Лучший педагог года

Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Анна Шилова
Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

1. Актуальность изучения данной темы обуславливается тем, что в современной практике психолого-педагогической деятельности наблюдаются существенные изменения, проявляющиеся в том, что содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для учащихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В этой связи одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки выступает необходимость поиска путей по качественному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (ООП) с целью обеспечения доступности получения образования данными детьми с учетом использования индивидуального подхода к каждому ребенку.

Публикация «Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

2. Изучение понятия и сущности особых образовательных потребностей в правовых стандартах и психолого-педагогической литературе показало, что основными правовыми актами в данной сфере являются федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», определяющий в п. 27 ст. 2 понятие инклюзивного образования, под которым законодатель понимает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

3. Важными образовательными стандартами в области ООП являются ФГОС НОО от 06.10.2009 N 37, регламентирующий коррекционную работу с детьми с ООП, а так же ФГОС ОУО от 19.12.2014 N 1599 выделяющий категории детей с умственной отсталостью и особенности психолого-педагогической работы с ними.

4. Изучив взгляды различных авторов на понятие ООП, позволило сделать вывод о т том, что под особыми образовательными потребностями детей понимается комплекс потребностей, возникающих в связи с особенным психофизическим развитием, включающим в себя ограничение возможностей освоения образовательных и общеобразовательных программ, а так же ограничением формирования и развития навыков жизненной компетенции личности (социального адаптирования).

5. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 N 1599, можно выделить три основные категории особых образовательных потребностей которые являются общими для всех обучающихся с интеллектуальным нарушением развития, ООП, которые характерны для обучающихся, имеющих легкую степень умственной отсталости (интеллектуального нарушения, а так же ООП, которые характерны для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальное нарушение, тяжелые и множественные нарушения развития.

В работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью важную роль играют психологические установки. При этом, использование тех или иных психологических установок зависит от этапа работы с ребёнком (диагностический этап, коррекционно-развивающий этап или др., от патологии, сложности дефекта, уровня психофизического и речевого развития, характера и типа темперамента и других факторов. Но в целом можно выделить комплекс установок, свойственных практически всем видам ООП: поощрение и стимулирование двигательной активности, самостоятельности, наличия собственной жизненной позиции, похвала ребенка за достижения и др.

6. Исследование основных психологических установок в работе с детьми с особыми образовательными потребностями выявило, что в зависимости от того какой подход к обучению детей с ООП применяется (дифференцированный, интегрированный или инклюзивный) выбираются и соответствующие психологические установки.

7. Под установками в данном случае следует понимать комплекс приемов, способов и методов работы по психолого-педагогическому и воспитательному сопровождению детей в образовательном процессе (использование игровых технологий и инноваций, закрепление навыков через многократное повторение, использование заданий с опорой на образцы, использование усиленной наглядности в разных ее формах и многое другое).

8. Моё исследование было проведено на базе нашей школы.

В исследовании принимали участие дети категории «тяжелая умственная отсталость» в составе 4 чел. в возрасте 8-11 лет.

В своем исследовании я хотела выявить, какие психологические установки реализуются в реальном процессе обучения и воспитания детей с тяжелой умственной отсталостью в нашей школе.

В рамках исследования 2017-2018 уч. гг. была проведена оценка развития детей с тяжелой умственной отсталостью по четырем направлениям с использованием четырех соответствующих методик:

1. Оценка уровня развития умственных процессов (А. Бине - Т. Симона).

2. Оценка уровня восприятия формы (диагностика «Доски Сегена»).

3. Оценка уровня развития психических процессов, а именно памяти, внимания, мышления и восприятия (диагностика по Костючик Т. С.).

4. Оценка уровня эмоционально-волевой сферы.

17 – 18. Проведенная диагностика позволила выявить наиболее значимые установки в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью, способные улучшить результаты психолого-педагогического воздействия. Среди них:

1. Установка на последовательность и глубину подачи программного материала.

2. Установка на особое отношение к детям, находящимся в группах риска по различным видам дезадаптации.

3. Установка на овладение способами оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин (психологических, клинических и педагогических) его проблем с целью создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи и др.

В итоге оказалось, что внедрение позитивных установок повлияло на качество развития детей с тяжелой умственной отсталостью.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения» Тренинг:Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические установки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 1 мая 2020 в 15:33
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД