Папки-передвижки

Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады

Юлия Лопакова
Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая совместимость как фактором эффективности совместной деятельности педагогической диады

Коновалова Антонина Евгеньевна, заведующий,

Горшкова Зоя Владимировна, старший воспитатель,

Лопакова Юлия Анатольевна, педагог-психолог,

МДОУ «Детский сад «191» г. Ярославль

yarschkind191@yandex.ru

Аннотация

Публикация «Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады» размещена в разделах

Педагогическая диада – достаточно сложное явление. Отношения в педагогической диаде строятся на основе построения совместной педагогической деятельности, что требует согласования целей, задач, методов и средств.

Подбор воспитателей в диаду осуществляется администрацией дошкольных учреждений. Оптимальным критерием является принцип совместимости, что предполагает физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую совместимость.

В диаде педагоги работают по принципу формального соответствия (опыт, образование и т. д., а межличностные отношения выстраиваются на основе соответствия личностных и индивидуальных характеристик субъектов. Таким образом, велик риск возникновения конфликтов в диаде воспитателей.

В своей работе мы рассмотрели теоретические подходы к понятиям «психологическая совместимость» и «педагогическая диада», а так же разработали диагностический инструментарий «Оценка эффективности деятельности педагогических диад», которая позволила изучить взаимосвязь совместимости в диадах и эффективности их совместной деятельности.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, педагогическая диада, педагогический коллектив, психологическая совместимость.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного воспитания и образования служит предметом многочисленных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений специалиста данного профиля и методикой их формирования рассматриваются в работах А. М. Бородич, Р. С. Буре, О. В. Драгуновой, И. Ю. Ерофеевой, Л. И. Зорило, М. А. Кавардаковой, В. И. Логиновой, В. А. Лысовой, З. И. Нестеровой, М. Л. Палавандишвили, Г. Г. Петроченко, Н. И. Пинчук, Л. В. Поздняк, К. Е. Праховой, Л. Ф. Самборенко, П. Г. Саморуковой, Л. Г. Семушиной, Л. П. Ступниковой, Т. Н. Тарановой, Т. Х. Яворской, В. И. Ядешко и др. Активно ведутся психологические исследования подготовки педагогических кадров дошкольных учреждений (Л. Н. Башлакова, Е. Ф. Гладкова, Е. А. Гребенщикова, А. Б. Николаева, Е. А. Панько, Л. И. Разборова и др.).

Создать хороший социально-психологический климат в дошкольном учреждении, подобрать коллектив педагогов так, чтобы все воспитатели не только успешно справлялись со своей работой поодиночке, но и гармонировали между собой как личности, построили правильные взаимоотношения в коллективе - является большим искусством и большим педагогическим трудом.

Подбор воспитателей в диаду осуществляется администрацией дошкольных учреждений. Оптимальным критерием является принцип совместимости, что предполагает физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую совместимость.

Диада (греч.) – два. Симбиоз двух или нескольких индивидов, предполагающий иерархическую зависимость. Более сильный индивид формализует и поляризует более слабого, который тем самым перенимает стиль жизни более сильного. Может быть позитивной и негативной.

Педагогическая диада – достаточно сложное явление. Отношения в педагогической диаде строятся на основе построения совместной педагогической деятельности, что требует согласования целей, задач, методов и средств.

Педагогическая диада характеризуется базовым противоречием между необходимостью выполнять совместную деятельность и большим весом эмоциональных отношений, которые далеко не всегда способствуют согласованию.

Данное противоречие разрешается вследствие профессиональных и личностных качеств педагогов.

Важно выделить критерии при подборе в педагогические диады воспитателей, так как от правильной расстановки кадров зависит эффективность совместной деятельности, работоспособность самих воспитателей, психологическое равновесие взрослых и психологическая атмосфера в группе для воспитанников.

В диаде педагоги работают по принципу формального соответствия (опыт, образование и т. д., а межличностные отношения выстраиваются на основе соответствия личностных и индивидуальных характеристик субъектов. Таким образом, велик риск возникновения конфликтов в диаде воспитателей.

Конструктивные, доброжелательные отношения в диаде воспитателей, оптимизируют педагогический процесс, препятствуют психологическому выгоранию самих воспитателей и способствуют созданию благоприятного психологического климата.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в педагогической диаде воспитателей огромную роль играет правильное построение межличностных отношений.

Общественные и межличностные отношения тесно связаны друг с другом. Г. М. Андреева подчеркивает в межличностных отношениях важнейшую специфическую черту – эмоциональную основу, которая складывается на основе определенных симпатий и антипатий друг к другу.

Но нельзя утверждать, что лишь только эмоциональные контакты влияют на межличностные отношения. Совместная деятельность опосредованно также влияет на межличностный контакт.

А. Н. Леонтьев считал, что иногда общение понимается как элемент любой деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

Чаще всего позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность в целом. И наоборот, негативные межличностные отношения мешают общему делу. Задача любого руководителя так подобрать педагогическую диаду, чтобы их совместная деятельность была наиболее эффективной.

Изучив понятие «совместимость», мы пришли к выводу, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по данной проблеме и установление некоторых закономерностей совместимости, нечетко определено само понятие "совместимость", отсутствует общепризнанная теория совместимости, хотя и существует ряд подходов к ее исследованию.

Согласно взглядам М. Шоу, совместимость есть степень взаимного удовлетворения потребностей и моделей поведения членов группы, детерминированных свойствами личности. Необходимо отметить, что взаимное удовлетворение потребностных или поведенческих моделей является общим для большинства определений совместимости у психологов.

Таким образом, несмотря на множественность дефиниций совместимости, можно понять, что авторы вкладывают в это понятие.

Объект исследования: педагогические диады.

Предмет исследования: совместимость пар.

Цель исследования: изучить связь совместимости в диадах и эффективности их совместной деятельности.

Задачи исследования:

- провести анализ эффективности совместной деятельности педагогических диад;

- изучить понятие совместимости;

- исследовать взаимосвязь совместимости и эффективности совместной деятельности педагогических диад.

Гипотеза исследования: психологическая совместимость является фактором эффективности совместной деятельности.

В исследовании приняли участие 22 воспитателя МДОУ «Детского сада №191» г. Ярославля. Педагоги образуют 11 постоянных педагогических диад.

Методы исследования. Для исследования психологической совместимости педагогических диад мы использовали «Опросник межличностных отношений» Уильяма Шутца. Методика содержит в себе 54 утверждения, которые предлагается оценить по шестизначной шкале в зависимости от того, насколько данное утверждение свойственно испытуемому. Шкалы опросника являются достаточно однородными и надежны во времени, также обладают конструктной и критериальной валидностью. Обработка результатов производилась нами в соответствии с ключом ОМО. Гармонию, или совместимость межличностной ориентации диады мы выразили линейной комбинацией баллов. Если обозначим выраженное поведение лица А символом ea, а лица В символом еb, а требуемое поведение этих лиц wa и wb, то коэффициент взаимной совместимости имеет вид :

rK=ea-wb+ eb-wa

Коэффициент инициации:

oK=(ea-wa)+ (eb-wb)

Коэффициент взаимного обмена:

xK=(ea +wa)-( eb +wb)

Отдельные типы коэффициентов совместимости подсчитывали для каждой из областей межличностных потребностей (где I – включение, C - контроль, A- аффект, их комбинации создают индексы совместимости (см. табл. №1).

I C A Сумма в ряду

Типы совместимости r rKi rKc rKa rK

o oKi oKc oKa oK

x xKi xKc xKa xK

Сумма в столбце Ki Kc Ka K

Таблица №2 Индексы совместимости

Для оценки эффективности совместной деятельности воспитателей (педагогических диад) нами была создана экспертная группа, в состав которой вошли: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, врач-педиатр МДОУ «Детский сад №191» г. Ярославля.

Нами были определены наиболее важные, на наш взгляд, критерии эффективности совместной деятельности постоянных педагогических диад. По каждому критерию начислялось от 0 до 5 баллов. 0 баллов – самый низкий показатель, 5 баллов – самый высокий показатель.

Качественный и количественный анализ эффективности совместной деятельности педагогических диад проводился экспертной группой. Учитывалась только совместная деятельность или адекватное ее распределение Оценка производилась по результатам работы за одно полугодие.

Методика «Оценка эффективности деятельности педагогических диад»

1. Результативность образовательной деятельности (по результатам мониторинга детей)

2. Взаимодействие с родителями (оценивались три подкритерия, максимально начислялось 15 баллов).

A. Отсутствие конфликтов, жалоб

B. Удовлетворённость родителей работой воспитателей (для оценки использовались результаты анкетирования родителей)

C. Работа с родителями (совместные проекты, родительские собрания итд).

3. Разработка методических материалов (разработка дидактических игр, картотек в соответствии с современными требованиями) (учитывалось и косвенное участие, например, один педагог разработал дидактическую игру, а второй так же ее использует на практике итд.).

4. Участие детей в конкурсах (как внутри учреждения, так и городские, областные, всероссийские).

5. Методическая деятельность (методические разработки, публикации итд) (учитывалось косвенное и косвенное участие).

6. Участие в конкурсах профессионального мастерства (учитывалось не только совместное участие в конкурсах, но и помощь в подготовке к конкурсу коллеге).

7. Инновационная деятельность (разработка и реализация проектов, социально-значимых акций (оформление проекта, выставки работ проект, отчётная документация по проекту).

8. Участие педагога в в культурном досуге ДОУ (утренники, развлечения итд).

Количественная обработка результатов

Максимальное количество 50 баллов.

50 баллов высокая эффективность совместной деятельности,

30 – 20 – средняя эффективность совместной деятельности,

20-0 – низкая эффективность совместной деятельности.

По результат статистического анализа результатов полученных с помощью методик «Опросник межличностных отношений» и «Оценка эффективности деятельности педагогических диад» были получены следующие результаты см. рис. № 1:

МС – межличностная совместимость

ЭСД – эффективность совместной деятельности

ПД – педагогическая диада

Рис. №1 «Анализ влияния межличностной совместимости на эффективность деятельности педагогических диад»

Таким образом, наша гипотеза о том, что совместимость является фактором успешности совместной деятельности педагогических диад, подтвердилась полностью.

По результатам нашей работы четыре полностью совместимые педагогические диады и одна частично совместимая показали высокие результаты эффективности совместной деятельности. Две полностью совместимые диады, и по одной частично совместимой и несовместимой показали средние результаты эффективности совместной деятельности. Одна несовместимая педагогическая диада показала низкий результат эффективности совместной деятельности. Таким образом, показатель совместимости с высоким уровнем ЭСД 45%, несовместимости с низким уровнем ЭСД 9%.

Полученные результаты, были использованы для перераспределения педагогических кадров.

Список литературы:

1. Журнал «Педагогика online» : «Оптимальные критерии подбора воспитателей в педагогические диады детских дошкольных учреждений». https://aneks.spb.ru,

2. В. Н. Белкина «Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы». https://www.studsell.com.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Изд. 1. – М. : МГУ, 1980.- 414 с.

4. Донцов А. И Психология коллектива. М. : МГУ, 1984.- 207с.

5. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М. : МГУ. 1981. -292с.

6. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп // Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М. : ИП РАН. 1995.- С. 58-68.

7. Немов Р. С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн. : Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психоло-гия и психодиагностика. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с

8. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М. : Педагогика, 1984. -285с

9. Обозов Н. Н.. Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 98-101.

10. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Изд-во "Лыбидь" при Киев. ун-те, 1990. - 192 с.

11. Обозов Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей. - СПб. : ЛНПП "Облик", 2000. - 212 с.

12. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 1992 С. 1-18.

Публикации по теме:

Доклад к педсовету «Использование фольклора как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе» Использование фольклора, как средства повышения эффективности культуры речи в логопедической работе Слово “фольклор” в буквальном переводе.

Готовность педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в школе ПРОГРАММА развития инновационных процессов Муниципальное образовательное учреждение «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа».

Игра как фактор развития диалога Игра, как фактор развития диалога Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования.

Игра как социокультурный фактор развития Я Леонова С. Е., учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 115 ОАО «РЖД» ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Конспект совместной деятельности «Как стать звездой?» (подготовительная группа).Конспект совместной деятельности «Как стать звездой?» (подготовительная группа). Цель: в процессе совместной деятельности создать творческую импровизацию «Музыкальный номер» для выступления перед зрителям. Задачи:.

Лэпбук как эффективная форма совместной деятельности взрослого и ребенка Работая в детьми, я выбрала для себя новую формы работы -лэпбук. Его можно использовать не только а детском саду, но и дома. И делать его.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер-класс для педагогов: «Лепбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм.

Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности» Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности» Цель мастер-класса: создать условия для формирования.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда! Конфуций «Здоровье является высшей ценностью.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады
Опубликовано: 14 августа 2017 в 16:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лопакова (УИ 1160012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД