Лучший педагог года

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях

Елена Авершина
Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы актуальности ранней профориентационной деятельности с детьми дошкольного возраста, описываются условия, средства и способы развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольников; определены задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы, а также приводятся предполагаемые результаты профессионального просвещения дошкольников.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях» размещена в разделах

Ключевые слова: ранняя профориентация, представления о профессиональной деятельности взрослых, дошкольный возраст.

Все мы знаем, как важно выбрать профессию по душе, потому, что большую часть своей взрослой жизни мы проводим на рабочем месте. Также не менее важно иметь коммуникативные навыки для общения в коллективе. Поэтому нам, педагогам очень важно знать, в каком возрасте проводить систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в последующем выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным качествам и возможностям.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальные и эпизодические. Важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе дошкольного детства. Ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. [1, стр. 194]

У детей старшего дошкольного возраста проявляются способности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно делать прогноз его личностного роста в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, предоставив ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Дошкольное учреждение – начальная ступень для формирования первичных знаний о мире профессий. В дошкольном возрасте дети способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Также формируются такие качества как : общительность, умение контактировать с окружающими людьми, что является необходимым составляющим самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности

Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что профориентация дошкольников это новое, мало изученное направление в дошкольном образовании, которое требует более глубокого и детального изучения.

Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [2, с. 234].

К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся :

– развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны,

– социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы,

– эмоциональная профессиональная идентификация,

– жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.

Для воспитания у детей уважительного отношения к труду, важно расширять их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Психолого-педагогическая модель пути раннего профессионального ориентирования дошкольников представляет собой поуровневую организацию ранней ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых, предполагает развитие у детей профессиональной направленности, формирование профессиональной составляющей «образа Я», создающих основу для самоопределения и развития профессионально важных качеств в игровой деятельности.

В современной педагогической науке проблемой ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт.

В данном направлении существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают «знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).

М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. [3, с. 68].

Многие педагоги, такие как преимущественно Н. Е. Веракса и Т. С. соответственно Комарова, рекомендуют знакомить детей дополнительно с видами труда, наиболее непосредственно распространенными в конкретной местности. существенно

В настоящее время в проанализировав дошкольных учреждениях существует проблема преимущественно ранней профориентации детей :

- потенциальные соответственно возможности дошкольников к освоению дополнительно опыта трудовой деятельности не непосредственно реализуется в полной мере; существенно

- не отработана система ознакомления проанализировав дошкольников с миром профессий; преимущественно - работа педагогов в ДОУ соответственно по ознакомлению дошкольников с дополнительно трудом взрослых не нацелена непосредственно на современный региональный и существенно муниципальный рынок труда;

- нет проанализировав преемственности в работе детского преимущественно сада и школы в соответственно данном направлении.

На практике дополнительно ранняя профессиональная ориентация в непосредственно дошкольной образовательной организации заключаются существенно в создании и реализации проанализировав комплекса психолого-педагогических средств, методов преимущественно воздействия на личность ребенка соответственно с учетом его возрастных дополнительно особенностей, направленных на зарождение непосредственно профессионально ориентированных интересов и существенно склонностей, а также в проанализировав создании соответствующей предметно-развивающей среды. преимущественно

Кроме того, ранняя профориентация соответственно включает в себя работу дополнительно с родителями, которая направлена непосредственно на развитие интереса родителей существенно к проблемам профессионального определения проанализировав детей, их приобщение к преимущественно совместной с дошкольной образовательной соответственно организацией работе по ранней дополнительно профориентациидошкольников.

В настоящем исследовании непосредственно профориентационная работа в условиях существенно дошкольной образовательной организации будет проанализировав рассматриваться в аспекте решения преимущественно задачи формирования у детей соответственно первичных представлений о труде дополнительно взрослых.

В детском саду непосредственно происходит допрофессиональное самоопределение ребенка, существенно так как оно не проанализировав связано с выбором и преимущественно освоением профессии, а готовит соответственно и подводит к этому. дополнительно

Таким образом, основной целью непосредственно является постепенное формирование у существенно ребенка готовности самостоятельно планировать, проанализировав анализировать и реализовывать свой преимущественно путь профессионального развития [3, с. соответственно 89].

Дошкольный возраст традиционно подразделяется дополнительно на три подпериода:

• младший непосредственно дошкольный возраст (3-4 года, вторая существенно младшая группа детского сада); проанализировав

• средний дошкольный возраст (4-5 лет, преимущественно средняя группа детского сада); соответственно

• старший дошкольный возраст (5-7 лет, дополнительно старшая и подготовительная группы непосредственно детского сада)» [5, с. 34].

Анализ существенно психолого-педагогической литературы позволяет выделить проанализировав обобщенные задачи работы по преимущественно формированию у детей представлений соответственно о труде взрослых для дополнительно каждой возрастной группы детского непосредственно сада:

Младший дошкольный возраст : существенно

- воспитывать уважительное, бережное отношение проанализировав к результатам труда и преимущественно творчества, своего и сверстников соответственно (рисункам, поделкам, постройкам и др.); дополнительно

- воспитывать уважение к людям непосредственно знакомых профессий, бережное отношение существенно к результатам их труда проанализировав (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, преимущественно врач, повар и др.); соответственно

- побуждать детей оказывать помощь дополнительно взрослым, выполнять элементарные трудовые непосредственно поручения.

Средний дошкольный возраст : существенно

- приобщать детей к доступной проанализировав трудовой деятельности, воспитывать положительное преимущественно отношение к труду, желание соответственно трудиться;

- формировать ответственное отношение дополнительно к порученному заданию (умение и непосредственно желание доводить дело до существенно конца, стремление сделать его проанализировав хорошо);

- продолжать воспитывать ценностное преимущественно отношение к собственному труду, соответственно труду других людей;

Старший дополнительно дошкольный возраст (5-7 лет) :

- приобщать непосредственно детей к доступной трудовой существенно деятельности, воспитывать положительное отношение проанализировав к труду, желание выполнять преимущественно посильные трудовые поручения. Разъяснять соответственно детям значимость их труда; дополнительно

- воспитывать желание участвовать в непосредственно совместной трудовой деятельности. Формировать существенно необходимые умения и навыки проанализировав в разных видах труда преимущественно и творчества. Воспитывать самостоятельность соответственно и ответственность, умение доводить дополнительно начатое дело до конца. непосредственно Развивать творчество и инициативу существенно при выполнении различных видов проанализировав труда и на занятиях преимущественно творчеством;

(наука, искусство, производство, сельское соответственно хозяйство);

- расширять представления детей дополнительно о профессиях.

Реализация обозначенных непосредственно задач позволяет к моменту существенно завершения дошкольного образования достичь проанализировав следующих результатов:

Выстраивает свою преимущественно деятельность: ставит цель и соответственно удерживает её во время дополнительно работы, определяет пути достижения непосредственно задуманного, контролирует процесс деятельности, существенно получает результат.

Планирует трудовую проанализировав деятельность и распределяет обязанности преимущественно между детьми.

Расширяет представления соответственно о труде взрослых, специфике дополнительно профессий, связанных с местными непосредственно условиями, с профессией и существенно местом работы родителей.

Бережёт проанализировав результаты труда взрослых и преимущественно сверстников, поддерживает порядок в соответственно группе и на участке дополнительно детского сада.

Достижение заявленных непосредственно результатов возможно, если в существенно дошкольной образовательной организации ведется проанализировав планомерная профориентационная работа с преимущественно воспитанниками.

Данное направление работы соответственно осуществляется на протяжении всего дополнительно периода получения воспитанниками дошкольного непосредственно образования и реализуются:

1) в существенно доступных дошкольному возрасту видах проанализировав детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, преимущественно музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в соответственно процессе специально организованных педагогическими дополнительно работниками форм работы : занятий, непосредственно экскурсий, праздников, развлечений.

Формирование существенно у детей представлений о проанализировав труде взрослых происходит, в преимущественно основном, в процессе освоения соответственно образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и дополнительно «Познавательное развитие» содержание которых предполагает, непосредственно в частности:

• развитие (с учётом существенно возрастных возможностей) интереса к проанализировав труду;

• желание трудиться, воспитание преимущественно навыков элементарной трудовой

деятельности, соответственно трудолюбия;

• развитие трудовой деятельности; дополнительно

• воспитание ценностного отношения к непосредственно собственному труду, других

людей существенно и его результатам;

формирование проанализировав первичных представлений о труде преимущественно взрослых.

На сегодняшний день соответственно существуют парциальные программы по дополнительно реализации задач ранней профориентации непосредственно дошкольников. Это авторская программа существенно А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» проанализировав и игровая развивающая программа преимущественно «Мир профессий» В. П. Кондрашова.

Программа соответственно А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» дополнительно рассчитана на работу с непосредственно детьми старшего дошкольного возраста. существенно Структурно состоит из четырех проанализировав взаимосвязанных блоков:

1) труд – продукт; преимущественно

2) деньги (цена, стоимость);

3) реклама: желания соответственно и возможности;

4) полезные навыки дополнительно и привычки в быту непосредственно – тоже экономика.

Занятия по существенно программе проводятся в различных проанализировав формах : занятия - соревнования, занятия преимущественно - путешествия, занятия - экскурсии, занятия соответственно - викторины.

Заявлены следующие способы дополнительно реализации программных задач:

– ознакомление непосредственно детей с денежными единицами существенно разных стран;

– проведение сюжетно-ролевых проанализировав игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»;

– решение арифметических задач; преимущественно

– разгадывание кроссвордов экономического содержания; соответственно

– чтение сказок экономического содержания дополнительно (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в непосредственно стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила существенно Гены»)

Программа адаптирована как проанализировав для занятий в дошкольной преимущественно образовательной организации, так и соответственно для домашнего обучения, и дополнительно подразумевает широкую практику применения непосредственно полученных детьми знаний в существенно быту и в будущей проанализировав профессии. [4, c.23]

Программа «Мир профессий» преимущественно В. П. Кондрашова подразумевает формирование соответственно представлений о профессиональной деятельности дополнительно взрослых посредством специально организованных непосредственно профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются существенно следующие задачи программы:

– выявление проанализировав и формирование профессиональных интересов преимущественно детей, поддержка и развитие соответственно их природных дарований;

психолого-социальная дополнительно ориентация детей;

Программа учитывает непосредственно тематику сюжетно-ролевых игр с существенно производственными и бытовыми сюжетами проанализировав основной и других программ преимущественно дошкольного образования и дополняется соответственно значительным количеством сюжетно-ролевых игр дополнительно профориентационной направленности.

Программа составлена непосредственно циклично: тематика игр частично существенно повторяется в каждой возрастной проанализировав группе в расширенном и преимущественно усложненном виде. Подборка игр соответственно производится по возрастным диапазонам. дополнительно В целом, программа предусматривает непосредственно ознакомление детей более чем существенно с 80 профессиями. [5, с. 12]

На проанализировав основании анализа изученных работ, преимущественно учета современных образовательных технологий соответственно мы выяснили, что формирование дополнительно представлений детей дошкольного возраста непосредственно о мире профессий – это существенно необходимый процесс, которым, несомненно, проанализировав управляет педагог, используя в преимущественно своей деятельности все возможности соответственно процесса обучения, учитывая при дополнительно этом возрастные и индивидуальные непосредственно особенности дошкольников. А ознакомление существенно с трудовой деятельностью взрослых проанализировав имеет решающее значение для преимущественно формирования у ребенка первоначальных соответственно представлений о роли труда дополнительно в жизни общества.

Список непосредственно использованной литературы:

1. Мотренко, Ю. П. существенно Ранняя профориентация детей старшего проанализировав дошкольного возраста // Молодой ученый. преимущественно — 2020. — № 41. — С. 194-196

2. Кубайчук Н. П. Вопросы соответственно ранней профориентации детей дошкольного дополнительно возраста. // Проблемы и перспективы непосредственно развития образования: материалы VI существенно международной конференции. – Пермь: Меркурий, проанализировав 2015. – 97 с.

3. Козлова С. А. Теория преимущественно и методика ознакомления дошкольников соответственно с социальной действительностью – М. : дополнительно Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

4. Аркин непосредственно Е. А. Ребенок в существенно дошкольные годы (в двух частях) проанализировав /Под ред. А. В. Запорожца преимущественно и В. В. Давыдова. соответственно - М. : Издательство Просвещение, 1968.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

Публикации по теме:

«Картотека загадок о профессиях» — для детей дошкольного возраста«Картотека загадок о профессиях» — для детей дошкольного возраста Есть профессий много разных, Все по-своему прекрасны, Все нужны и все полезны, Ну, а вам они известны? От салата и до плова Все рецепты.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях
Опубликовано: 13 августа 2022 в 10:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД