасте от 3 до 12 лет. За академический час принимается занятие продолжительностью 30-35 мин.
Состав исполнителей:инструктор по физической культуре.
Ожидаемые результаты реализации программы :в результате освоения программы по ОФП оздоровительной направленности и подвижным играм воспитанники должны достигнуть следующего уровня.
Знать и иметь представление:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки; о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и
показателя.
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Контроль осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья : количество острых заболеваний в год, показатели физического развития (рост, вес) Мониторинг эффективности работы осуществляется на всех этапах реализации программы в диагностических картах воспитанников. Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными. Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников (которые представлены в ПРИЛОЖЕНИЕ)
Содержание программы
1. Познание
1.1. Теоритическое занятие «Познание».
Формирование видения целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
1.2. Теоритическое «Социализация».
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни.
2. Здоровье
2.1. Практическое занятие «Здоровье».
Решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. Малоподвижные игры (хороводы, с выполнением движений на внимание, игры с правилами и др.)
2.2. Практическое занятие «Техника».
Обучение держанию мяча, ловле и передаче мяча двумя руками. Соревновательные игры (эстафеты, командные)
2.3. Практическое занятие «Ходьба».
Формирование двигательных умений и навыков. Ходьба и упражнения с теннисным мячом.
2.4. Практическое занятие «Музыка».
Развитие музыкально – ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры.
2.5. Практическое занятие «Здоровый образ жизни».
Овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. Подвижные игры.
2.6. Практическое занятие «Движение».
Формировать двигательные умения и навыки детей: быстрота, ловкость, выносливость, метание, прыжки, равновесие, координация движений. Подвижные игры.
2.7. Практическое занятие «Ритм».
Развивать умение детей двигаться в соответствии с заданными условиями:
под музыку в определенном ритме, по уменьшенной площади движения, по сигналу, вместе с подгруппой детей, с заданиями для рук и ног, выполняя определенные правила. Подвижные игры.
2.8. Практическое занятие «Ловкость».
Развитие свободы движений, ловкости, смелости, гибкости, быстроты, силы воли, выносливости. Подвижные игры.
2.9. Практическое занятие «Ловкость».
Закрепление навыков правильных основных движений ребенка. Подвижные игры.
3. Безопасность
3.1. Теоритическое занятие «Безопасность».
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.
4. Коммуникация
4.1. Практическое занятие «Коммуникация».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение. Ходьба и бег по корригирующим дорожкам, по массажным дорожкам, прокатывание мячей, перепрыгивание через предметы.
5. Движение
5.1. Практическое занятие «Игры».
Развитие физических качеств ребенка. Подвижные игры.
5.2. Практическое занятие «Ловкость».
Формировать двигательные умения и навыки детей: быстрота, ловкость, выносливость, метание, прыжки, равновесие, координация движений.
5.3. Практическое занятие «Движение».
Развивать умение детей двигаться в соответствии с заданными условиями. Физические упражнения.
5.4. Практическое занятие «Смелость».
Развитие свободы движений, ловкости, смелости, гибкости, быстроты, силы воли, выносливости.
5.5. Практическое занятие «Подвижные игры».
Закрепление навыков правильных основных движений ребенка в свободных движениях во время игр. Подвижные игры.
5.6. Практическое занятие «Подвижные игры».
Развитие свободы движений, ловкости, смелости, гибкости, быстроты, силы воли, выносливости. Ролевые и творческие игры, самостоятельные физкультурные упражнения и основные движения для закрепления в свободной деятельности.
6. Игры
6.1. Практическое занятие «Игры».
Развивать умение детей двигаться в соответствии с заданными условиями:
под музыку в определенном ритме, по уменьшенной площади движения, по сигналу, вместе с подгруппой детей, с заданиями для рук и ног, выполняя определенные правила. Дозированная ходьба, спортивный оздоровительный бег.
6.2. Практическое занятие «Ловкость».
Развитие свободы движений, ловкости, смелости, гибкости, быстроты, силы воли, выносливости. Подвижные игры.
6.3. Практическое занятие «Музыка».
Развитие музыкально – ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры.
6.4. Практическое занятие «Движение».
Формировать двигательные умения и навыки детей: быстрота, ловкость, выносливость, метание,прыжки, равновесие, координация движений. Подвижные игры.
6.5. Практическое занятие «Ритм».
Развивать умение детей двигаться в соответствии с заданными условиями:
под музыку в определенном ритме, по уменьшенной площади движения, по сигналу, вместе с подгруппой детей, с заданиями для рук и ног, выполняя определенные правила. Подвижные игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение выносливости:
Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
5. Тест на определение гибкости:
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.
Методика: Наклон вперё д из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи, то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.
Наклон вперё д из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
6. Тест на определение силовых способностей:
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: По команде «Начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.
Метание мешочка правой (левой) рукой способом «из-за спины через плечо». Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.
При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:
• прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
• перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
• гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
• беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.
При определении уровня физической подготовленности ребё нка следует ориентироваться на следующие факторы:
• степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
• умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
• развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
• общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в учреждении.
Во время тестирования важно учитывать:
1. индивидуальные возможности ребёнка;
2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка. По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка, подводится итог в конце каждого года.
Основная литература
1. Васильков Г. А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : «Просвещение«, 1976.
2. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 109 е., ил. - (Физкультура и здоро-вье).
3. Глазырина Л. Д., Лопатик Т. А. Методика преподавания физической культу-ры: 1-4 кл. : Метод, пособие и программа. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с. - (Б-ка учителя начальной школы).
4. Красикова И. С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. - СПб. : КОРОНА принт., 2003. - 176 е. : ил.
5. Красикова И. С. Плоскостопие у детей. - СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. - 128 е. : ил.
6. Лечебная физичосхая культура: Учеб. для с гуд. высш. учеб. заведений /С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др. ; Под ред. С. Н. Попова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
7. Овсянников В. Д. Дыхательная гимнастика. - М. :3нание, 1986. -64с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)
8. Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С. Д. Соловей. - С. -Петербург: Ривьера, 1995,214с.
9. Потапчук А. А, Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб: Речь, 2001. - 166 с.
Ю. Степанова О. А. йхра с-з. 'юравм; "^ьиая работ-, s начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М. :ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
П. Хрипкова О. Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. /А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. -М. : Просвещение, 1990. - 319 с.
12. Физическая культура. Си. -тема работы с учащкм' пея специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/авт. -сост. А. Н. Каинов, И. Ю. Шалаева - Волгоград: Учитель,2009.- 185 с.
Дополнительная литература
1. Детские подвижные игры. / Сост. В. И. Гришков. - Новосибирск: Новосибир-ское книжное издательство, 1992. - 96 с.
2. СтраковскаяB.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 1994. - 288 е., ил. + цв. приложения, 32 с.
3. Хамзин X. Сохранить осанку — сберечь здоровье. — М. : «Знание», 1980.
4. ШеферИ,р Дружи с ги «н *сТ1*крй. 1 физкультура и епй-рт. 1976.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Диагностическая карта физической подготовленности
Группа ___
Дата проведения: ___. 20 ___г. - ___. 20 ___г.
___. 20 ___г. - ___. 20 ___г.
Диагностику провел:___
(Ф. И. О., должность)
№ п/п Код несовершеннолетнего Ловкость
(10 м) Прыжки в высоту с места (см) Прыжки в длину с места (см) Метание мешочков на дальность (м) Координация движений Статическое равновесие (сек) Оценка результатов
правая левая
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
5 (высокий) - при выполнении теста ребенок самостоятельно без вмешательства взрослого действует в правильной последовательности.
4 (выше среднего) – ребенок выполняет тест с косвенной помощью взрослого, допускается одна ошибка, существенно не влияющая на конечный результат.
3 (средний) – тест выполнен с большим трудом, имеются значительные ошибки. С прямыми указаниями взрослого.
2 (низкий) - тест практически не выполнен, однако ребенок делает попытки.
1 (очень низкий) – ребенок не делает попыток выполнить тест.
Календарно-тематический план
Программы
по укреплению физического и психического здоровья
«Здоровье»
№ п/п Тема занятия Количество часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Познание 2 2 -
1.1 Познание 1 1 -
1.2 Социализация 1 1 -
2 Здоровье 9 - 9
2.1 Здоровье 1 - 1
2.2 Техника 1 - 1
2.3 Ходьба 1 - 1
2.4 Музыка 1 - 1
2.5 Здоровый образ жизни 1 - 1
2.6 Движение 1 - 1
2.7 Ритм 1 - 1
2.8 Ловкость 1 - 1
2.9 Ловкость 1 - 1
3 Безопасность 1 1 -
3.1 Безопасность 1 1 -
4 Коммуникация 1 - 1
4.1 Коммуникация 1 - 1
5 Движение 6 - 6
5.1 Игры 1 - 1
5.2 Ловкость 1 - 1
5.3 Движение 1 - 1
5.4 Смелость 1 - 1
5.5 Подвижные игры 1 - 1
5.6 Подвижные игры 1 - 1
6 Игры 5 - 5
6.1 Игры 1 - 1
6.2 Ловкость 1 - 1
6.3 Музыка 1 - 1
6.4 Движение 1 - 1
6.5 Ритм 1 - 1
Итого: 24 24 3 21
Учебный план
Программы
по укреплению физического и психического здоровья
«Здоровье»
№ п/п Названиеразделов Всего Теоретическиезанятия Практическиезанятия
1. Познание 2 2 -
2. Здоровье 9 - 9
3. Безопасность 1 1 -
4. Коммуникация 1 - 1
5. Движение 6 - 6
6. Игры 5 - 5
Всего: 24 3 21