Светлана Владимировна Чередниченко
Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике
▼ Скачать + Заказать документы
Протокол обследования
Методика «Тип мышления» (автор модификации диагностической методики Г. В. Резапкина)Цель: определения индивидуального способа преобразования информации у обучающихся.
Дата проведения диагностики 19.03.2018
Обследуемый класс: 9-Г.
Всего в классе 23 обучающихся (100%)
В опросе приняли участие 21 человек (91.3%)
База проведения МБОУ «СОШ № г. Белгорода
Диагност: педагог-психолог школы Чередниченко С. В.
Публикация «Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике» размещена в разделах
Интерпретация результатов:№ Виды деятельности Общее кол. выборов Ранг % содержание ответов
1 Предметно-действенное мышление 6 I 26%
2 Абстрактно-символистическое мышление 0 0%
3 Словесно-логическое мышление 6 I 26%
4 Наглядно-образное мышление 5 II 22%
5 Креативность 4 III 17.3%
Ранжирование:
I - Предметно-действенное мышление 26%
I - Словесно-логическое мышление 26%
II- Наглядно-образное мышление 22%
III Креативность 17.3%
Обработка результатов:
21 обучающихся класса -91.3%
1 Предметно-действенное мышление 6 человек 26%
2 Абстрактно-символистическое мышление 0 человека 0 %
3 Словесно-логическое мышление 6 человека 26%
4 Наглядно-образное мышление 5 человек 22%
5 Креативность 4 человека 17.3%
Выборка испытуемых составила 21 человек, обучающиеся 9-го класса школы в возрасте 14-15лет. Выбор испытуемых обоснован тем, что именно в возрасте 14-15 идет формирование когнитивного (познавательного) развития, т. е. время бурного развития мышления подростков. Эти улучшения происходят в пяти областях: внимание, память, скорость обработки данных и самоконтроль. Улучшения наблюдаются в избирательном внимании, процесс которого сосредоточен на одном стимуле, а также в раздельном внимании – способности обращать внимание на два или более стимулов. Улучшения видны и в оперативной памяти, и долговременной памяти
Вывод:
Методика выявила, что ведущими типа мышления у обучающихся в 9-м классе школы на сегодняшний день являются 5 основных типа мышления: предметно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, креативность.
1 место занимает предметно-действенное и словесно-логическое мышление 26 %
2 место занимает наглядно-образное мышление 22%.
3 место занимает креативность 17,3%.
Таким образом, мышления у обучающихся в 9-м классе школы на сегодняшний день сильно связано с конкретными событиями, они не могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют, видеть перспективу в будущем. У подростков снижено качество дедуктивого рассуждения, что не дает возможность заранее планировать, видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий.
Рекомендации по формированию мышления у обучающихся в 9-м классе школы: 1. Улучшение у подростков знания о собственных шаблонах мышления.
2. Использовать мнемонические техники. Сюда можно включить мнемотехнику как решение разнообразных логических задач, тайм-менеджмент или энерджи-менеджмент.
3. Важно приучать подростков к самостоятельной работе с учебными и различными справочными пособиями.
4. Развитие мышления и речи при помощи чтения художественной и научно-популярной литературы.
5. Повышение самооценки ребенка в своих силах и уверенности в себе, а так же развитие познавательных процессов, при помощи решения головоломок ребусов, кроссвордов, таблиц Шульте, красно-черных талиц Горобова, матриц Джона Равена, а также аутогенных тренировок, упражнений на рефлексию и медитацию, психогимнастик и релакцию.