рузила замалиева
Проведение ролевых игр как метод обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение ролевых игр как метод обучения
Я, Замалиева Рузила Акмаловна, педагог дошкольного образовательного учреждения со стажем 27 лет. Последние 6 лет работаю воспитателем по обучению детей татарскому языку. В своей профессиональной деятельности использую различные методы психологического и педагогического обучения дошкольников. Конкретно хочу остановиться на методе ролевых игр.
Публикация «Проведение ролевых игр как метод обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить читать их чадо, которое и сидеть еще толком не научилось, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. К тому же игра для детей дошкольного возраста является легко усваиваемым и понятным по своему содержанию методом обучения.
Во время обучения детей татарскому языку я часто применяю метод ролевых игр. Мы с детьми разыгрываем различные роли нашего ежедневного обихода, отражая в играх впечатления от реальной жизни. Например, больница, школа, магазин, почта, путешествия и т. д. При изучении новых слов и для их запоминания я также прибегаю к ролевым играм. С целью ознакомления со сказкой, рассказом и работой над интонационной выразительностью речи, над совершенствованием грамматики и звуковой культуры также применяю ролевые игры.
На занятиях я использую театрализованные игры, игры-драматизации татарских и русских народных сказок. Например, «Теремок», «Репка», «ч кыз», «Блк кемг?», «Ата каз м тлке» и другие. В театральных, в играх-драматизациях дети отражают сюжеты сказок, в имитационных играх дети передают эмоциональные и физические состояния игровых образов, используя мимику и пантомимику.
Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.
Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных проблем.
В игровой деятельности у ребенка появляется реальная возможность применять на практике полученные и усвоенные им нормы и правила общежития. Игра учит находить нужные способы поведения, проявлять доброжелательность и толерантность. Для ребенка, вступившего в игру, очень важны правила. Дети внимательно следят за их исполнением, тщательно перепроверяют роли и исполнение их остальными детьми. Создается впечатление постоянного и тотального контроля всех за всеми. Выполнение правил, предусмотренных игрой, влияют на формирование у детей элементов самоконтроля. Если ребенок не исполняет правило, детское сообщество сурово наказывает его вплоть до изгнания из игры. Это очень болезненное явление, поэтому очень важно научить ребенка выполнять правила, соответствующие выбранной роли.
Тем самым игра имеет большое значение для развития ребенка дошкольного возраста, она позволяет детям легче усвоить программу обучения, в игре происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками сотрудничества. Во время проведения игр я наблюдаю, как детьми соблюдаются правила, как развиваются отношения между игроками. Ролевые игры являются уникальным приемом в обучении, который раскрывает реалии жизни перед детьми. Примеряя те или иные роли, дошкольники учатся жить в предлагаемых обстоятельствах. Проигрывание ролей помогает ребенку расширить его представления о мире вокруг него и формирует у него необходимые для жизни в обществе умения, получить новые знания и легче усвоить новые слова.