Марина Карасева
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к школе
Хотелось бы начать со слов известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Каждый из нас помнит своего первого учителя – человека, который открыл перед нами двери в мир знаний. Именно перед ним стоит задача раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при поступлении в школу, каждый родитель должен тщательно отнестись к выбору учебного заведения, в котором будет учиться их ребенок, а самое главное учителя.
- Есть хорошая поговорка: ДЕТИ- ЦВЕТЫ ЖИЗНИ.
- Посмотрите пожалуйста, на этот замечательный цветок.
Цветок – это наш ребенок, будущий ученик
Листья – общее психологическое развитие
Корни цветка – дошкольная зрелость.
Все это способствует качественному развитию цветка, т. е. развитию нашего ребенка.
Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета.
Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.
Так что же включает в себя «психологическая готовность к обучению?» Это прежде всего личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность.
Разберем более подробнее каждую составляющую.
Личностная готовность. Личностная готовность ребенка к обучению выражает его отношение к самому себе, к сверстникам, к взрослым. Одной из составляющих личностной готовности является :
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Однако желание пойти в школу и желание учиться не одно и тоже. (ребенок должен понимать важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний).
С этой целью вам родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
Одним из новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста – это внутренняя позиция школьника и представляет сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. У ребенка возникает необходимость узнавать новое и вступать в новые социальные отношения со взрослыми людьми, что возможно через учебную деятельность.
В результате личностной незрелости ребенка возникают трудности формирования произвольного поведения. (умение слушать и выполнять задания говорящего, умение ребенка подчиняться свои действия правилам).
Обучение первоклассников фактически опирается на параметры развития произвольности. Очень важно, чтобы внутренняя позиция школьника сформировалась у ребенка к началу обучения в школе.
Интеллектуальнаяготовность
Интеллектуальная готовность наличие у ребенка определенного уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления. Сюда относится:
Развитие мелкой моторики
Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.
Поэтому ему нужно уметь:
правильно держать ручку;
пользоваться ножницами;
рисовать и лепить;
обводить контуры и заштриховывать фигуры
Способы развития мелкой моторики – лепка из пластилина, рисование или раскрашивание картинок, конструирование, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, нанизывание бусин, игры в мяч.
Пространственная организация, координация движений (умение определять слева–справа, выше–ниже, вперед–назад)
Развитие речи (умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание, рассуждать)
Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим признакам)
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут) особую роль в развитии внимания.
Следующая составляющая психологической готовности - это
Волевая готовность
Способность самостоятельно трудиться, выполнять задания учителя, соблюдая режимные моменты школьной жизни.
Умение контролировать свое поведение, эмоции, умственную деятельность.
Умение слышать говорящего и выполнять задания по инструкции.
Формированию этих качеств поможет игра! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, держать инструкцию (правила игры) с достоинством проигрывать, строить свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Так же ребенка нужно приучать к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать его.
Рекомендации:
Если вашему ребенку нет полных 7-ми лет на момент 1 сентября, то настоятельно рекомендую обратиться на консультацию к нейропсихологу, для определения уровня развития ВПФ вашего ребенка.
Для формирования мотивации расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
Воспитывайте интерес к получению новых знаний
Не перегружайте ребенка учебой и секциями. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
Избегайте чрезмерных требований.
Предоставляйте право на ошибку
Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело. Это придаст ему уверенности в себе.
Помните, что адаптация к школе – непростой процесс, и происходит он совсем не быстро.
Закончить хотелось бы фразой известного психолога Шалвы Александровича Амонашвили:
Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно…У него своя жизненная миссия. И наш долг–помочь ему выполнить ее.