Марина Князева
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к школе – это не только умения читать, писать и считать. Большое значение имеет психологическая готовность к школе, под которой понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения им школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Давайте рассмотрим, какие компоненты входят в понятие психологической готовности к обучению в школе и какими способами мы можем их развивать.
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
1. Мотивационная готовность. У ребенка должна сформироваться потребность занять определенную позицию, открывающую доступ в мир взрослых (социальный мотив, а также познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сочетание этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника.
Средства развития:
Ролевые игры в школу
Дидактические игры
Чтение литературы
Экскурсии в школу
Рассказы старших товарищей, братьев, сестер
Беседы
2. Ориентировка в окружающем мире. Это степень осведомленности детей в основных областях знаний (представления о сезонных изменениях в природе, о профессиях, правилах поведения и т. д.).
Средства развития:
Чтение литературы, беседы
Посещение музеев, выставок, зоопарков и т. д.
Дидактические и ролевые игры
3. Наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребёнком с помощью представлений, без практических действий.
Средства развития:
Счет в уме
Рисование планов, схем
Лабиринты
Моделирование
Планирование действий в уме
4. Словесно-логическое мышление. К концу дошкольного возраста мышление ребёнка приобретает черты обобщённости. Для ребёнка определить предмет или понятие – значит сказать, что можно делать с этим предметом.
Средства развития:
Логические игры (на классификацию, обобщение, соотнесение предметов между собой)
Шахматы, шашки, настольные игры
5. Память, как один из ведущих психических процессов, имеет особенно важное значение для успешного освоения учебного материала.
Средства развития:
Дидактические и ролевые игры («скажи, что пропало», «что изменилось» и т. д.)
Использование мнемотехник (специальных приемов для запоминания, разучивание стихов
6. Внимание. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным (то есть ребенок должен уметь сознательно управлять своим вниманием, распределять его). Также важен достаточный объем внимания, его устойчивость и переключаемость.
Средства развития:
Задания на поиск отличий
Дидактические игры
Поиск предметов по определенному признаку
7. Речь. Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Важны такие показатели развития речи, как звукопроизношение, словарный запас, связность речи, грамматический строй речи.
Средства развития:
Составление рассказа по картинке
Чтение литературы, беседы
Речевые игры (например, подобрать определения, антонимы, синонимы).
8. Воображение. С помощью воображения формируется образ не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Средства развития:
Ролевые игры
Творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, театр, сочинение сказок)
Стимулирование воображение. Например, в этом могут помочь игры, в которых нужно придумать как можно больше применений привычному нам предмету и т. д.
Игра в ассоциации
9. Произвольность. Это умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, следовать инструкции, действовать по образцу, способность контролировать свое поведение.
Средства развития:
Игры с правилами
Задания, где нужно действовать по образцу
Графические диктанты
Ставить перед ребенком конкретные мелкие цели, обсуждать для чего нужно то или иное действие
10. Зрительно-моторная (сенсомоторная) координация. На уроке дети не только слушают учителя, отвечают на вопросы, но и много работают по визуальным образцам: списывают и выполняют задания с доски, из книг и других пособий. Успешное выполнение такого рода работы возможно только при наличии координации зрения с моторикой пальцев ведущей руки.
Средства развития:
Срисовывание фигур и узоров, штриховка, работа с прописями
Выкладывание изображений при помощи счетных палочек, камушков, спичек
Собирание пазлов
Вырезание, лепка, аппликация
Пальчиковая гимнастика
Игры с песком, крупами
Поступление ребенка в школу – это важный момент в жизни всей семьи. Задача взрослых – помочь малышу подойти к этому рубежу подготовленным. В предшкольный период особенно важно обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка, направляя и поддерживая его. Восполнить какие-либо пробелы помогут совместные игры, беседы, чтение литературы, занятия творчеством, эксперименты. Впереди еще почти целый, который можно провести с пользой