Марина Александровна Савлюкова
Психокоррекционная программа «Гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В современных условиях распространения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) и по действию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическое сопровождение является приоритетным в деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях.
Создавая модель психологической службы дошкольного образовательного учреждения, необходимо учесть важное правило в работе педагога-психолога: психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса должно проводиться одинаково.
Публикация «Психокоррекционная программа „Гармония“» размещена в разделах
На данный момент дошкольные образовательные учреждения испытывают необходимость в инструментах психолого-педагогического сопровождения, помогающих осуществлять сопровождение не только воспитанников и родителей, но и педагогов, как главных участников образовательного процесса. Поэтому перед психологической службой дошкольных образовательных учреждений наряду с другими стоят задачи по сопровождению педагога и разработка программ по уменьшению уровня синдрома профессионального/эмоционального выгорания у педагогов.
Под психологическим сопровождение понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий в их работе.
В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями», то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития. То есть целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии педагога.
Педагог-психолог как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых помогает в ситуации внедрения образовательных программ всему дошкольному учреждению. И здесь важно акцентировать внимание на достижении удовлетворённости педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Потому как педагог, испытывающий удовлетворение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, стимулирует у них стремление к успехам в образовательной деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность воспитанников.
Администрации дошкольного учреждения совместно с педагогом-психологом необходимо создавать условия для творчества педагогов, обеспечить потребность к непрерывному профессиональному развитию педагога, сформировать у него способность к профессиональному самовосстановлению, подготовить его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.
Оказывая сопровождение педагогического персонала, педагог-психолог ориентируется на:
возможности для реализации творческого потенциала педагогов;
поддержку в стремлении к непрерывному профессиональному росту;
оказание помощи в выстраивании успешного профессионального роста;
ориентирование на собственное эмоциональное состояние.
Опираясь на актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов и запрос со стороны администрации МДОАУ №110, педагогом-психологом Савлюковой Мариной Александровной, была выработана психокоррекционная программа «Гармония».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель – профилактика психологического здоровья и снижение уровня эмоционального выгорания педагогического коллектива путем снятия эмоционального напряжения, повышения самооценки, принятие себя и окружающих.
Задачи:
1. Развить информационно-теоретическую компетентность педагогов;
2. Обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
3. Развить у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки;
4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата;
5. Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Психокоррекционная программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип активности.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип конфиденциальности.
Сроки реализации программы: объём составил 6 групповых сеансов – развивающих занятий, включающих различные практические упражнения, психотехники, игры, прошедших апробацию на базе дошкольных учреждений г. Оренбурга (МДОАУ №115, МДОАУ №110 – отдельно в 1 и 2 корпусе).
Время, отведенное на реализацию Программы – 60 минут на 1 коррекционное занятие, в целом – 6 часов на всю программу.
Программа проводится в течение восьми занятий с группой наполняемостью 12 – 16 человек в просторном помещении.
Используемые методы и методики.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора.
Метод наблюдения.
Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме; занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Материально-техническое оснащение:
просторное помещение;
столы и стулья из расчета на группу;
аудиозаписи, компьютер (ноутбук, телевизор (проектор);
бумага (белая, цветная, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей и др.
Участники программы: педагоги образовательного учреждения.
Противопоказано участие в группе лиц, находящихся в стрессовом состоянии – депрессии, эмоциональном шоке и др. Им рекомендовано для начала курс индивидуальной психокоррекции.
1.1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.
Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.
Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
Структура занятий:
В плане каждого занятия предусмотрены такие части:
Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.
Основную часть, которая занимает большую часть времени.
Заключительная часть (рефлексия).
II. Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Организационная форма реализации Программы – семинары-практикумы, развивающие занятия с элементами тренинга, мастер-классы.
Главными методологическими приемами в Программе являются арт-терапевтические приемы: рисование, коллажи, беседы, релаксация, использование МАК-терапии.
Способы реализации Программы – практические:
• самооценка и профилактика состояния педагогов;
• организация развивающих занятий с элементами тренинга;
• современные образовательные технологии;
• обратная связь от педагогов-участников.
2.2. Диагностика психологического здоровья педагогов ДОУ
Реализацию программы можно осуществлять только после диагностического исследования участников программы. Для этого педагогом-психологом были подобраны следующие диагностические методики:
Оценка нервно-психической предрасположенности педагога;
Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе;
Мотивационный тест «Волшебные инструменты»;
Диагностика самооценки «Лесенка»;
Социометрия «Капитан корабля».
Проведя психодиагностическое обследование, педагог-психолог анализирует результаты и пишет аналитическую справку или заключение, где отражает выводы об уровне психологического здоровья коллектива в целом и эмоциональном состоянии отдельных педагогов. После этого приступает к реализации Программы.
Во время проведения занятий, особенно, в рефлексивной их части необходимо внимательно следить за эмоциональным и чувственным состоянием участников. Если какой-либо участник погружается в состояние недовольства и/или выражает негативные/депрессивные эмоции, следует в этот же день индивидуально отработать с ним это состояние до переключения его в состояние равновесия с собой и окружающими.
2.3. Комплексно-тематическое планирование занятий с педагогами на календарный учебный год
Комплексно-тематическое планирование Программы включается в годовой план дошкольной образовательной организации, который принимается на педагогическом совете перед началом учебного года.
Месяц Тема Цель/задачи Содержание
Сентябрь Занятие с элементами тренинга: «Давайте жить дружно!» Сплотить коллектив, повысить психологический комфорт педагогов, развивать скорость мышления и работоспособность, умение работать в коллективе, договариваться без слов и чувствовать друг друга, быть единым целым. 1. Игра «Приветствие!
2. Игра «Постройся в группы»
3. Игра «Головомяч»
4. Игра «Линейка»
5. Игра «Ладони и колени»
6. Игра «Связанные руки»
7. Рефлексия «Подарок»
Ноябрь Тренинг: «Наша коллективная сказка!» Психологическая разгрузка для педагогов. 1. Медитативное рисование
2. Сказочная загадка
3. Хранитель мыслей
4. Карта сказочного леса
5. Совместная сказка
Февраль Семинар-практикум: «Достижение эффективного взаимодействия в коллективе, посредством арт-терапии и метафорических ассоциативных карт» Осознание педагогами своей индивидуальности, достижение эффективного взаимодействия в коллективе.
1. Знакомство с МАК
2. Создатель робота
3. Мой идеальный робот
4. Коллектив
5. Дорисовка
6. Рефлексия
Март Практикум «Играя, укрепляем психическое здоровье» Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Гармонизировать внутренний мир педагогов;
Способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию мира
Снять эмоциональное напряжение, усталость.
1. Игра «Калейдоскоп»
2. Игра «Логическая разминка»
3. Игра «Поменяйтесь местами»
4. Арт-терапевтическая игра-тест «Сосуд жизни»
5. Подвижная игра-эстафета «Калоши счастья»
6. Рефлексия. Игра «ХИМС»
Апрель Семинар-практикум: «Нейрографика — магия рисования». Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Познакомить педагогов с новым приемом саморегуляции – Нейрографика.
1. Знакомство с нейрографикой.
2. Алгоритм рисования.
3. Преимущество
4. Творческий процесс
5. Рефлексия.
Май Итоговое занятие-тренинг Подведение итогов о результате работы.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация деятельности педагогов
Работу по реализации психокоррекционной программы «Гармония» включают в годовой план образовательного учреждения.
Встречи педагога-психолога с педагогическим коллективом МДОАУ №110 проводят во время дневного сна воспитанников, примерно с 13.30 до 14.30 часов, в большом помещении – как правило, это методический кабинет, либо музыкальный зал.
Педагогов заранее предупреждают несколькими способами:
на стенде «Методическая работа» в плане работы на месяц (в методическом кабинете);
в чате группы педагогов в мессенджере Сферум;
при личных встречах и др.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для проведения занятий с педагогами по данной Программе необходимо светлое просторное помещение, которое позволит вместить всех желающих педагогов-участников. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях для этого используют методические кабинеты или музыкальный зал.
Необходимые материалы и технические средства расписаны по каждому занятию в конспектах.
Чаще всего используются:
телевизор (либо проектор);
ноутбук (либо компьютер);
столы (по количеству участников);
стулья.
IV. Литература
1. Бабич О. И. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу»: / О. И. Бабич /под ред. А. В. Перепелкиной. - Волгоград. : Учитель, 2014. - 122 с.
2. Безносов С. П. «Профессиональная деформация личности: психологический практикум»/С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272с.
3. Водопьянова Н. Е. «Психодиагностика стресса. Психологический практикум»/ Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 430 с.
4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб. пособие: в 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
5. Саенко Ю. В. «Регуляция эмоций: психологический практикум»/Ю. В. Саенко. - СПб. : Речь, 2011. – 238 с.
V. Дополнительный раздел программы (краткая презентация программы)
Психокоррекционная программа «Гармония» (далее – Программа) предназначена для профилактики психологического здоровья и ликвидации синдрома эмоционального выгорания педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Программа содержит игровые, мотивационные, рисуночные, диагностические и релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.
Все это позволяет педагогам ДОУ побороть в себе предпосылки возникновения депрессивного поведения, ухудшающего работоспособность педагогического коллектива в целом.