МААМ-картинки

Психолого-педагогические условия для формирования графомоторных и сопутствующих навыков у детей 6–7 лет

Марина Тебенькова
Психолого-педагогические условия для формирования графомоторных и сопутствующих навыков у детей 6–7 лет

Тебенькова Марина Васильевна,

педагог-психолог

муниципального казённого

дошкольного образовательного учреждения

детский сад №14 «Солнышко»

Психолого-педагогические условия для формирования графомоторных и сопутствующих навыков у детей 6-7 лет

Публикация «Психолого-педагогические условия для формирования графомоторных и сопутствующих навыков у детей 6–7 лет» размещена в разделах

В статье рассматривается актуальная проблема о возможности создания в ДОУ психолого-педагогических условий для успешного формирования графомоторных навыков и сопутствующих умений у детей 6-7 лет. Создание психолого-педагогических условий способствует формированию графомоторных навыков без эмоционального напряжения, складывающегося у детей в процессе подготовки руки к письму.

Чтобы избежать негативных последствий при формировании графомоторных навыков и не вызвать негативизма со стороны ребенка нами была определена цель – создать психолого-педагогические условия для формирования графомоторных навыков и сопутствующих умений у детей 6-7 лет.

Графомоторные навыки – это целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки; правильно удерживать пишущий предмет.

Сопутствующие умения – это элементы графомоторной деятельности, позволяющие точно, правильно, с высоким качеством осуществлять графомоторную деятельность.

Для того чтобы реализовать цель, нами были сформированы задачи :

- определить ряд конкретных психолого-педагогических условий по успешному формированию графомоторных навыков и сопутствующих умений у детей 6-7 лет;

- разработать рекомендации для педагогов;

- подобрать диагностический инструментарий;

- разработать программу деятельности;

- проанализировать результаты исследовательской работы;

На наш взгляд самым первым психолого-педагогическим условием явилось - организация личностного, субъектно-ориентированного взаимодействия, которое подразумевает рассмотрение ребенка ни как объекта педагогического воздействия, а как равноправный субъект воспитательно-образовательного процесса. Вся деятельность осуществлялась в формах соучастия, сопереживания, сотворчества, содружества. Кроме того, личностно-ориентированный подход способствует развитию познавательных способностей детей, максимальному раскрытию индивидуальности ребенка. Реализуя личностно-ориентированный подход, мы предполагали:

- отказаться от ориентации на средний уровень развития, ставили приоритетом индивидуальные нужды и возможности каждого ребенка. Предлагали задания на отработку того или иного навыка, предусмотрев при этом, более простой и более сложный его вариант;

- поддерживали саморазвитие ребенка, предоставляли ему право на собственную точку зрения, на ошибку или заблуждение, обеспечивая тем самым ему психологическую поддержку, настрой на успех.

Следующим важным условием формирования графомоторных и сопутствующих навыков явилось наличие мотива деятельности. Как отмечает Л. И. Божович, именно в возрасте 6-7 лет, возникают первые формы произвольного поведения, от которых зависит дальнейшее успешное обучение в школе. Сопровождение деятельности детей положительной эмоциональной оценкой: одобрением, похвалой, лаской - являются мощным стимулом для формирования графомоторных навыков и сопутствующих умений.

Огромной нагрузкой на нервную систему ребенка является пребывание в течение целого дня в группе сверстников из 18 человек. Поэтому следующим психолого-педагогическим условием для полноценного формирования графомоторного навыка для нас явилось создание эмоционально-положительной среды, спокойной, комфортной для ребенка обстановки. Когда ребенок может сосредоточиться на выполнении задания, никто и ничто ему не будет мешать.

Следующим необходимым психолого-педагогическим условием является положительный настрой взрослого. Настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая позаниматься, мы буквально излучали радость, как от предвкушения чего-то занятного, веселого и одновременно очень важного. Перед занятием, настраивали себя на хорошее настроение, спокойно и доброжелательно входили в группу.

Последним, немаловажным условием для формирования графомоторных навыков и сопутствующих умений явилось : достаточная сформированность психических функций и моторики. Овладение навыками графомоторной деятельности – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям удавался легко. Показателем интеллектуальной готовности ребенка к формированию графомоторных навыков являлся уровень развития мелкой моторики [4 стр. 98]. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание. А упражнения, направленные на формирование графомоторных навыков требовали от детей концентрации внимания, при нарушении данной функции ребенку было трудно сконцентрироваться, не отвлекаясь при выполнении упражнений, требующих переключения с выполнения одного вида деятельности на другой. Такие дети допускали много ошибок.

Таким образом, процесс письма требовал от детей не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Эмоциональные перегрузки, переутомления, не соблюдение психолого-педагогических условий негативным образом сказывались на овладении графическими навыками – дети отказывались заниматься.

Для того, чтобы детям было комфортно на занятиях по формированию графомоторных навыков нами были разработаны рекомендации педагогам к каждому психолого-педагогическому условию (приложение 2).

Чтобы отследить процесс влияния психолого-педагогических условий на формирования графомоторных навыков и сопутствующих умений, нами был подобран диагностический инструментарий: методика состояния графомоторных навыков ( составитель: Лизунова Л. Р., наблюдение, анализ продуктов художественной деятельности, графический диктант (Д. Б. Эльконина). Диагностика проводилась вначале (в 2011 году) и в конце (в 2013 году) исследования, для определения количества детей имеющих тот или иной уровень развития графомоторных навыков и сопутствующих умений. Результаты обследования представлены в таблице 1 (приложение 1). Из таблицы мы видим, что созданные нами психолого-педагогические условия способствовали успешному формированию графомоторных навыков и сопутствующих умений у детей 6-7 лет. Так как процент детей с низким уровнем формирования графомоторных навыков снизился с 45% до 10 %, а с высоким уровнем возрос с 15% до 45%.

После проведения первичной диагностики в 2011 году нами была разработана программа по формированию графомоторной деятельности, внедренная во все виды детской деятельности: как часть занятия, как индивидуальная работа, как самостоятельная деятельность, как совместная деятельность со взрослыми. Это позволило сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

При реализации программы дополнительно использовали следующие коррекционно-развивающие материалы: оригинальные рисунки-образцы для копирования и развивающие пособия: «Послушный карандашик» и «Цвет, форма, величина»; комплект с заданиями «Не просто лабиринты»; комплекс упражнений «Гимнастика для мозга», пальчиковая гимнастика, соедини по точкам и т. д.

В программе отражены три раздела: тема недели, содержание психолого – педагогической работы и приведены примеры упражнений. В разделе содержание психолого - педагогической работы определены задачи, подробно раскрывающие значение каждого упражнения, в разделе примеры упражнений подобраны игровые упражнения в соответствии с темой недели подготовительной к школе группы.

Исследовательская деятельность проводилась нами один раз в неделю, и длительность занятий зависела от желаний и интересов детей. Также определена структура занятий, которая состоит из приветствия, разминки, основной части занятий и в заключение проводились игры на расслабление эмоционального и мышечного напряжения.

Таким образом, созданные нами такие психолого-педагогические условия, как организация личностного, субъектно-ориентированного взаимодействия; наличие мотива деятельности ребенка; создание эмоционально-положительной среды; достаточная сформированность психических функций и моторики - поспособствовали успешному и эффективному формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет (умение обводить точечный контур предметов, выполнение штриховки, написание графического диктанта) и сопутствующих умений.

Публикации по теме:

Анкета для сотрудников ДОУ (формирование графомоторных навыков) Занимаемая должность___ 1. Планируется ли работа по формированию графомоторных навыков в Вашей группе (на Ваших занятиях?.

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия для формирования графомоторных и сопутствующих навыков у детей 6–7 лет
Опубликовано: 15 июня 2014 в 17:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД