Складчикова Татьяна
Психогимнастические упражнения для дошкольников. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Тема 6. Фрукты.
Упражнение «Компот»
«Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ».
(Н. Нищева)
Упражнение «Уборка урожая»
Выражение эмоционального и психофизического состояния :
Публикация «Психогимнастические упражнения для дошкольников, 2 часть» размещена в разделах
«Уборка урожая». Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем грузим их в машину.
Образные перевоплощения
Представьте себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками; яблоком, которое грызет червяк; земляникой на солнечной полянке.
Тема 7. Овощи.
Упражнение «Овощи. Огород. Поле»
Выражение эмоционального и психофизического состояния :
1 - передать эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук;
2 - показать, как удивился дедушка, увидев огромную репу на своем огороде;
3 - изобразить овощи на грядке: «толстячки» - арбузы, тыквы и кочаны капусты; «худышки» - лук, чеснок, стручок гороха и др.
4 - изобразить горошины в стручке, кабачок, подставивший солнышку бочок, и соленые огурцы в банке;
5 - угадать действия, например: мытье и чистка овощей, шинкование капусты и др.
Упражнение «Сажаем огород»
«Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали».
Игра «Уборка урожая»
Ход: срезаем капусту, копаем картошку, выдергиваем морковь и свеклу, лущим фасоль и горох.
Упражнение «Огородное пугало»
Ход: один ребенок изображает огородное пугало, а другие произносят слова и выполняют соответствующие им действия. (Выразить испуг и удивление.)
«Дети шли, шли, шли,
В огород они зашли.
Там увидели урода,
И скорей из огорода».
Тема 8. Лес. Деревья. Кустарники.
Игра «Тропинка»
Ход: дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка ( пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т. д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре. Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову.
Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Тема 9. Домашние животные.
Этюд «Ваське стыдно»
«Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему».
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Игра «Самый ловкий наездник»
По залу расставляются в случайном порядке стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать по залу, подражая движениям лошади. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки (Р. Шуман. «Смелый наездник») дети должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.
Этюд «Собака принюхивается»
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Этюд «Круглые глаза»
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Этюд «Чуня просит прощения»
От хвастунишки - поросенка Чуни ушли его друзья - ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:
«Где вы, верные друзья?
Чуне помогите!
За бахвальство и за смех
Вы меня простите».
(В. Соколов, Т. Дмитриева)
Выразительные движения. Первая - вторая строчки: поворачивать головы в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперед. Третья - четвертая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.
Этюд «Жадный пес»
«Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам -
Гам – гам - гам!».
(В. Квитко).
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
Упражнение «Чуня – задавака»
Поросенок Чуня хвастается перед Белочкой и Ежиком, что не боится Волка:
«Я стукну Волка в нос,
Ему по уху дам.
Я срежу Волку хвост!
Пусть Волк боится сам».
(В. Соколов, Т. Дмитриева)
Выразительные движения. Голова повернута и откинута назад, брови приподняты, плечи развернуты, ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, левая рука делает размашистые угрожающие движения.
Упражнение «Тише!»
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Упражнение «Спящий котенок»
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Этюд «Ласка»
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.
Этюд «Удивление»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Этюд «Жадный поросенок»
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает грубым хрюканьем. Тогда котенок хватает его за хвостик, и поросенок с визгом убегает жаловаться своей маме.
Упражнение «Собака лает и хватает за пятки»
Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Этюд «Котята»
Психолог читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:
«Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном».
Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.
Упражнение «Смелый наездник»
«Я горжусь своим конем, (Ребенок скачет на коне под звуки бубна.)
Он летит, как ветер.
Обгоняю я на нем
Всех коней на свете».
(3. Петрова)
Тема 10. Домашние птицы.
Игра «Поссорились два петушка»
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.
Упражнение «Идем за Синей птицей»
Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки и произнося многократно слова:
«Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей».
(М. Метерлинк)
Тема 11. Зима. Признаки зимы.
Этюд «Северный полюс»
У девочки Жени был волшебный цветик – семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик – семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по – моему вели.
Вели, чтобы я была на Северном полюсе!»
(В. П. Катаев)
И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна - одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов! (В. Катаев.)
Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать на пальцы.
Тема 12. Дикие животные.
Упражнение «Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.
Упражнение «Лисенок боится»
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Упражнение «Медвежата в берлоге»
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме - медведице. Она пошла, стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама - медведица поиграет с ними перед сном.
Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
Игра «Медвежата в берлоге»
Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).
Мама - медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра «Медвежата в берлоге»
Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама - медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Упражнение «Любящие родители»
Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама - медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа - медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама - медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа - медведь качает малыша, а мама - медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Игра «Холодно – жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама - медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки и греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
Упражнение «Медвежата выздоровели»
Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.
Выразительные движения. Положение, сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад.
Упражнение «Смелый заяц»
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения.
Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика. Уверенный взгляд.
Игра «Лисонька, где ты?»
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением назначает лису, остальные - зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, кто же лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в третий - лиса отвечает: «Я здесь», и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста.
Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Упражнение «Конкурс лентяев»
«Хоть и жарко,
Сладко спит
Хоть и зной,
В поре прохладной.
Занят весь
Лежебока видит сон,
Народ лесной.
Будто делом занят он.
Лишь барсук -
На заре и на закате
Лентяй изрядный
Все не слезть ему с кровати».
(В. Викторов)
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и стараются как можно глубже расслабиться.
Игра «В магазине зеркал»
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Этюд «Гневная Гиена»
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
«Я страшная Гиена,
Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена».
(Слова народные).
Выразительные движения. Усиленная жестикуляция.
Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Игра «Белые медведи»
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех играющих, игра кончается.
Этюд «Разъяренная медведица»
На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
Тема 13. Зимующие птицы.
Игра «Сова»
Дети выбирают водящего - Сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится Совой. И игра продолжается.