Папки-передвижки

Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога

Зверинцева Мария
Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога

Психологическая коррекция.

Что такое психологическая коррекция?

В настоящий момент отсутствует общепринятое определение понятия «пси-хологическая коррекция». Рассмотрим несколько определений:

П. К. – комплекс медицинских, педагогических и психологических воздействий на психофизиологические качества ребенка с целью их развития в соответствии с возрастной нормой.

Публикация «Психологическая коррекция, Программа педагога-психолога» размещена в разделах

П. К. – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

(Имеется в виду, что в ряде случаев ребенок нуждается в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, организуемых, как правило, во второй половине дня).

Структура программы педагога психолога

1. Тема.

2. Пояснительная записка.

3. Тематический план.

4. Конспекты занятий.

5. Литература.

6. Приложения.

Как строим тему?

В начале пишем то, что бы собираемся делать:

- профилактика,

- коррекция,

- оптимизация,

- развитие и тд.

Далее, на что направлена ваша работа:

- тревожность

- внимание

- память и т. д.

У кого и посредством чего.

Пояснительная записка:

Актуальность. Отражаем 3 момента:

- почему необходимо это делать у данной категории детей и данными методами.

- термины, которые используются с теме.

- Фамилии ученных, которые занимались изучением данной проблемы.

Адресная направленность (для кого предназначена эта программа).

Цель: «Создание условий для…» и дальше обращаемся к теме вашей коррекционной программы.

Задачи: то, с помощью чего мы добьемся реализации цели.

Принципы, на которых строится программа.

Методы.

Этапы:

- диагностический (названием методик, авторы)

- формирующий, развивающий…. (В зависимости от темы и цели программы и основной методики работы)

- оценка эффективности работы (диагностические методики, что и в первом этапе).

Условия реализации программ : сколько занятий, их частота проведения, длительность самого занятия, форма, количество человек в группе или индивидуальная работа.

Структура занятий: водная часть, основная часть, заключительная часть.

Ожидаемые результаты (должны соответствовать задачам).

Принципы психической коррекции

Эффективность психологической коррекции во многом зависит от правильности методологических идей, положенных в ее основу. Эти основные методологические идеи и называют принципами:

1. Принцип комплексности – коррекция рассматривается, как единый комплекс медико-психолого-педагогического воздействия.

Это особо важно при работе с детьми с ОВЗ, так как психолого-педагогическое воздействие как правило сопровождается или предваряется специальным лечением.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

Можно выделить 2 аспекта:

- процесс коррекции должен всегда предваряться диагностикой, т. к. внешне похожие поведенческие проявления могут быть обусловлены совершенно разными причинами. Поэтому и коррекционное воздействие должно быть разное.

( Пример: заикание может быть вызвано сильным эмоциональным стрессом. А может быть вызвано органическими поражениями).

- Психологическая диагностика направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. (Диагностика выполняет функцию мониторинга за уровнем психического развития ребенка и завершается коррекционным воздействием при необходимости).

3. Принцип личностного подхода. Любое коррекционное вмешательство должно быть оценено с позиции личности ребенка. Нередко психологическая коррекция рассматривается необходимой для развития отдельных психических процессов и свойств (внимание, памяти….) и не учитываются при этом изменения личности ребенка. Когда мы воздействуем на что-то одно, то затрагиваем и что-то другое.

4. Принцип деятельностного подхода. Коррекция возможна только при активности самого ребенка. В зависимости от возраста и интеллектуального уровня ребенка, необходимо ориентироваться на те виды деятельности, которые ему доступны и интересны.

5. Иерархический принцип коррекции.

- корректировать низшие уровни психики необходимо на основе высших.

Высшие уровни психики : личностные, мыслительные, смысловые.

Низшие уровни психики : сенсорные, двигательные, эмоциональные процессы.

( Пример: развитие памяти ребенка не заучиванием, а на основе мыслительной деятельности, выделяя главное).

Сверху вниз.

- обратный первому. Снизу верх.

Формирование базовых составляющих психологических способностей, позволяет целенаправленно формировать сложные психические функции.

Использование этих методов зависит от возраста и интеллектуальных возможностей ребенка. На ранних этапах онтогенеза – сверху в низ.

6. Казуальный принцип психологической коррекции.

Направлен на устранения причин и источников отклонений в психическом развитии. Но и симптоматическая коррекция при этом необходима.

Направление коррекционной работы с ребенком.

1. Вид деятельности, в которую включен ребенок. По этому основанию, можно выделить развитие и коррекцию предметно-манипулятивной, игровой, конструкторской, бытовой, учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельностей.

2. Основанием могут стать психологические механизмы, отвечающие за реализацию деятельности человека. Направления коррекции при этом могут быть следующие:

- коррекция активационных механизмов деятельности (формирование и коррекция мотивов, потребностей);

- коррекция когнитивных и операционных механизмов деятельности (формирование и коррекция ориентировочной основы деятельности, способов решения типичных задач, встречающихся в деятельности);

- коррекция регуляционных механизмов деятельности, осуществляющих деятельностный акт, (осуществление целеполагания, планирования, координации взаимодействия участников деятельности, контроля, оценки);

- коррекция социальных механизмов деятельности (формирование социальных позиций, овладение социальными ролями и способами взаимодействия между ними, усвоение социальных ценностей, правил и нормативов).

3. Выделение отдельных функциональных единиц психической деятельности :

- познавательные процессы (память, ощущения, восприятия, мышление, речь, внимание, представления);

- эмоциональные процессы (эмоциональный тон, эмоции, чувства, переживания, эмоциональные состояния);

- двигательно-моторные процессы (координация движений, предметных действий, целенаправленных сложных форм поведения);

- мотивационно-волевые процессы (стимуляция, тонизация, релаксация и избавление от излишнего нервно-психического напряжения, произвольность, способность к волевому усилию);

- сознание личности (самооценка, уровень притязаний, образ Я, идентичность, каузальная атрибуция).

4. Глубина проникновения в структуру организации психического развития :

- симптоматическая коррекция (целью коррекционного воздействия являются наблюдаемые феномены отклоняющегося развития);

- коррекция и гармонизация трёх базовых составляющих психического развития (произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);

- воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития (социальная ситуация развития, межфункциональная организация мозговых систем).

5. Возраст ребенка. Каждому возрастному периоду свойственны свои сензитивные периоды – периоды набольшего развития каких-либо психических функций и процессов и появление важнейших психологических новообразований, необходимых для реализации следующего этапа возрастного развития.

Каждый возрастной период требует выделения своих направлений психического развития и коррекции. Эти направления учитываются и определяют содержание государственных образовательных стандартов, принятых для каждой ступени образования ребенка.

Приоритетные направления для развития старшего дошкольника:

• Совершенствование общей моторики;

• Развитие тонкой ручной моторики;

• Формирование произвольного внимания;

• Развитие сферы образов-представлений;

• Становление ориентировки в пространстве;

• Совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;

• Формирование связной речи и речевого общения;

• Формирование элементов трудовой деятельности;

• Расширение видов познавательной активности;

• Становление адекватных норм поведения.

Приоритетные направления для развития младшего школьника:

• Умения и навыки, связанные с познавательной деятельностью;

• Умения, навыки и способы, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью;

• Умения организовать свою деятельность;

• Формирование трудолюбия и адекватной самооценки.

Приоритетные направления развития и коррекции младшего подростка :

• Умение работать с научными текстами (анализ и структурирование со-держания);

• Подкрепление чувства взрослости ответственностью и самостоятельностью;

• Стимуляция создания собственного авторского замысла при планировании;

• Поощрение экспериментировать в поведении, внешности (театрализация, драматизация).

Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью.

Степень выраженности умственной отсталости находит отражение в между-народной классификации болезней. Выделяют 4 группы детей:

- с легкой умственной отсталостью (IQ 35 – 50)

- со средней умственной отсталостью (IQ 20 - 30)

- с тяжелой умственной отсталостью (IQ 20 - 30)

- с глубокой умственной отсталостью (IQ менее 20)

1 и 2 группы являются более перспективными в плане коррекционно - развивающей работы.

3 и 4 группы крайне ограничены в плане обучения. Многие из них даже не смогут овладеть навыками самообслуживания.

Давайте рассмотрим еще одну классификацию детей с общим недоразвитием, то есть олигофренов, которая отражает типологические особенности:

1. Неосложненная форма, при которой ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. У такого ребенка относительно сохранна эмоционально-волевая сфера и нет грубых нарушений анализаторов. Он может достаточно продуктивно и аккуратно выполнять доступную и понятную ему деятельность.

2. Олигофрения, характеризующаяся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности. Такой ребенок характеризуется нарушением поведения и низкой работоспособностью.

3. Форма олигофрении с нарушениями функций анализаторов. Ребенок с таким нарушением помимо умственной отсталости имеет локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

4. Форма в психопатоподобном поведением, характеризуется резким нарушением эмоционально-волевой сферы. Такой ребенок некритичен к себе и окружающим людям, склонен к неоправданным аффективным реакциям.

5. Олигофрения с лобной долей недостаточностью, которая характеризуется неспособностью к целенаправленной активности, волевому напряжению. Такой ребенок беспомощен, безынициативен, вял, склонен к подражательству, не учитывает окружающую ситуацию.

При неосложненной умственной отсталости выделяется раз приоритетных направлений:

1. Развитие когнитивной сферы:

- развитие межанализаторных взаимодействий (зрительно-слухо-моторные координации);

- сенсорная стимуляция для повышения уровня познавательной активности;

- развитие произвольных форм регуляции психических процессов и поведе-ния, включая функцию программирования и контроля.

- формирование пространственных представлений, начиная, как правило, со «схемы тела».

2. Развитие аффективно-эмоциональной сферы:

- организация ритма всей аффективной жизни для стимуляции психического тонуса (привычный уклад жизни, четкая структура обучающих и развивающих занятий, использование в работе ритмичной музыки, ритмичных движений, постоянных сенсорных образов);

- акцентирование внимание на социально-одобряемой деятельности, использование приемов комментирования и психодраматических приемов для включения поведения в социальный контекст (ребенок размахивает палкой – готовиться защищать слабых, разорвал рубашку – хочет перевязать раненого товарища, и т. п.) и формирования социального контроля над своим поведением.

Для детей с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы психологическая коррекция возможна только после начала правильного лечения.

При аффективной форме сначала требуется помощь психиатра. Добавляется социализирующее направление коррекции поведения ребенка, повышающее уровень социального контроля.

При возбудимой форме сначала требуется помощь невропатолога, а затем и психиатра. Противопоказана сенсорная стимуляция, а также с большой осторожностью должна проводиться психомоторная коррекция, так как она способствует повышению общего уровня возбуждения ребенка

При тормозимом варианте медицинская коррекция предполагается для повышения психического тонуса и уровня общей психической активности ребенка (разные виды массажа).

Психологическая коррекция должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля, а также на развитие межсенсорных взаимодействий (слух, зрение, движение, а в дальнейшем формирование и развитие пространственных представлений. Важно, чтобы ребенок получал от коррекционно-развивающих занятий эмоционально-положительные впечатления, активирующие его познавательную и двигательную сферу деятельности.

Нередко тормозимый вариант принимает аутоподобную форму, что затрудняет контакт взрослого с ребенком. В этих случаях специально обращают внимание на установление контакта с ребенком, правильную организацию аффективных взаимодействий.

Умственная отсталость нарушениями функций анализаторов. Такие дети, прежде всего, нуждаются в развитии когнитивной сферы, у них сложнее и труднее формировать сенсорные эталоны и предметные действия, чем у детей с другими формами умственной отсталости. Недостаточность сенсорной стимуляции приводит к низкому уровню уровень психической активности. Этих детей характеризует общая пассивность и несформированность регуляторной сферы психики.

Поэтому первостепенной задачей для этой формы умственной отсталости, основываясь на сохранных сенсорных функциях, формировать сенсорные эталоны, развивать предметно-практические действия, формировать целостность, константность, предметность и обобщённость восприятия, дополнительно стимулируя ребенка сильными сенсорными раздражителями. Далее, необходимо развивать пространственные и квазипространственные (числовые, временные) представления.

Форма с психопатоподобным поведением. Коррекционная работа с детьми наиболее сложна и невозможна без медицинского сопровождения. На первый план выступает коррекция эмоционально-аффективной сферы личности ребенка.

Мы рассмотрим две наиболее часто встречающиеся разновидности дисгармоничного инфантилизма, характерных для умственно-отсталых детей: экстрапунитивная и интрапунитивная. Они различаются уровнем психического тонуса.

Дети с экстрапунитивной формой обладают повышенным психическим тонусом, который проявляется повышенной возбудимостью, гиперактивностью, склонностью к реакциям страха, плохим сном.

Дети с интропунитивной формой обладают пониженным тонусом, вялостью, тревожностью, пугливостью, плаксивостью и капризностью.

Коррекционная работа :

- развитие регуляторных структур психики, и формирование социального контроля за своими эмоциональными проявлениями;

- развитие регуляторных компонентов психики (начинается с контроля и управления простейшими движениями, параллельно формируя, таким обра-зом, как двигательную, так и когнитивную сферы психики ребенка (сенсомоторная координация, представления о собственном теле и окружающем пространстве).

Для детей с интропунитивной формой дисгармоничного развития дополни-тельно нужна сенсорная стимуляция деятельности. Но нельзя перегружать этих детей, создавая стрессовые ситуации. Такие дети нуждаются в четком режиме дня, привычно структурированных занятиях, стереотипных формах удовлетворения своих основных потребностей.

Олигофрения с лобной недостаточностью. Низкая произвольность поведения и деятельности не позволит добиться значимых результатов в области когнитивного развития, даже при лёгкой форме умственной отсталости. Поэтому для них предполагается формирование произвольной регуляции деятельности, а в дальнейшем формирование критического отношения к себе и другим.

Публикации по теме:

Адаптированная программа педагога-психолога на 2018–19 учебный год Адаптированная программа по реализации основной общеобразовательной программы Селиверстовой Ларисы Ивановны, педагога-психолога, без категория.

Циклограмма педагога-психолога Циклограмма работы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год. Понедельник 8.00 – 9.00 Психологическое сопровождение воспитанников (наблюдение,.

Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИГРОВАЯ МОЗАИКА» (Психологическое сопровождениедетей по подготовке к школе) Срок реализации.

Картотека игр педагога-психолога Игры с тревожными детьми, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе «Гусеница» Цель: игра учит доверию.

Конспект открытого интегрированного группового занятия педагога-психолога и социального педагога в ДОУ Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. Задачи: 1. Положительно настроить детей на совместную.

Кружковая работа педагога-психолога в ДОУ : кружок «Артлантида» Актуальность Одна из форм работы педагога-психолога ДОУ – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное.

Программа педагога-психолога «Адаптация детей к условиям школьной жизни» с детьми 6–7 лет ВВЕДЕНИЕ Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу.

Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ» Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ» Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Рабочая программа педагога-психолога на 201819 уч. г http://ds-rodnichok.edusite.ru/sveden/files/dde478b5-b111-4cd1-931c-0e98e3acde56.pdf РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Совместные занятия педагога-психолога и педагога по ИЗО — деятельности для группы компенсирующей направленности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо - деятельности для группы компенсирующей направленности Тема занятия «Осенний пейзаж».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога
Опубликовано: 8 мая 2019 в 08:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД