МААМ-картинки

Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Елена Рябцева
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. А это, как следствие, увеличение количества детей младшего дошкольного возраста - неговорящих и плохоговорящих. Эти воспитанники составляют потенциальную группу риска по формированию общего недоразвития речи.

Публикация «Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В связи с этим, коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте становится приоритетной. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка.

Требованием современного этапа развития системы дошкольного образования становится реорганизация ранней логопедической помощи детям, посещающим дошкольные учреждения. У нас в учреждении этой эффективной формой является осмотр учителем-логопедом детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В нашем учреждении функционируют три группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Комплектование логопедических групп осуществляется на основании решения ПМПК с трехлетнего возраста. Предварительно отбор детей для прохождения ПМПК идет с февраля, во второй младшей группе. Но работа с воспитанниками начинается с момента окончания адаптации. После прохождения периода адаптации, с начала учебного года, 1 раз в неделю в течение 3 месяцев учитель - логопед посещает первые младшие группы с целью наблюдения. И в это же время ведет встречи с родителями, пытаясь узнать характер ребенка, интересы, предпочтения. В ходе беседы задает вопросы о ходе речевого развития.

После выявления детей с проблемами речевого развития учитель - логопед приглашает родителей на индивидуальную консультацию с целью рекомендации консультирования у специалистов узкого направления для обследования, установления точного диагноза и лечения. Педагог организуется активное включение родителей в процесс динамического наблюдения за формированием начального детского лексикона у детей с задержкой речевого развития. Таким образом, эффективно решается основная задача пропедевтического этапа – выявление ребенка с отставанием в развитии.

Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными коррекционной логопедической помощью. Поэтому, для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В целях оказания пропедевтической помощи младшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения, учителями-логопедами, совместно с педагогами данных групп ведется работа, по следующим направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с педагогическим составом;

- информационно - просветительская деятельность с родителями;

Работа с детьми включает выполнение следующих задач (в рамках возрастных особенностей) :

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• формировать правильное речевое дыхание;

• развивать просодические компоненты речи;

• развивать потребность в общении;

• активизировать пассивный и активный словарный запас;

• развивать восприятие, внимание, память и мышление.

. Задания предусматривают разумное чередование интересных детям видов деятельности:

• артикуляционные упражнения;

• дыхательные упражнения;

• мимические упражнения;

• пальчиковая игра.

Пропедевтика нарушений фонематического слуха и звукопроизношения предусматривает: стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата, развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания; активизацию звукоподражания у детей.

Слово в сочетании с движением организует и регулирует речедвигательную сферу детей, активизирует познавательную деятельность.

Логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста предполагает обязательное включение родителей в образовательный процесс. Кроме индивидуальных консультаций, в нашем дошкольном учреждении активно ведётся работа с родителями в рамках семейного клуба «Мы вместе» : это практикумы для родителей по развитию артикуляционной, дыхательной, моторной, познавательной сфер, круглые столы, мастер-классы и творческие мастерские. Ведется просветительская работа: подготовка памяток, буклетов, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы.

Таким образом, пропедевтика и раннее выявление нарушений речи у дошкольников, позволяет значительно снизить количество тяжёлых нарушений речи в более старшем возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Моя педагогическая находка: «Пальчиковые кинезиологические упражнения - эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного.

Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста Введение Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей. Для ОНР-1 характерно полное отсутствие речи. Дети только.

Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений СЛАЙД №1 ВСТУПЛЕНИЕ Среди детей подготовительной группы нашего детского сада, примерно третья часть – это дети с ограниченными возможностями.

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности.

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».[/h3] Автор- составитель Панфёрова Н. С. ,.

Презентация на тему «Раннее выявление детей с ОВЗ и их комплексное сопровождение» С каждым годом растёт число детей, имеющих отклонения в психологическом и речевом развитии. Очень часто родители не замечают, что их ребёнок.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.

Рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений у детей «Терпение и кропотливый труд, Желание, усердие, старание, Известно всем, «все перетрут», Коль будем речи уделять внимание. " (Конищева.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2018 в 12:21
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД