МААМ-картинки

Психокоррекционная программа для детей младшего возраста

Анна Касимова
Психокоррекционная программа для детей младшего возраста

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: выявление проблем детей младшего школьного возраста, оказание помощи в решении этих проблем, а также усвоение новых образцов поведения.

Задачи:

1. Выявление степени адаптации ребенка к школе.

2. Психодиагностика (эмоциональной сферы, уровня тревожности, межличностных отношений, коммуникативных умений).

3. Коррекция проблем в эмоциональной сфере ребенка младшего школьного возраста (тревожности, неуверенности, страхов).

4. Практические рекомендации классному руководителю

Публикация «Психокоррекционная программа для детей младшего возраста» размещена в разделах

Структура цикла:

1. Формирование атмосферы доверия.

2. Выявление актуальных проблем.

3. Коррекция проблемных областей детей младшего школьного возраста.

Число участников группы: 25 человек.

Продолжительность занятия: 30–40 минут.

Возраст участников : 8–9 лет.

Специфика программы :

1. Психодиагностика и выявление проблемных областей у детей младшего школьного возраста.

2. Коррекция выявленных проблем.

3. Практические рекомендации классному руководителю.

Занятия проводить 2 раза в неделю по 35-40 минут.

Ожидаемый результат: выявление психологических проблем учащихся 2 класса;

I ЭТАП. Психодиагностика

Цель: выявить проблемные области детей младшего школьного возраста.

Психодиагностический этап для детей младшего школьного возраста состоит из шести занятий.

№ Тема занятия

1 Адаптация детей к образовательному процессу

2. Определение личностной характеристики ребенка

3 Выявление эмоционально-аффективной сферы

4 Определение уровня личной и школьной тревожности

5 Диагностика отношений в семье. Определение страхов ребенка

Каждое занятие включает в себя ритуал приветствия и прощания. Первое занятие включает знакомство с каждым ребенком.

Приветствие

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие

Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой, добрый день, Маша. (называются имена детей по кругу, доброе утро, Анна Викторовна!

Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают, добрый день, птицы! Добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают!

Прощание

Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка о том, что ему понравилось и что бы он хотел изменить (в разных вариантах).

Занятие 1

Цель: Определение адаптации детей к образовательному процессу

Перед занятием можно провести несколько игр на сплочение, внимание, создание благоприятной обстановки.

- знакомство (игра «снежный ком)

- игра «Любит, нелюбит делать в школе»(в центре один водяящий, он всем задает вопросы: или любит, или нелюбит)

- Игра «Чей фант?» под музыку передаем шляпу (если шляпа остановится, то в нее нужно положить свой предмет)

Анализ содержания переживаний учащихся, выявление адаптации детей младшего школьного возраста к школе осуществляется с помощью

методики «Рисунок школы».

Эмоциональное отношение ребенка к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов. После анализа всех рисунков на тему школы делается вывод о том, хорошо ли ребенку в ней, какие эмоции он испытывает. Сопоставительный анализ всех рисунков дает возможность говорить об общем эмоциональном отношении данных детей к школе.

Инсценировка «На уроке» (в жанре театр- экспромт)

Игра «Собери портфель»

Расставание (встать в круг, улыбнуться друг другу и сказать «До встречи!»)

Рефлексия («соберем урожай : в корзинку у психолога дети кладут фрукты : красные ирозовые означают «прекрасное настроение», желтые «хорошее настроение», зеленые «грустное настроение».

Занятие 2

Цель: определение уровня школьной тревожности, адаптации

Игры :

- на сплочение «Карусели», «Мартышки»,

- на внимание «Фотографы»,

(а сейчас, я попрошу сфотографировать вашу учительницу)

Рисуночный тест Рене Жиля «Эмоциональная близость к учителю»

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Игра «Здравствуйте» (все встают вкруг лицом, сзади встает ведущий. Он дотрагивается до кого-нибудь, тот бежит вместе с ведущим друг другу навстречу- здороваются «Здравствуйте!» и бегут обратно к своему месту)

Игра «Белки, желуди, орехи»

Игра «Молчок»

Червенчики, червенчики,

Летели голубенчики

Медок, сахарок-

Молчок! (водящего рассмешить)

Занятие 3

Цель : Выявление эмоционально-аффективной сферы, определение личностной характеристики

Дети вместе с психологом сидят в кругу.

-Игра «Мое имя» Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы, дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившиеся. Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария, а потом, когда вы станете совсем взрослыми, вас будут называть Иван Сергеевич, Мария Игоревна» и т. д.

Рисуночный тест «Автопортрет»

Расслабление

Дети садятся или ложатся на пол в удобной для себя позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

-Игра «Угадай, кого не стало» Цели: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Узнай по голосу» (модификация автора) Цели: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников.

(А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг)

Занятие 4

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности, исследование самооценки ребенка.

Игра «Коршун и цыплята»

Игра «Голова Дракона»

Цели: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — путник, другой — его тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т. п.

Игра «Слепой и поводырь»

Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У слепого завязаны глаза. Цель поводыря — провести слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? К Было ли страшно? Если нет, то почему?

Анкета «необитаемый остров»

Рисуночный тест «Кактус»

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель: гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции».

Ведущий предлагает детям нарисовать себя снова в трех зеркалах, но не в простых, а в волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во втором — большим и веселым; в третьем — счастливым.

Задаются вопросы:

– Какой человек симпатичнее?

– На кого ты больше похож?

– В какое зеркало ты чаще смотришься?

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цели: развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной — по количеству детей, возле другой — на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу.

Занятие 5

Цель: Диагностика отношений в семье, самооценка ребенка

Беседа психолога о семье. Что такое семья? Кто главный в семье? Вы бы хотели иметь семью? Какую? Нарисуйте.

Рисуночный тест «Рисунок семьи»

Данный тест используется для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка с отцом, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Известно, что семейную ситуацию, которую взрослые оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать иначе.

Игра «Минута шалости»

Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, жмурятся на солнышке от удовольствия.

«Волшебный сон»

Цель: саморасслабление.

Ведущий просит детей закрыть глаза и читает стихи:

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело.

И расслаблено все тело (2 раза,

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас.

Руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас.

Ноги теплые у нас.

Дышится легко. ровно. глубоко.

(Длительная пауза.)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Дети открывают глаза. Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку

Игра «Волшебное колечко»

Цель: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким — это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой — это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым — это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?»

Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают. Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» — большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» — большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует — что интересного и увлекательного случится в его жизни.

Инсценирование сценки «Опять двойка» (разделиться на несколько команд)

Методика «Лесенка»

Цель: Исследование самооценки ребенка

Игра «Комплименты»

Цели: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе.» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Этюд «Солнце в ладошке»

Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.

Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке».

Солнце в ладошке,

Тень на дорожке,

Крик петушиный,

Мурлыканье кошки,

Птица на ветке,

Цветок у тропинки,

Пчела на цветке,

Муравей на травинке.

И рядышком — жук,

Весь покрытый загаром.

И все это — мне,

И все это — даром!

Вот так — ни за что!

Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир

И другим сохранил.

Дети по желанию изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра.

Расставание: Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

Занятие 7

Цель: формирование моральных представлений, принятие новых форм поведения.

Ведущий читает стихотворение В. Еремина «Злодей».

Выселил Петя

Из норки Жука

Кошку с котенком

Согнал

С чердака;

Новые классики

В скверике стер,

Скучную книжку

Забросил в костер.

И услыхал

От знакомых людей,

Что из него

Вырастает Злодей.

Стыдно и страшно

Стало Петру.

Бросился Петя

Обратно

К костру.

Скучную книжку

Спешит он

Спасти,

Только костер

Догорает почти.

Грустно склонился

Злодей

Над золой.

Значит, он добрый,

А вовсе не злой?

Дети обсуждают поведение героя: почему люди назвали мальчика злодеем? Какие плохие поступки он совершил? Как вы бы поступили? Далее ведущий предлагает разыграть этюд. (Если на роль Пети не найдется желающего, можно разыграть только вторую часть этюда.)

Игра «Взаимоотношения»

Цель: привитие новых форм поведения.

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-яга, и инсценируют его.

Этюд «Солидарность»

Цель: проявление сочувствия в конкретном действии.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Солидарность».

За кота и за юлу

Брат опять стоит в углу.

Плачет Леночка всерьез:

Жалко братика до слез.

Горько плакала сначала,

Вдруг затихла, замолчала.

Лена плакать

Перестала.

Рядом с братом

В угол встала.

Дети отвечают на вопросы:

– Какие чувства переживает девочка?

– Чем они вызваны?

Выясняют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если друг упал, надо помочь ему встать; если ему больно, утешить, предложив игрушку. Далее дети разыгрывают этюд в парах.

Игра «Передай по кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т. п.

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впередистоящего. В таком положении они преодолевают различные трудности:

— проползти под столами,

— обогнуть «широкое озеро»,

— пробраться через «дремучий лес»,

— спрятаться от «диких животных».

На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнера.

.

Игра «Найди друга»

Цели: научить детей чувствовать и переживать; развитие коммуникативных навыков.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра «Секрет»

Цель: развитие социальной активности детей.

Всем участникам ведущий кладет в ладошки из красивого сундука «секрет» (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.) и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобятся: цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка, а также красные и желтые фишки.

а) Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания понравились и почему.

б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к своему владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Условие — не повторяться.

Рисование «Новоселье»

Цель: поддержание чувства единения с группой.

Дети рисуют автопортреты и «селят» их в домик, рисунок которого висит на стене. Затем они раскрашивают этот дом красками.

Правила дружбы

В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов. Они оформляются в «Правила дружбы» :

— Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь.

— Делись с товарищем. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

— Останови товарища, если он делает что-то плохое.

— Избегай ссор, споров по пустякам; играй дружно, будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других; умей порадоваться успехам товарища.

— Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Релаксация «Улыбка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.

«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий мир есть радость для тебя. Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Каждый из вас всегда радость для другого. Берегите себя и другого берегите. Уважайте, любите всё, что есть на Земле!

Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мн., 1997.

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

6. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

Публикации по теме:

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста «Пингвины» Цель – привить любовь и гуманное отношение к животным Задачи - 1) познакомить детей с жизнью пингвинов 2) развивать память, внимание, мышление,.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 1) Содержание 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка…. ….2 1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы дополнительного.

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 1) Содержание 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка…. ….2 1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы дополнительного.

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 2) 2. Содержательный раздел 2.1. Перспективный план работы кружка Месяц Сентябрь Задачи раздела 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие.

Программа комплекса упражнений оздоровительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Программа комплекса упражнений оздоровительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Цель программы: использование оздоровительных.

Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Программа по адаптации. Пояснительная записка. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные.

Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры» для детей младшего дошкольного возраста,. Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры». Ведение. Программа рассчитана на одногодичный курс обучения детей 4-года.

Психокоррекционная программа по снижению гиперактивности у детей с использованием рисуночках методик. Пояснительная записка. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекционная программа для детей младшего возраста
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 21:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД