Получи документы

Программа по познавательному развитию «Маленький математик» для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст)

Юлия Голубева
Программа по познавательному развитию «Маленький математик» для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст)

Принято: Утверждаю:

На педагогическом совете Заведующий

МКДОУ «ЦРР – д/с № 1» МКДОУ «ЦРР – д/с № 1»

Протокол № ___

(Н. Л. Арлюкова)

от «___» ___ 201 г. от

201 г.

ПРОГРАММА

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

"МАЛЕНЬКИЙ МАТЕМАТИК"

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ

(Старший возраст)

Срок реализации программы 2017-2019 учебный год

Публикация «Программа по познавательному развитию „Маленький математик“ для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Составители :МОРОЧКО СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА– воспитатель

первой квалификационной категории

ГОЛУБЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА – воспитатель

соответствие занимаемой должности

Заволжск, 2017

ЦЕЛЕВОЙ

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка:

1.1 Цели и задачи реализации Программы;

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

1.3Планируемые результаты освоения программы

2

3

4

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Познавательное развитие»

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы. Механизм реализации Программы

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.4 Календарно-тематическое планирование

5

6

7

18

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение образовательной программы

10

Приложения Диагностические задания.

Определение творческого потенциала ребенка

Технологии, применяемые в работе.

1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарё нностью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

• способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

• раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

• способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

• раннее развитие сенсорных способностей;

• оригинальность суждений, высокая обучаемость;

• стремление к самостоятельности.

1.1. Цель программы :

• выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Задачи:

1. Определение склонности ребенка.

2. Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников.

3. Организовать индивидуальную работу с ребенком по усвоению знаний и развития логического мышления

4. Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их интеллектуальных способностей.

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок в возрасте 5-6 лет пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

В ходе проведения диагностики по познавательному развитию были выявлены дети с высоким уровне развития. (Приложение 1)

1. Кузнецова Арина

2. Крутова Даша

3. Можжухина Лиза

4. Пронский Захар

5. Шарова Арина

1.3. Планируемые результаты программы.

По итогам обучения дети должны знать:

• числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

• порядковый счет от 1 до 10;

• числа-соседи;

• меру длины — сантиметр;

простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отре­зок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямо­угольник, овал, многоугольник;

• вершины, стороны, углы фигур;

• основные цвета и их оттенки;

• название сторон и углов клетки;

• строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);

предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

• название дней недели;

• название месяцев и времен года;

уметь:

• считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

• находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смеж­ные числа;

• решать простейшие арифметические задачи;

• находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

• изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

• подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

• ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);

• ориентироваться в пространстве;

• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;

• использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

• измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;

• делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

• собирать фигуры из 4—8 частей;

• рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

• рисовать по памяти;

• срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

• собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;

• логически формулировать ответы;

• продолжать логический ряд фигур и предметов;

• решать математические загадки, ребусы, головоломки.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области "Познавательное развитие"

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала :

занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

• группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы. Механизм реализации Программы

1. Научно-технические средства:

• образовательная программа «Математика для дошкольни­ков»;

• учебно-методические пособия (комплект рабочих тетра­дей для детей К. В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математи­ка», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Подготовлен ли ребенок к школе по матема­тике, «Количество и счет», «Графические диктанты»).

2. Материально-техническое обеспечение :

• строительный набор (кирпичики);

• кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказ­ки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др. ;

кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Заниматель­ные кубики»;

игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;

конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»;

• рамки-вкладыши Монтессори;

• наборы дидактический, арифметический;

• арифметическое домино;

• коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);

• мозаика детская;

• коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);

• набор карточек с цифрами от 0 до 20;

• счетная и ученическая линейка, демонстрационный мате­риал по каждой теме программы;

• счетные палочки;

• набор планов по ориентации в кабинете и на улице;

• набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);

• наборы игрушек;

• наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;

• магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;

• логические блоки Дьенеша;

• цветные счетные палочки Кюизенера;

• пособие «Домик».

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Используются следующие способы определения результативности:

• педагогическое наблюдение;

• педагогический анализ результатов опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в викторинах, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

Мониторинг.

педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения;

• мониторинг образовательной деятельности детей : оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчёта.

Виды контроля

• Начальный или входной контроль – с целью определения уровня развития детей.

• Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

• Промежуточный или рубежный контроль – с целью определения результатов обучения.

• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

2.4. Календарно-тематическое планирование

1. Количество и счет (15 занятий)

• числа от 0 до 10;

• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй);

• прямой и обратный счет в пределах 10;

• нахождение и сравнение чисел-соседей;

• решение простейших арифметических задач.

Для обучения детей по теме «Количество и счет» используется рабочая тетрадь «Занимательная математика» (К. В. Шевелёв)

2. Величина (9 занятий)

• сравнение предметов по форме;

• сравнение предметов по цвету;

• сравнение предметов по размерам;

• сравнение предметов по длине и высоте;

• сравнение предметов по ширине и толщине;

введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, оди­наковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и раз­ные по цвету;

• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не под­ходящего по 1-2 признакам;

• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;

• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);

• методы наложения и приложения;

• прием попарного сравнения.

Тема «Величина» представлена в рабочей тетради «Занимательная математика» (К. В. Шевелёв).

3. Ориентировка в пространстве (10 занятий)

• ориентировка на листе в клеточку;

• ориентировка в клеточке;

• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

понятия: слева, справа, вверху, внизу;

направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад;

формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;

использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.

Тема «Ориентировка в пространстве» представлена в рабочих тетрадях «Занимательная математика», «Задачки в клеточках».

4. Ориентировка во времени (6 занятий)

• название дней недели;

• название месяцев;

• времена года, год;

формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;

формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.

5. Простейшие геометрические представления (5 занятий)

• точка, луч, угол, отрезок;

• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;

• ломаная и кривая линии;

• разомкнутые и замкнутые линии;

• ученическая линейка, ее практическое использование;

• знакомство с мерой длины — сантиметром.

Для изучения темы «Простейшие геометрические представления» используется рабочая тетрадь «Занимательная геометрия» (К. В. Шевелёв).

6. Геометрические фигуры (7 занятий)

• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

• углы, стороны, вершины фигур;

• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;

• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;

• группировка фигур по 1-2 признакам;

• деление фигур на равные и неравные части;

• сборка целых фигур из 4-8 частей.

Тема «Геометрические фигуры» представлена в рабочей тетради «Занимательная геометрия».

7. Графические работы (10 занятий)

• штрихование и раскрашивание;

• рисование по памяти;

• рисование узоров по клеточкам на слух;

• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;

• дорисовывание недостающих частей предметов;

• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

Тема «Графические работы» представлена в рабочих тетрадях «Задачки в клеточках» и «Занимательная математика».

8. Конструирование и моделирование (10 занятий)

• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;

• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;

• собирание кубиков «Уникуб»;

• работа со строительным материалом (кирпичики);

• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;

• собирание картинок из частей;

• собирание цифр из счетных палочек;

• игры с бусинками.

9. Логические задачи (8 занятий)

• антонимические игры;

• продолжение логического ряда;

• классификация предметов по признакам;

• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не под­ходящего по 1-2 признакам;

• головоломки различного вида сложения;

занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;

• игры, развивающие память, внимание, воображение и логиче­ское мышление;

математические конкурсы.

Итого 72 занятия

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение образовательной программы

1. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М. :2009

2. ШевелевК. В. Конспекты занятий по математике с детьми 6-7 лет. -М. :2010

3. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М. : Мозаика-синтез, 2005. - 80 с.

4. Шевелев К. В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М. : Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.

5. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет – М. :ТЦ Сфера, 2014 – 64с.

6. Колесникова Е. В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М. :ТЦ Сфера, 2012.

7. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе.

Рабочие тетради для детей

1. Шевелев К. В. Учусь писать цифры. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

2. Шевелев К. В. Готовимся к школе (в 2х частях). Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

3. Шевелев К. В. Занимательная геометрия. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

4. Шевелев К. В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

5. Колесникова Е. В. Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-7 лет.

Публикации по теме:

Конспект ОД по художественно‑эстетическому развитию «Искусство в жизни человека» (старший дошкольный возраст) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ.

Презентация «Дидактическая игра по познавательному развитию «Найди лишний предмет» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга общеразвивающего.

Комплексы гимнастики после сна для детей (старший дошкольный возраст) Сентябрь «Дружные ребята» Мы, все дружненько проснулись Улыбнулись, потянулись, (Движения соответствующие тексту) Подышали ловко (Дышат.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Чудо-грибочки» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Чудо-грибочки» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст): «Чудо грибочки». Воспитатель: Скворцова Наталья Владимировна.

Конспект занятия по познавательному развитию «Три великих Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый» (старший дошкольный возраст) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 пос. Красносельского муниципального образования Гулькевичский.

Квест-игра для детей и родителей «Шуточки пиратов» (старший дошкольный возраст) .

Лэпбук по развитию речи и познавательной активности «Часы» (старший дошкольный возраст)Лэпбук по развитию речи и познавательной активности «Часы» (старший дошкольный возраст) В этом году работаю с проектами. В рамках семейного проекта стали собирать колекцию часов. На удивление собрали больше чем ожидали. Откликнулись.

ООД по художественно-эстетическому развитию в разновозрастной группе (средний и старший дошкольный возраст) «КАК РЕБЯТА – ЗАЙЧАТА СПАСАЛИ ЗАЯЧЬЕ ЦАРСТВО»Цель: развитие сенсомоторных навыков у детей при работе с нетрадиционными материалами. Задачи:.

План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) Основная цель. Создание условий для построения.

Проектная деятельность познавательному развитию «Золотая осень» (старший дошкольный возраст) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Золотая осень!» Старший дошкольный возраст Выполнила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по познавательному развитию «Маленький математик» для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 21:54
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД