Получи документы

Психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания дошкольников

Рябошапко Наталья
Психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания дошкольников

Психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания дошкольников

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали боль-шое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский ви-дел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие) гово-рили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стой-кого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Публикация «Психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время авторы по-разному определяют возраст, с кото-рого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития; детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».

Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет. Программа Ж. Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на де-тей, начиная с 2-летнего возраста. Н. А. Рыжова отмечает, что при доста-точно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о нем по отношению к детям раннего возраста. Однако в содер-жании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловлен-ные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, – отмечает Сухомлинский, – могучий толчок для стремительно-го потока мысли. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. По-этому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее по-знанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, яв-ления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове» [Сухомлинский].

Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л. Бобыле-вой, играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отно-шения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств.

Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различ-ными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознатель-ности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы уви-денного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, ра-достью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети са-мостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Интерес к природе, подчеркивает Л. Бобылева, проявляется:

- в стремлении познать природу (живую и неживую);

- в чтении (слушании) книг о природе; - в деятельности по защите природы;

- в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

-в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, кол-лекционирование).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к при-роде и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающем-ся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсужде-нии ДОУ природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное опе-рирование знаниями, а также волевые проявления (стремление участво-вать в деятельности по оказанию помощи природе.

Психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что характер социального поведения ребенка зависит, прежде всего, от приобретаемого им эмоционального опыта. Накопление положительных эмоциональных переживаний формирует у него доверие к миру, стремле-ние к гуманистически направленному взаимодействию с окружающим с окружающим. Негативный эмоциональный опыт, напротив, обусловливает формирование неадекватного поведения. Однако часто в погоне за интел-лектуальным развитием ребенка взрослые уделяют недостаточно внимания обогащению его эмоционального мира, провоцируя тем самым развитие негативных проявлений в его характере.

Для экологического развития дошкольника очень важно дать пра-вильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром приро-ды. Огромные возможности для накопления дошкольников ценных эмоци-ональных переживаний предоставляет общение с природой.

Проведенные психолого-педагогические исследования Т. А. Марко-вой и Т. Н. Виноградовой показывают, что эмоциональный опыт, приобре-тенный дошкольником при взаимодействии с природой, включает как по-зитивное, так и негативное содержание. Ценным в нем является положи-тельно окрашенное отношение к привлекательным, на взгляд ребенка, объектам природы, прежде всего – к животным, наделенным развитыми чувствами и способностью их активно проявлять. Дошкольники с интере-сом наблюдают за ними, эмоционально положительно откликаются на проявление их жизни – движения – движения, звуки, способы поведения, реакции на людей, заботу о потомстве: улыбаются, комментируют поведе-ние животных.

С привлекательными внешне животными дети нежно общаются, называют их ласковыми именами, «очеловечивают» их. С такими живот-ными пытаются организовать совместные игры. Подобное взаимодействие с живыми существами способствует формированию у детей доброжела-тельности, интереса, эмоциональной отзывчивости, желание общаться, по-могать, заботиться. Поддержание взрослым ценного детского опыта, со-здание условий для его расширения и обогащения, несомненно, является главным направлением стратегии развития гуманного отношения до-школьников к природе.

Вместе с тем эмоциональный опыт взаимодействия ребенка с приро-дой может иметь и негативную окрашенность. В чем это выражается? Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающимся и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия. Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним.

Дошкольники утверждаются во мнении, что характер отношения к природному объекту определяется его внешними характеристиками, а не его сущностью как живого организма. В результате вместо накопления по-зитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспо-собился к среде, сопереживания (например, попавшему в беду лягушон-ку, радости (например, от помощи маленькому жучку или червячку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отно-шения к неприятным, на его взгляд, объектам.

Позитивный эмоциональный опыт также не свойствен отношению дошкольников к растениям. Нередко они «опредмечиваются» детьми, в общении с ними проявляется равнодушие или бездумные действия, осо-бенно по отношению к дикорастущим видам. Отношение детей к ним часто не отличается от отношения к неживым объектам (песку, глине, снегу). Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газо-ны. Во многом подобные поступки объясняются тем, что многие дети не считают растения живыми. Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые суще-ства, дышат, питаются, движутся, размножаются

Комнатные и садовые растения чаще вызывают положительные эмо-ции детей, особенно во время цветения и появления плодов. Дошкольники их оберегают, за ними ухаживают, по отношению к ним реже допускают неразумное поведение. Однако при этом мотивом заботливого отношения выступает не признание растений живыми, а их польза для человека или принадлежность ребенку. В таком небрежном, прагматичном отношении к растениям дети привыкают рассматривать другого с точки зрения его по-лезности, живое существо теряет свою самоценность. При невнимательном отношении к этому взрослого упускается возможность формирования у дошкольников удивления, любопытства к привычным обитателям уголка природы – ценных эмоциональных переживаний, лежащих в основе по-знавательного интереса.

Т. А. Виноградова отмечает, что нередко способом познания приро-ды в дошкольном возрасте становится экспериментирование над живыми существами. Так, дети отрывают насекомым крылья, ноги, обрезают кош-кам усы, разрывают дождевых червей, удовлетворяя познавательный ин-терес. При этом дети не расценивают свои действия проявлением зла, не осознают их причиной страдания и гибели живого существа. Характерно, что негативные действия дети применяют преимущественно к тем объек-там, которые слабее их. К живым существам, которые могут «ответить» на подобное обращение с ними, отношение детей более осмотрительное. Это связано с необходимостью обеспечения собственной безопасности. В таком взаимодействии с природой дети примеряют на себя роль ее властелина, привыкают действовать с позиции силы, обижать слабого, не считаться с состоянием и желаниями окружающих.

Достаточно часто можно наблюдать ситуацию, когда дошкольники создают животным или растениям условия, комфортные для человека, не учитывая своеобразия реальных потребностей природного объекта.

Подобные действия приводят к неблагоприятному состоянию, а не-редко и к гибели животного. Нужно заметить, что в большинстве случаев дети вовсе не желают живому существу зла.

Накопление такого опыта взаимодействия с животными и растениями препятствует развитию у ребенка положительной оценки себя как носителя добра, помощника и защитника, формируют отрицательный образ «Я».

Наблюдения показывают, что ярко проявляя положительные эмоции к живым существам в благоприятном состоянии, многие дети остаются эмоционально глухими к их плохому самочувствию и страданию.

Дети могут привыкнуть равнодушно, бессердечно и даже жестоко относиться к слабым, судить об объекте не по существенным, а по внешним характеристикам, упражняются – пока неосознанно – в негативном взаи-модействии с окружающим.

Между тем дошкольный возраст – это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный в этот период опыт эмоционально позитивного отно-шения к окружающему человек пронесет через всю жизнь. Что важно сде-лать взрослому, чтобы взаимодействие с природой способствовало фор-мированию у дошкольника доброжелательности и эмоциональной отзыв-чивости? Вначале важно определить, какой ценный эмоциональный опыт может накопить ребенок при взаимодействии с природой. Сначала это по-ложительные эмоциональные проявления дошкольника к конкретным жи-вотным и растениям, затем – более осознанное и действенное отношение к ним, и наконец – устойчивое гуманно-ценностное отношение к широкому кругу природных объектов [2].

Поначалу ребенок учится сопереживать: отражает чувства, эмоцио-нально передаваемые взрослыми, – «заряжается» его эмоциями. Поэтому взрослый должен стать для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе: проявлять удивление, интерес к ней, удовольствие от общения с ней; восхищаться природными объектами, явлениями, доб-рыми поступками людей; испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде, и так да-лее. Умение ярко выражать свои чувства, вызывать ответный эмоциональ-ный отклик – важное условие пробуждения сопереживания у малышей.

Т. А. Маркова считает, что для того, чтобы эмоции детей не стали слепым копированием проявлений взрослого, необходимо обеспечить раз-витие у них адекватных социальных ориентаций. Дошкольники должны понять, почему в разных ситуациях люди проявляют различные чувства. Осмысление этого связано и с освоением детьми правил и норм отношения к природе, обогащением представлений о живом, его потребностях, усло-виях жизни, сложившихся связях. Освоение знаний о живом через эмоцио-нальное переживание позволяет малышам осознать важность гуманного отношения к живому, понять и принять правила поведения в природе.

Наконец, взрослому важно поддерживать стремление детей к прояв-лению адекватных ситуациям эмоций как импульса к совершению гуман-ных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направлен-ности, в которой они смогут «проживать» положительные эмоции и чув-ства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические предпосылки экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 21:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД