Приложение МААМ

Психокоррекционная программа «Гармония»

Марина Александровна Савлюкова
Психокоррекционная программа «Гармония»
▼ Скачать + Заказать документы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В современных условиях распространения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) и по действию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическое сопровождение является приоритетным в деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях.

Создавая модель психологической службы дошкольного образовательного учреждения, необходимо учесть важное правило в работе педагога-психолога: психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса должно проводиться одинаково.

Публикация «Психокоррекционная программа „Гармония“» размещена в разделах

На данный момент дошкольные образовательные учреждения испытывают необходимость в инструментах психолого-педагогического сопровождения, помогающих осуществлять сопровождение не только воспитанников и родителей, но и педагогов, как главных участников образовательного процесса. Поэтому перед психологической службой дошкольных образовательных учреждений наряду с другими стоят задачи по сопровождению педагога и разработка программ по уменьшению уровня синдрома профессионального/эмоционального выгорания у педагогов.

Под психологическим сопровождение понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий в их работе.

В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития. То есть целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии педагога.

Педагог-психолог как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых помогает в ситуации внедрения образовательных программ всему дошкольному учреждению. И здесь важно акцентировать внимание на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Потому как педагог, испытывающий удовлетворение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в образовательной деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность воспитанников.

Администрации дошкольного учреждения совместно с педагогом-психологом необходимо создавать условия для творчества педагогов, обеспечить потребность к непрерывному профессиональному развитию педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Оказывая сопровождение педагогического персонала, педагог-психолог ориентируется на:

возможности для реализации творческого потенциала педагогов;

поддержку в стремлении к непрерывному профессиональному росту;

оказание помощи в выстраивании успешного профессионального роста;

ориентирование на собственное эмоциональное состояние.

Опираясь на актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов и запрос со стороны администрации МДОАУ №110, педагогом-психологом Савлюковой Мариной Александровной, была выработана психокоррекционная программа «Гармония».

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель – профилактика психологического здоровья и снижение уровня эмоционального выгорания педагогического коллектива путем снятия эмоционального напряжения, повышения самооценки, принятие себя и окружающих.

Задачи:

1. Развить информационно-теоретическую компетентность педагогов;

2. Обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

3. Развить у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки;

4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;

5. Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Психокоррекционная программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип активности.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип конфиденциальности.

Сроки реализации программы: объём составил 6 групповых сеансов – развивающих занятий, включающих различные практические упражнения, психотехники, игры, прошедших апробацию на базе дошкольных учреждений г. Оренбурга (МДОАУ №115, МДОАУ №110 – отдельно в 1 и 2 корпусе).

Время, отведенное на реализацию Программы – 60 минут на 1 коррекционное занятие, в целом – 6 часов на всю программу.

Программа проводится в течение восьми занятий с группой наполняемостью 12 – 16 человек в просторном помещении.

Используемые методы и методики.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора.

Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме; занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Материально-техническое оснащение:

просторное помещение;

столы и стулья из расчета на группу;

аудиозаписи, компьютер (ноутбук, телевизор (проектор);

бумага (белая, цветная, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей и др.

Участники программы: педагоги образовательного учреждения.

Противопоказано участие в группе лиц, находящихся в стрессовом состоянии – депрессии, эмоциональном шоке и др. Им рекомендовано для начала курс индивидуальной психокоррекции.

1.1.3. Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.

Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.

Структура занятий:

В плане каждого занятия предусмотрены такие части:

Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.

Основную часть, которая занимает большую часть времени.

Заключительная часть (рефлексия).

II. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Организационная форма реализации Программы – семинары-практикумы, развивающие занятия с элементами тренинга, мастер-классы.

Главными методологическими приемами в Программе являются арт-терапевтические приемы: рисование, коллажи, беседы, релаксация, использование МАК-терапии.

Способы реализации Программы – практические:

• самооценка и профилактика состояния педагогов;

• организация развивающих занятий с элементами тренинга;

• современные образовательные технологии;

• обратная связь от педагогов-участников.

2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ

Реализацию программы можно осуществлять только после диагностического исследования участников программы. Для этого педагогом-психологом были подобраны следующие диагностические методики:

Оценка нервно-психической предрасположенности педагога;

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе;

Мотивационный тест «Волшебные инструменты»;

Диагностика самооценки «Лесенка»;

Социометрия «Капитан корабля».

Проведя психодиагностическое обследование, педагог-психолог анализирует результаты и пишет аналитическую справку или заключение, где отражает выводы об уровне психологического здоровья коллектива в целом и эмоциональном состоянии отдельных педагогов. После этого приступает к реализации Программы.

Во время проведения занятий, особенно, в рефлексивной их части необходимо внимательно следить за эмоциональным и чувственным состоянием участников. Если какой-либо участник погружается в состояние недовольства и/или выражает негативные/депрессивные эмоции, следует в этот же день индивидуально отработать с ним это состояние до переключения его в состояние равновесия с собой и окружающими.

2.3. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год

Комплексно-тематическое планирование Программы включается в годовой план дошкольной образовательной организации, который принимается на педагогическом совете перед началом учебного года.

Месяц Тема Цель/задачи Содержание

Сентябрь Занятие с элементами тренинга: «Давайте жить дружно!» Сплотить коллектив, повысить психологический комфорт педагогов, развивать скорость мышления и работоспособность, умение работать в коллективе, договариваться без слов и чувствовать друг друга, быть единым целым. 1. Игра «Приветствие!

2. Игра «Постройся в группы»

3. Игра «Головомяч»

4. Игра «Линейка»

5. Игра «Ладони и колени»

6. Игра «Связанные руки»

7. Рефлексия «Подарок»

Ноябрь Тренинг: «Наша коллективная сказка!» Психологическая разгрузка для педагогов. 1. Медитативное рисование

2. Сказочная загадка

3. Хранитель мыслей

4. Карта сказочного леса

5. Совместная сказка

Февраль Семинар-практикум: «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе, посредством арт-терапии и метафорических ассоциативных карт» Осознание педагогами своей индивидуальности, достижение эффективного взаимодействия в коллективе.

1. Знакомство с МАК

2. Создатель робота

3. Мой идеальный робот

4. Коллектив

5. Дорисовка

6. Рефлексия

Март Практикум «Играя, укрепляем психическое здоровье» Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Гармонизировать внутренний мир педагогов;

Способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию мира

Снять эмоциональное напряжение, усталость.

1. Игра «Калейдоскоп»

2. Игра «Логическая разминка»

3. Игра «Поменяйтесь местами»

4. Арт-терапевтическая игра-тест «Сосуд жизни»

5. Подвижная игра-эстафета «Калоши счастья»

6. Рефлексия. Игра «ХИМС»

Апрель Семинар-практикум: «Нейрографика — магия рисования». Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Познакомить педагогов с новым приемом саморегуляции – Нейрографика.

1. Знакомство с нейрографикой.

2. Алгоритм рисования.

3. Преимущество

4. Творческий процесс

5. Рефлексия.

Май Итоговое занятие-тренинг Подведение итогов о результате работы.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация деятельности педагогов

Работу по реализации психокоррекционной программы «Гармония» включают в годовой план образовательного учреждения.

Встречи педагога-психолога с педагогическим коллективом МДОАУ №110 проводят во время дневного сна воспитанников, примерно с 13.30 до 14.30 часов, в большом помещении – как правило, это методический кабинет, либо музыкальный зал.

Педагогов заранее предупреждают несколькими способами:

на стенде «Методическая работа» в плане работы на месяц (в методическом кабинете);

в чате группы педагогов в мессенджере Сферум;

при личных встречах и др.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для проведения занятий с педагогами по данной Программе необходимо светлое просторное помещение, которое позволит вместить всех желающих педагогов-участников. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях для этого используют методические кабинеты или музыкальный зал.

Необходимые материалы и технические средства расписаны по каждому занятию в конспектах.

Чаще всего используются:

телевизор (либо проектор);

ноутбук (либо компьютер);

столы (по количеству участников);

стулья.

IV. Литература

1. Бабич О. И. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу»: / О. И. Бабич /под ред. А. В. Перепелкиной. - Волгоград. : Учитель, 2014. - 122 с.

2. Безносов С. П. «Профессиональная деформация личности: психологический практикум»/С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272с.

3. Водопьянова Н. Е. «Психодиагностика стресса. Психологический практикум»/ Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 430 с.

4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб. пособие: в 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.

5. Саенко Ю. В. «Регуляция эмоций: психологический практикум»/Ю. В. Саенко. - СПб. : Речь, 2011. – 238 с.

V. Дополнительный раздел программы (краткая презентация программы)

Психокоррекционная программа «Гармония» (далее – Программа) предназначена для профилактики психологического здоровья и ликвидации синдрома эмоционального выгорания педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Программа содержит игровые, мотивационные, рисуночные, диагностические и релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.

Все это позволяет педагогам ДОУ побороть в себе предпосылки возникновения депрессивного поведения, ухудшающего работоспособность педагогического коллектива в целом.

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Перспективное планирование к проекту семейного клуба «Гармония» в средней группе в соответствии с ФГОС Перспективное планирование взаимодействия с родителями на 2015 – 2016 учебный год в средней группе Сентябрь Тема: «Безопасность жизнедеятельности».

Проект «Лучший зимний участок для прогулок» в детском саду «Гармония»Проект «Лучший зимний участок для прогулок» в детском саду «Гармония» Зима на Сахалине выдалась в новом 2018 году богатой на метели и снежные бури, как никогда. За сутки неоднократно выпадала месячная норма.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекционная программа «Гармония»
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 13:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционная программа «Гармония»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Савлюкова (УИ 449621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД