Получи документы

Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ

Анна Макарова
Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ

Организуя жизнь детей в группе детского сада, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разными эмоциональными проявлениями в поведении детей. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей шумных, крикливых, склонных к ссорам, с рассеянным вниманием, пассивных, избегающих своих сверстников и дел с ними.

В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы педагогов и родителей: что делать, если

- ребенок дерется;

- боится отвечать на занятиях;

- не может усидеть на месте и 10 минут.

Публикация «Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ» размещена в разделах

При внимательном отношении к детям с подобными отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей эмоционального неблагополучия. Что же это такое?

Эмоциональное благополучие/неблагополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются: нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в его повседневной жизни.

Главной причиной эмоционального неблагополучия у ребенка выступает неудовлетворенность общением со взрослыми, прежде с родителями, и со сверстниками. Другими существенными причинами могут быть индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость) и проблемы, связанные с состоянием здоровья. В любом случае эмоциональное неблагополучие характеризуется серьезными нарушениями в различных сферах психики ребенка, а потому требует особого внимания со стороны родителей и педагогов.

Анализ работы психологической службы в нашем ДОУ показал, что наиболее частым поводом обращения воспитателей и родителей за помощью к педагогу-психологу являются вопросы по взаимодействию с агрессивными детьми, т. к. именно эта категория детей беспокоит родителей и педагогов больше всего. Проведенный нами комплекс диагностических процедур (наблюдение за детьми, беседы с родителями и воспитателями, диагностические методики) в группах старшего дошкольного возраста помог нам выявить детей, склонных к проявлению агрессии и спланировать коррекционно-развивающую работу.

Взаимодействие с агрессивными детьми.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба объектам воздействия (одушевленным и неодушевленным)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

В литературе выделяют следующие виды агрессии :

- прямая агрессия (непосредственно направленная против раздражителя);

- косвенная агрессия (действия, направленные окольным путем на другое лицо – сплетни, злобные шутки; или ненаправленные, неупорядоченные действия – крики в толпе, топанье ногами и т. п.);

- физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- аутоагрессия (причинение вреда себе, самообвинение, самоуничтожение).

В качестве основных причин возникновения агрессивного поведения ребенка выделяют:

- недостаток двигательной активности;

- дефицит родительского внимания;

- стиль семейного воспитания;

- СМИ, игрушки;

- низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;

- некоторые соматические заболевания и заболевания ЦНС.

Коррекционно-развивающую работу с агрессивными детьми мы вели по направлениям, предложенным Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной:

- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой;

- отработка навыков общения;

- формирование позитивных качеств личности;

- работа с родителями и педагогами (информирование, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми).

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми с эмоциональным неблагополучием (в частности, с агрессивными детьми, позволяющей реализовать выделенные направления, на наш взгляд является тренинговая работа.

В данном случае тренинг включает в себя комплекс специально организованных занятий, направленных на раскрепощение детей, развитие чувства доверия, снятие мышечного и эмоционального напряжения, обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой, отработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитие психических познавательных процессов. В тренинговую группу желательно включать детей старшего дошкольного возраста с разными эмоциональными и поведенческими особенностями.

Каждое тренинговое занятие направлено на решение своего комплекса задач, но все занятия подчиняются определенной структуре:

1. Все занятия начинаются с приветствия, которое остается неизменным на протяжении всего тренинга.

2. Далее целесообразно проводить игры, направленные на устранения беспокойства, возбуждения, способствующие сплочению группы, снятию напряжения, концентрации внимания. Здесь можно использовать психогимнастику, мышечную и дыхательную гимнастики, игру с правилами для активизации внимания детей.

3. Затем предлагаются игры и упражнения, направленные на реализацию основных задач занятия. Ими могут быть игры, направленные на выброс отрицательной энергии, обучение приемам саморегуляции, формирование позитивных качеств личности, отработка навыков общения, развитие психических познавательных процессов.

4. В конце занятия подводится итог и проводится прощание, которое также остается неизменным на протяжении всего тренинга.

Параллельно проводится работа с педагогами и родителями.

Ниже мы приведем пример одного тренингового занятия и обозначим выделенные структурные компоненты.

Кроме этого особое внимание уделяется работе по профилактике эмоционального неблагополучия у детей. Основная задача взрослых на данном этапе – вовремя разглядеть признаки эмоционального неблагополучия, а лучше не допустить их появления. При этом важно помнить о необходимости комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда все – родители, педагоги, медики, специалисты – совместными усилиями помогают ребенку, помощь будет по-настоящему эффективной.

В качестве профилактических мер нами постоянно проводятся мероприятия, способствующие раскрепощению детей, снижению ПЭН, налаживанию контактов между всеми участниками педагогического процесса и повышению их психологической компетентности.

Занятие в форме тренинга «Путешествие в зоопарк».

I часть.

1. Приветствие.

Дети, сидя в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Затем все хором говорят «Здравствуйте».

II часть.

1. Игра «Жизнь в лесу» (один из элементов игры).

Педагог объясняет, что сейчас мы поздоровались, как люди. Животные не умеют разговаривать и трутся друг о друга носами, если хотят поздороваться. Детям предлагается по кругу поздороваться друг с другом так, как это делают животные.

После выполнения упражнения педагог предлагает детям вспомнить, где можно увидеть сразу много разных животных и отправиться в зоопарк. («Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Кто из вас был в зоопарке? Давайте вспомним, каких животных можно увидеть в зоопарке.»)

2. Упражнение «Зайчик – цапля – мишка».

(«В зоопарке нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в лапы к дикому зверю или не навредить животным. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Для этого поиграем в игру.»)

В начале детям предлагается вспомнить и показать, как прыгает зайчик, как стоит цапля, как ходит медведь. Затем дети выполняют эти же действия, но в зависимости от количества хлопков педагога. Например, если педагог хлопает в ладоши один раз, то дети прыгают как зайчики, два раза – стоят как цапли, три – ходят как медведи.

3. Упражнение «Одно большое животное».

Дети стоят в кругу, держась за руки. Они – одно большое животное и дышать нужно всем вместе: на вдохе делаем шаг вперед, на выдохе – шаг назад.

4. Элементы психогимнастики.

Попугай Вот и зоопарк. И первое, что мы увидели, — вольер с попугаями. Какие они яркие, красивые, большие!

Напряжение Один попугай увидел нас и начал кивать головой: «Здравствуйте, здравствуйте!»

Покажите, как кивает попугай. Наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем вправо, влево. «Вот какой я красивый!»

Расслабленно Попугай перестал кивать. «Я устал, устал!» — говорит он. Голову вперед свесил, шейка расслаблена, голова как на веревочке болтается.

Леопард

Резко А вот клетка с леопардом. Он никого не подпускает, бросается на заграждения, рычит. Тело и лапы напряжены. Давайте покажем, как он машет лапой неожиданно, резко. Руки и пальцы напряжены. Сначала одной рукой, затем другой.

Лебеди

Плавно, медленно А вот и озеро, в котором плавают прекрасные лебеди. Движения их плавные, неторопливые, грациозные. Представьте, что наши руки — это крылья. Взмахнули плавно правым крылом, левым, теперь двумя. Поднимаем, опускаем свои крылья неторопливо, плавно. Руки расслаблены.

III часть.

(«Для того чтобы узнать, кого еще мы увидели в зоопарке, нам нужно отгадать загадку». Загадывается загадка про медведя.).

1. Упражнение «Мишка сердится».

Педагог объясняет, что мишка громко рычит и сердится, когда мы подходим к его клетке. Если немного отойти, то медведь рычит тише, а если стоять далеко, то он совсем не рычит. Далее воспитатель предлагает детям рычать(«у-у-у») громко, если он быстро хлопает в ладоши, потише, если медленно и совсем не рычать, когда педагог не хлопает в ладоши.

2. Упражнение «Брыкание».

Педагог объясняет, что мишка захотел побаловаться. Он лег на спину и стал брыкаться ногами. Детям предлагается сделать тоже самое.

3. Упражнение «Ласковый мишка».

Педагог объясняет, что мишка устал и решил отдохнуть, а мама медведица пришла его погладить. Дети встают в круг друг за другом и гладят ласково и аккуратно впереди стоящего по голове, плечам, рукам, спине.

4. Пальчиковое рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать мишку руками. Отпечаток ладошки – тело медведя, кулачков – лапы, пальчиков – уши, глаза, нос.

IV часть.

1. Прощание.

Сидя в кругу, детям предлагается рассказать, что на занятии понравилось больше всего. Затем педагог хвалит и благодарит детей за занятие, все берутся за руки и хором говорят «До свидания».

Литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 88с.

2. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Издательство «Речь», 2004. – 160с.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 190с.

4. Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет. – М. : Книголюб, 2006. – 64с.

5. Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / Виктория Холмогорова. – М. : «Чистые пруды», 2007. – 32с.

Публикации по теме:

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков»Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков» Что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день? Конечно, с добрых слов и добрых дел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ
Опубликовано: 19 мая 2022 в 16:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД