МААМ-картинки

Психологические инструменты и технологии в организации образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГ

Васильева Татьяна
Психологические инструменты и технологии в организации образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГ

Публикация

на тему:

«Психологические инструменты и технологии в организации образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГОС»

МАДОУ «Детский сад № 9

«Красная шапочка»

Московская область

г. Зарайск

Музыкальный руководитель:

Васильева Татьяна

Васильевна

23. 07. 2020г.

План

1. Рамки коммуникации

2. Транзактный анализ через призму ролей

3. Состояния во время коммуникаций

4. Организация взаимодействия с партнёром

Публикация «Психологические инструменты и технологии в организации образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГ» размещена в разделах

5. Структура логических уровней

1. Рамки коммуника

Пример на тест «Рамки коммуникации».

Я по графику курсов повышения квалификации должна присутствовать на лекциях преподавателя почти каждый четверг, но никто от моей профессиональной работы меня на этот период не освободит. В сложившейся ситуации решила воспользоваться тестом «Рамки коммуникации» следующим образом : обратилась к своему руководителю (заведующей ДОУ) с просьбой решить данную проблему. Мои устремления были следующие: вообще не работать в этот учебный день; но устремления моего партнёра, то есть заведующей, не совпали с моими: она сказала, что если все пойдут учиться, то кто тогда работать будет? На что мне пришлось изменить свои устремления и найти точку сотрудничества с моим начальством. Я предложила выходить на работу после приезда с курсов повышения квалификации, в этот же день, но по времени это получалось на 2,5 часа меньше моей нормы работы в день. Заведующая на это предложение согласилась после некоторой дискуссии. Таким образом, компромисс был найден, а результат – тест мне помог найти точку сотрудничества.

2. Транзактный анализ через призму ролей

Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор - психотерапевт Эрик Берн.

Примеры на транзактный анализ.

Пример: Ребенок (я) желает купить сразу три новых свитера, Родитель (я) считает, что деньги лучше потратить на нужные для работы курсы английского, а Взрослый (я) на основе объективных фактов сделает вывод: курсы действительно необходимы, но и свитер себе позволить можно – в этом месяце один. Таким образом я поочерё дно ставлю себя на позиции разных ролей: Ребёнок-Родитель-Взрослый.

Пример на скрытые транзакции. Пример манипуляции в торговле.

В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.

Продавец: Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для Вас ("Взрослый – Взрослый").

Покупатель: Вот ее-то я и возьму ("Ребенок – Взрослый").

Внешне продавец констатировал очевидные факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции – расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, погладив свое самолюбие и "утерев" (как ему кажется) нос продавцу. Если рассматривать эту ситуацию с точки зрения ТА, то данная трансакция является разновидностью скрытой трансакции. Продавец, как "Взрослый", утверждает два объективных факта: "эта модель лучше" и "она дороговата для Вас". На видимом, или социальном, уровне оба отверждения адресованы "Взрослому" покупателя, чей ответ от имени "Взрослого" должен был бы звучать так: "Вы правы в обоих отношениях". Однако, скрытый, или психологический посыл опытного продавца нацелен на "Ребенка" покупателя.

Что дает трансактный анализ

В любой ситуации в той или иной степени проявляется каждая из трех позиций Р., В., Д. Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии с которой и действует человек. Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством введения его в соответствующую позицию.

Пристройка

Известный российский теоретик театра П. М. Ершов, анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел понятие, оказавшееся очень полезным в психологическом анализе, в том числе и в трансактном (см. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М. : Искусство, 1972).

Это понятие - "пристройка". Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу - подчинения, пристройка рядом - равного партнерства. К примеру, начальник - подчиненный, старший - младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых - пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека - это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть - пристройка снизу.

Признаки пристроек

Сверху - стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения "ты", "сынок", высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое. Снизу - выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх и т. п. На равных - отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т. п. Трансакции. Это понятие является центральным в трансактном анализе.

Трансакцией называется единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций друг друга. Графически это выглядит так: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз, а трансакция - стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого.

3. Состояния во время коммуникаций

Есть 6 базовых состояний:

активный позитив

пассивный позитив

активный негатив

пассивный негатив

интерес

принятие решения – с сторону да и в сторону нет.

Встаю около зеркала. Улыбаюсь! - это активный позитив. Корчу себе рожицы и главное обращаю внимание на своё внутреннее состояние. Запоминаю его.

Потом задумываюсь о чём-нибудь приятном. хорошем таком. Ухожу в себя. Это пассивный позитив.

Калибрую внутреннее состояние. Какое оно?

Потом представляю своего какого-нибудь врага - начальницу или бывшую подругу. Всем видом пытаюсь дать врагу пинка.

Калибрую состояние. Это активный негатив.

Потом грущу. Думаю о чём-то невесёлом. Это пассивный негатив.

Изображаю интерес и момент принятия решения. Калибрую их в себе. Мысленно играю с ними.

Я получила 6 базовых состояний. Самое главное - я теперь могу отслеживать кто, когда и как на меня влияет (кто вызывает во мне пассивный негатив, например). Этакий антиманипулятор у меня получился. Свой собственный.

Важно - в течение месяца ежедневно по 10 минут упражняться в этих 6 калибровках самой с собой.

Пример регулировки коммуникации с партнё ром: прихожу к своей заведующей в кабинет, оцениваю её текущее состояние – она в активном негативе (получила нагоняй от начальства). Первым делом пытаюсь добавить ей ресурса – поднять настроение. С этой целью делаю ей ряд комплиментов, а именно: как вы сегодня хорошо выглядите, что значит молодость, не то, что я. - На что она начинает жаловаться мне на свои проблемы с начальством, на постоянную бумажную рутину и т. д. Пытаюсь ввести её в состояние интереса – вы такая молодая, а уже столького добились: сотрудники вас уважают, ценят, родители – стараются вам помогать в благоустройстве территории ДОУ, довольны вашей работой. А начальство – на то оно и начальство, чтобы придираться; не обращайте внимания. После моих попыток изменить её состояние в сторону позитива, я включила свой ключевой вопрос: можно я сегодня уйду раньше на 2 часа, мне это необходимо в связи с семейными обстоятельствами? На что получила согласие. Таким образом, мне удалось изменить её негативное состояние и управлять коммуникацией с пользой для себя.

4. Организация взаимодействия с партнёром

Предполагается, что наши эмоции имеют корни в так называемых драйвах - основных физиологических врождённых потребностях, таких как: голод, жажда, сексуальное влечение, потребность в выведении продуктов жизнедеятельности, избегание боли и поиск удовольствия (комфорта). Но появилась необходимость более эффективного способа мобилизации энергии (силы) для выживания, стимулирования и направления физической, а со временем, и мыслительной активности, для отбора сигналов, действующих на восприятие мира. Эмоции и чувства стали выполнять постепенно эти функции - по крайней мере, у высокоразвитых животных это уже можно наблюдать. Как результат, возникли первые эмоции, и ставшие базовыми для всех остальных чувств и переживаний - как ответ на потребность выживать и познавать мир. Всего эмоций семь: интерес, радость, печаль, злость, отвращение, страх и удивление. Интересно так же отметить, как связаны были эти базовые эмоции на этапе их возникновения с основными процессами выживания особи и адаптации ее к окружающему миру.

Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.

Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных, это реакция на получение удовольствия.

Печаль - реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие.

Злость (гнев) - то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).

Страх - реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.

Отвращение - реакция отторжения.

Удивление - сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.

Таким образом, по аналогии с музыкой, где семь нот становятся основой для создания бесконечного количества вариантов сочетаний звуков и мелодий, семь основных эмоций становятся базой для создания бесконечных и разнообразных переживаний, чувств и настроений.

В состоянии коммуникации нам должно быть комфортно. У нас нет задачи понравиться партнёру.

Звезда Эриксона. Это 5 принципов, сформулированных Милтоном Эриксоном 1. Со всеми все О. К. 2. У человека есть все внутренние ресурсы 3. Клиент делает наилучший выбор из возможных 4. У каждого поведения есть позитивное намерение 5. Изменения не только возможны, но и неизбежны.

Функция утверждения: тон Воина

Тактический, директивный, сфокусированный; ориентирован на выживание.

Короткие четкие фразы – указания к действию.

Говорит о насущной необходимости.

Пример:

Либо пан, либо пропал.

Тон Волшебника: ваши слова как бы взлетают вверх и наполняются энергией. Используем данный тон, когда мы приглашаем к участию, вовлекаем, вдохновляем на что-то новое, заинтересовываем перспективой. Тон Волшебника зовет слушателя в будущее, поэтому целесообразно начинать фразу с «Представьте себе…». То, что мы обсуждаем тоном Волшебника, еще не существует и подлежит визуализации — мечта, перспектива, проект. Тон Волшебника выражает энтузиазм, побуждает к творчеству и действию. Пример: представьте себе наш ДОУ через 10 – 15 лет. Какие перспективы с точки зрения современных технических средств нам открываются!

Тон Друга применяется при равнозначном разговоре. Это ровный, доброжелательный тон. Используем его в ежедневной коммуникации с коллегами, во время обсуждения планов, дискуссиях, для обсуждения текущих дел, на встречах с партнерами. Тон Друга — поддерживает то состояние, которое есть. Он теплый, мягкий и открытый, может быть как громкий (бодрый, так и тихий (спокойный). Когда мы применяем тон Друга, смотрим в глаза собеседнику. Можно шутить и смеяться. Общение может проходить стоя, за столом, за чашкой кофе. Пример: на сегодняшнем педсовете нашей основной темой является тема «Психологические инструменты и технологии в организации образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГОС»

Тон Мудреца используется для информационных встреч, когда нужно ответственно донести достаточно масштабную информацию, для описания новых процедур. Предполагает перечисления, описание. Тон Мудреца спокоен, монотонен, в меру доброжелателен. Когда мы применяем тон Мудреца, можно встать рядом со слушателем и спокойно и ровно донести до него ситуацию. Пример: начиная с понедельника мы будем работать в новой системе отчетности. Я рекомендую ответственно заполнять все данные.

5. Структура логических уровней

Если на душе тяжко, в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все в порядке по местам. В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по-другому – пирамида Дилтса. Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных и проблемных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и, в целом, разобраться в себе и навести порядок во внутреннем мире. Практическое применение модели логических уровней Дилтса. Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать отдельно взятый человек, либо целая компания или общество. Модель состоит из 6 уровней. Уровни этой системы (пирамиды, как полочки, на которые разобран наш внутренний мир.

Пройдемся по уровням снизу вверх. Окружение. Самый нижний уровень, базовый. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности. Поведение. Второй уровень, который включает в себя все, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то, этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем – окружением. На двух нижних уровнях – окружения и поведения – и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной «манипуляции» (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т. п.) также находятся на этих двух логических уровнях. Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения. Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т. д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал, – здесь только ответы «Как этого достичь?». Это уровень ответов на вопрос «Почему человек сделал именно так?». Разбираем проблему на составные части, отвечая на простые вопросы. Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с нашей личностной ролью. Это роль, которую мы преимущественно играем, – балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т. д. На этом уровне главный вопрос – «Кто я?», то есть каким я представляю себя и мир вокруг? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей? Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

ПРИМЕРЫ:

Итак, мы разобрались с «полочками» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, как с ними работать. Сделаем это на примере проблем разных «весовых категорий» : меня никто не любит, я никому не нужна; не могу вставать по будильнику – откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз; не могу найти общий язык с N. Приступим к разбору первой нашей проблемы. Вначале разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, на каком уровне пирамиды расположены части этой проблемы.

«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ» : РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться? Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные – тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою. Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть? Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой. Способности. Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать? Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках. Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной? Те, кого не любят, – плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, – асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу. Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю? Я центр внимания и притяжения. Миссия. Ради чего я все это делаю? Чтобы нравиться самой себе.

НА ДВА УРОВНЯ ВЫШЕ

Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем. Решение проблемы (или то, что может существенно сдвинуть ее с мертвой точки) надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на два уровня выше «полочки», на которой проблема находится. Смотрим на остальные наши примеры. Не могу вставать по будильнику – откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу? Не могу найти общий язык с N. Допустим, главная проблема определена на уровне окружения. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с N? Приобретение каких навыков поможет в этом? Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая – это банальное получение удовольствия. Вторая – это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают. Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о реализации тематического образовательного модуля «Взрослые и дети»Фотоотчёт о реализации тематического образовательного модуля «Взрослые и дети» Автор: Кожанова Е. М. С 29 января по 9 февраля 2018 г. я 2017 г. в нашем детском саду реализовывался тематический образовательный модуль.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические инструменты и технологии в организации образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации ФГ
Опубликовано: 23 июля 2020 в 08:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД