Получи документы

Психолого-педагогический аспект креативности

Марина Цыбина Казакова
Психолого-педагогический аспект креативности
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогический аспект креативности

Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью [7].

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Все определения данного понятия были проанализированы и разделены на шесть типов:

- гештальтистские – описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

Публикация «Психолого-педагогический аспект креативности» размещена в разделах

- инновационные – ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;

- эстетические или экспрессивные – делающие упор на самовыражении творца;

- психоаналитические или динамические – описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я);

- проблемные – определяющие креативность через ряд процессов решения задач; к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: «креативность – это процесс дивергентного мышления»;

- разные определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше[6, с. 123].

Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности.

Торранс и Гилфорд упоминают шесть параметров креативности :

– способность к обнаружению и постановке проблем;

– способность к генерированию большого числа идей;

– гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

– оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

– способность решать проблемы - способность к анализу и синтезу.

Выделенные параметры имеют особое значение, так как они используются в нашей опытно-экспериментальной работе.

Основные отличительные особенности креативности выделила Л. Б. Ермолаева-Томина:

1. Креативность – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество как автоматизированный навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

2. Креативность на 95% качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебной.

3. При формировании креативности происходит слияние сознания и подсознания в некоторую новую форму – сверхсознание. Сверхсознание интегрирует в себе наиболее обобщенные механизмы протекания творческого процесса в свернутом виде, когда в самом акте восприятия происходит трансформация объекта в художественный образ, открытие закономерности или решение проблемы.

4. Креативность проявляется в успешном осуществлении трех фаз – умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт.

5. Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий художник, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом [4, с. 64-68].

Таким образом, креативность, по мнению Л. Б. Ермолаевой-Томиной, - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы [4, с. 68].

Для нашего исследования особое значение приобретает вопрос о процессе формирования и развития креативности. По мнению В. Н. Дружинина, развитие креативности проходит как минимум две фазы [3] :

1) «первичная» - как общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определенной области человеческой деятельности; 2) формируемая на основе «общей креативности» «специализированная» : способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Сенситивный период первого этапа наступает в 3-5 лет, когда подражание взрослому является основным механизмом формирования креативности. Возможно, что на какое-то время креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»). На втором этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Здесь каждый определяет для себя тех, кому стремятся подражать.

Для развития креативности необходимо знать не только структуру способностей к творчеству, но и самого себя. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

По мнению Е. Л. Яковлевой [8], реализация индивидуальности – это есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости не предметны (в смысле наличия продукта – материального или идеального, а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.

По мнению Н. Ф. Вишняковой, креативная личность наиболее эффективно развивается в процессе сотворческой деятельности. В этом случае происходит переход к новому действенно-преобразующему типу психологического знания, «который не отвергает предшествующие типы знания – эмпирический и созерцательно-объяснительный, он включает их в себя в преобразующем виде» [2].

По мнению Я. А. Пономарева [5], с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку данный автор считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

По мнению Е. Басина, творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.

Таким образом, мы считаем, что именно школа должна стать тем местом, где осуществляется самореализация учащихся. Поэтому так важно, чтобы именно в школе ученик нашел тот вид деятельности, в котором он будет наиболее успешным. Не менее важным является то, что в рамках школьного обучения в центре внимания учителя должны быть достижения учащихся в тех областях, где наиболее ярко проявилась степень его самореализации [1]. Поэтому необходимо рассмотреть сущность деятельностного подхода в обучении, являющегося основой художественно-творческой деятельности.

Список литературы

1. Берулава, М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования / М. Н. Берулава // Гуманитаризация образования № 1, 1998. - С. 14-24.

2. Вишнякова, Н. Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом / Н. Ф. Вишнякова // Гуманитаризация образования № 1, 1998. – С. 25-30.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М. : Лантерна вита, 1995. – 150 с.

4. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2003. – 304 с.

5. Пономарев, Я. А. Психология творчества. – М. : Издательство «Наука», 1976. – 302 с.

6. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии № 4, 1998. - С. 123-132.

7. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

8. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997. – 314 с.

Публикации по теме:

Доклад «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги» А. С. Макаренко.

Правовое образование как аспект социальной культуры ребенка Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования.

Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической.

Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей 5–6 лет В статье психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста,.

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов» Вид проекта: ролево - игровой Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,.

Психолого-педагогический проект «Тайное общество победителей страха» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №314» Проект ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Психолого-педагогический семинар для воспитателей «Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе» Психолого – педагогический семинар для воспитателей. «Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе». Цели семинара:.

Психолого-педагогический тренинг МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Развивающая предметно-прстранственная среда как аспект образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста Е. М. Исмаилова АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С №63 «Весняночка», Россия Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период.

Самообразование «Развитие креативности ребенка посредством изобразительного искусства»Самообразование «Развитие креативности ребенка посредством изобразительного искусства» Самообразование по теме: Развитие креативности ребенка по средствам изобразительного искусства. Умение создавать необычные работы, поделки.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогический аспект креативности
Опубликовано: 21 марта 2017 в 15:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогический аспект креативности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбина Казакова (УИ 290138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД