МААМ-картинки

Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

Агафонова Анна
Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье мы рассмотрим психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, понятия страхов с разной точки зрения деятелей, особенности проявления страхов, способы их диагностирования, методы и приемы, применяемые в работе педагогами практиками.

Публикация «Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности» размещена в разделах

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на самые различные вопросы.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три - четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В работах В. С. Мухиной, Л. А. Венгера, раскрыты особенности детей старшего дошкольного возраста :

1. «у ребенка возникают первичные этические инстанции, формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства;

2. самосознание ребенка сочетается с самопознанием собственной индивидуальности. Помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие победы как свое поражение, так как у них преобладает объектное отношение к себе и другим;

3. в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение норм и правил. Соблюдение норм, правил становится важнейшим критерием оценки всех людей, формируется «внутренняя позиция», желание помочь по примеру литературного героя и взаимопомощь, как содействие другому;

4. ребенок отличается открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью;

5. постоянное самоутверждение и демонстрация своих достоинств может вызвать и проблемные формы межличностных отношений (конфликтность, неуверенность в себе, агрессивность)» [4, с. 189].

В старшем дошкольном возрасте более выраженными становятся все психологические особенности ребенка. Наблюдается высокий уровень произвольности и свободы поведения. Появляется устойчивая мотивация на достижения и адекватная оценка личной успешности в деятельности.

Однако все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии развития. Задача педагогов - готовить детей к значимой оцениваемой деятельности - учебной. В связи с этим остро стоит проблема формирования готовности старшего дошкольника к школе.

Л. С. Выготский говорил о необходимости включать детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей, в своих трудах он рассматривал категорию детей с особыми возможностями здоровья, как «одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»» [1, с. 267].

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие отклонения различного генеза, психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести детям полноценную жизнь. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Чтобы процесс воспитания и образования был эффективным, нужно знать их специфику, положительные и отрицательные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) «дети с нарушениями слуха (слабослышащие, глухие);

2) дети с нарушениями речи;

3) дети с нарушениями зрения (слабовидящие, слепые);

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)» [3, с. 145].

Мы рассмотрим категорию детей старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).

Внимание у этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно сконцентрировать и удержать внимание детей, на протяжении какой-либо деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.

В процессе зрительного, слухового, тактильного восприятия установлено, что многие из детей испытывают трудности. А также снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны быстрая потеря информации и неточность воспроизведения.

Мыслительная деятельность отличается значительным своеобразием, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.

У детей дошкольного возраста с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность прогрессирует с возрастом.

Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, склонны к избегающему способу взаимодействия или к конфликтному в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. Наблюдается преобладание ситуативно-деловой формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

У дошкольников с задержкой психического развития проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности в планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе вследствие недостаточно сформированными учебными умениями.

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья значительно отличаются, их психофизические процессы недостаточно зрелы, память ограничена в объеме, наглядно-действенное мышление преобладает над наглядно-образным. Познавательная активность снижена, наблюдаются нарушения речи, низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Детские страхи считается обычным явлением для детского развития и, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. В некоторых случаях, страх, как переживание, может выполнять положительную роль, если в последствии он забывается.

Особенности страха в старшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, а также преобладание определенного страха над другими. Страхи взаимосвязаны с различными негативными событиями в жизни ребенка

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки.

В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как «страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия» [2, с. 305].

Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов :

1. «наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;

2. большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

3. излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

4. отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

5. конфликтные отношения между родителями в семье;

6. психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; - психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми» [4, c. 148].

Дети боятся темноты, неизвестности, насекомых, змей, крайне болезненно переносят операции, боятся потерять родителей и множество других страхов. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. В старшем дошкольном возрасте к страхам могут приводить неоправданная строгость и жестокость родителей, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства.

Существует ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи», а также проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и др.

Данные методики помогают выявить детские страхи на начальных этапах их формирования. Если игнорировать детские страхи, не оказать помощь в преодолении и борьбе с ними, то эти страхи могут перерасти в невротические состояния.

Прежде чем приступать к коррекции детских страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Так как детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

Изучив психолого-педагогический опыт работы практиков РФ и РС (Я) мы определили методы и приемы, применяемые в программах по профилактике детских страхов. Исходя из анализа можно сделать вывод, что наряду с игровыми методами, использование арт-терапии, в том числе и сказкотерапии доказали свою эффективность. Это обусловлено тем, что сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

Отправная точка любого психотерапевтического воздействия - это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействия на ребенка и сделать его более результативным.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Относится к детским страхам нужно, как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего осуждения, беспокойства и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.

На основе обобщения опыта нами были выделены следующие методы и приемы, применяемые в работе по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста :

1) словесный (С. В. Алексеева; Л. В. Мамедова);

2) сказкотерапия (А. Д. Шавардак, Т. П. Буданова; Н. П. Новикова);

3) куклотерапия (О. В. Шаповалова);

4) игровой (С. В. Алексеева; К. О. Воронина; С. А. Кудринская; Л. В. Мамедова; М. И. Щипицина);

5) изотерапия (Т. П. Буданова; Н. А. Зайцева);

6) песочная терапия (Н. А. Орлова; И. В. Павлова; И. И. Быкова);

7) музыкотерапия (М. М. Чабыкина);

8) релаксационный (Л. В. Мамедова; О. В. Смирнова).

Таким образом, данный комплекс профилактических методик способствует снижению уровня страхов, тревожности и опасения у детей дошкольного возраста.

Анализ методов и приемов по профилактики страхов у детей дошкольного возраста из опыта работы практиков РФ и РС (Я) позволяет сделать предварительный выводы о том, что работа с детьми может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой. Основные методы, используемые в практике педагогов-психологов, являются: метод арт-терапии, который включает в себя песочную терапию, музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию, театрализованный этюд и куклотерапию; игровой метод; упражнения; беседы.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов.

Публикации по теме:

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Фотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНРФотоотчет «Как Незнайка собирался в школу» с детьми старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНР Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами своим фотоотчетом о прошедшем физкультурно- оздоровительном досуге, который я проводила.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы»Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы» Коррекционно-образовательные цели: 1. Расширить представления детей о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. 2.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
Опубликовано: 23 февраля 2023 в 13:11
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Агафонова Анна (УИ 1348828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД