Лучший педагог года

Психокоррекционная программа «Гармония»

Марина Александровна Савлюкова
Психокоррекционная программа «Гармония»

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В современных условиях распространения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) и по действию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическое сопровождение является приоритетным в деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях.

Создавая модель психологической службы дошкольного образовательного учреждения, необходимо учесть важное правило в работе педагога-психолога: психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса должно проводиться одинаково.

Публикация «Психокоррекционная программа „Гармония“» размещена в разделах

На данный момент дошкольные образовательные учреждения испытывают необходимость в инструментах психолого-педагогического сопровождения, помогающих осуществлять сопровождение не только воспитанников и родителей, но и педагогов, как главных участников образовательного процесса. Поэтому перед психологической службой дошкольных образовательных учреждений наряду с другими стоят задачи по сопровождению педагога и разработка программ по уменьшению уровня синдрома профессионального/эмоционального выгорания у педагогов.

Под психологическим сопровождение понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий в их работе.

В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития. То есть целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии педагога.

Педагог-психолог как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых помогает в ситуации внедрения образовательных программ всему дошкольному учреждению. И здесь важно акцентировать внимание на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Потому как педагог, испытывающий удовлетворение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в образовательной деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность воспитанников.

Администрации дошкольного учреждения совместно с педагогом-психологом необходимо создавать условия для творчества педагогов, обеспечить потребность к непрерывному профессиональному развитию педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Оказывая сопровождение педагогического персонала, педагог-психолог ориентируется на:

возможности для реализации творческого потенциала педагогов;

поддержку в стремлении к непрерывному профессиональному росту;

оказание помощи в выстраивании успешного профессионального роста;

ориентирование на собственное эмоциональное состояние.

Опираясь на актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов и запрос со стороны администрации МДОАУ №110, педагогом-психологом Савлюковой Мариной Александровной, была выработана психокоррекционная программа «Гармония».

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цель – профилактика психологического здоровья и снижение уровня эмоционального выгорания педагогического коллектива путем снятия эмоционального напряжения, повышения самооценки, принятие себя и окружающих.

Задачи:

1. Развить информационно-теоретическую компетентность педагогов;

2. Обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

3. Развить у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки;

4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;

5. Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Психокоррекционная программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип активности.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип конфиденциальности.

Сроки реализации программы: объём составил 6 групповых сеансов – развивающих занятий, включающих различные практические упражнения, психотехники, игры, прошедших апробацию на базе дошкольных учреждений г. Оренбурга (МДОАУ №115, МДОАУ №110 – отдельно в 1 и 2 корпусе).

Время, отведенное на реализацию Программы – 60 минут на 1 коррекционное занятие, в целом – 6 часов на всю программу.

Программа проводится в течение восьми занятий с группой наполняемостью 12 – 16 человек в просторном помещении.

Используемые методы и методики.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора.

Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме; занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Материально-техническое оснащение:

просторное помещение;

столы и стулья из расчета на группу;

аудиозаписи, компьютер (ноутбук, телевизор (проектор);

бумага (белая, цветная, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей и др.

Участники программы: педагоги образовательного учреждения.

Противопоказано участие в группе лиц, находящихся в стрессовом состоянии – депрессии, эмоциональном шоке и др. Им рекомендовано для начала курс индивидуальной психокоррекции.

1.1.3. Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.

Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.

Структура занятий:

В плане каждого занятия предусмотрены такие части:

Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.

Основную часть, которая занимает большую часть времени.

Заключительная часть (рефлексия).

II. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Организационная форма реализации Программы – семинары-практикумы, развивающие занятия с элементами тренинга, мастер-классы.

Главными методологическими приемами в Программе являются арт-терапевтические приемы: рисование, коллажи, беседы, релаксация, использование МАК-терапии.

Способы реализации Программы – практические:

• самооценка и профилактика состояния педагогов;

• организация развивающих занятий с элементами тренинга;

• современные образовательные технологии;

• обратная связь от педагогов-участников.

2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ

Реализацию программы можно осуществлять только после диагностического исследования участников программы. Для этого педагогом-психологом были подобраны следующие диагностические методики:

Оценка нервно-психической предрасположенности педагога;

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе;

Мотивационный тест «Волшебные инструменты»;

Диагностика самооценки «Лесенка»;

Социометрия «Капитан корабля».

Проведя психодиагностическое обследование, педагог-психолог анализирует результаты и пишет аналитическую справку или заключение, где отражает выводы об уровне психологического здоровья коллектива в целом и эмоциональном состоянии отдельных педагогов. После этого приступает к реализации Программы.

Во время проведения занятий, особенно, в рефлексивной их части необходимо внимательно следить за эмоциональным и чувственным состоянием участников. Если какой-либо участник погружается в состояние недовольства и/или выражает негативные/депрессивные эмоции, следует в этот же день индивидуально отработать с ним это состояние до переключения его в состояние равновесия с собой и окружающими.

2.3. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год

Комплексно-тематическое планирование Программы включается в годовой план дошкольной образовательной организации, который принимается на педагогическом совете перед началом учебного года.

Месяц Тема Цель/задачи Содержание

Сентябрь Занятие с элементами тренинга: «Давайте жить дружно!» Сплотить коллектив, повысить психологический комфорт педагогов, развивать скорость мышления и работоспособность, умение работать в коллективе, договариваться без слов и чувствовать друг друга, быть единым целым. 1. Игра «Приветствие!

2. Игра «Постройся в группы»

3. Игра «Головомяч»

4. Игра «Линейка»

5. Игра «Ладони и колени»

6. Игра «Связанные руки»

7. Рефлексия «Подарок»

Ноябрь Тренинг: «Наша коллективная сказка!» Психологическая разгрузка для педагогов. 1. Медитативное рисование

2. Сказочная загадка

3. Хранитель мыслей

4. Карта сказочного леса

5. Совместная сказка

Февраль Семинар-практикум: «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе, посредством арт-терапии и метафорических ассоциативных карт» Осознание педагогами своей индивидуальности, достижение эффективного взаимодействия в коллективе.

1. Знакомство с МАК

2. Создатель робота

3. Мой идеальный робот

4. Коллектив

5. Дорисовка

6. Рефлексия

Март Практикум «Играя, укрепляем психическое здоровье» Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Гармонизировать внутренний мир педагогов;

Способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию мира

Снять эмоциональное напряжение, усталость.

1. Игра «Калейдоскоп»

2. Игра «Логическая разминка»

3. Игра «Поменяйтесь местами»

4. Арт-терапевтическая игра-тест «Сосуд жизни»

5. Подвижная игра-эстафета «Калоши счастья»

6. Рефлексия. Игра «ХИМС»

Апрель Семинар-практикум: «Нейрографика — магия рисования». Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Познакомить педагогов с новым приемом саморегуляции – Нейрографика.

1. Знакомство с нейрографикой.

2. Алгоритм рисования.

3. Преимущество

4. Творческий процесс

5. Рефлексия.

Май Итоговое занятие-тренинг Подведение итогов о результате работы.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация деятельности педагогов

Работу по реализации психокоррекционной программы «Гармония» включают в годовой план образовательного учреждения.

Встречи педагога-психолога с педагогическим коллективом МДОАУ №110 проводят во время дневного сна воспитанников, примерно с 13.30 до 14.30 часов, в большом помещении – как правило, это методический кабинет, либо музыкальный зал.

Педагогов заранее предупреждают несколькими способами:

на стенде «Методическая работа» в плане работы на месяц (в методическом кабинете);

в чате группы педагогов в мессенджере Сферум;

при личных встречах и др.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для проведения занятий с педагогами по данной Программе необходимо светлое просторное помещение, которое позволит вместить всех желающих педагогов-участников. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях для этого используют методические кабинеты или музыкальный зал.

Необходимые материалы и технические средства расписаны по каждому занятию в конспектах.

Чаще всего используются:

телевизор (либо проектор);

ноутбук (либо компьютер);

столы (по количеству участников);

стулья.

IV. Литература

1. Бабич О. И. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу»: / О. И. Бабич /под ред. А. В. Перепелкиной. - Волгоград. : Учитель, 2014. - 122 с.

2. Безносов С. П. «Профессиональная деформация личности: психологический практикум»/С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272с.

3. Водопьянова Н. Е. «Психодиагностика стресса. Психологический практикум»/ Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 430 с.

4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб. пособие: в 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.

5. Саенко Ю. В. «Регуляция эмоций: психологический практикум»/Ю. В. Саенко. - СПб. : Речь, 2011. – 238 с.

V. Дополнительный раздел программы (краткая презентация программы)

Психокоррекционная программа «Гармония» (далее – Программа) предназначена для профилактики психологического здоровья и ликвидации синдрома эмоционального выгорания педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Программа содержит игровые, мотивационные, рисуночные, диагностические и релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.

Все это позволяет педагогам ДОУ побороть в себе предпосылки возникновения депрессивного поведения, ухудшающего работоспособность педагогического коллектива в целом.

Публикации по теме:

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Перспективное планирование к проекту семейного клуба «Гармония» в средней группе в соответствии с ФГОС Перспективное планирование взаимодействия с родителями на 2015 – 2016 учебный год в средней группе Сентябрь Тема: «Безопасность жизнедеятельности».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекционная программа «Гармония»
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 13:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД