Марина Цыбина Казакова
Психолого-педагогический аспект креативности
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический аспект креативности
Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью [7].
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Все определения данного понятия были проанализированы и разделены на шесть типов:
- гештальтистские – описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;
Публикация «Психолого-педагогический аспект креативности» размещена в разделах
- инновационные – ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;
- эстетические или экспрессивные – делающие упор на самовыражении творца;
- психоаналитические или динамические – описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я);
- проблемные – определяющие креативность через ряд процессов решения задач; к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: «креативность – это процесс дивергентного мышления»;
- разные определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше[6, с. 123].
Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности.
Торранс и Гилфорд упоминают шесть параметров креативности :
– способность к обнаружению и постановке проблем;
– способность к генерированию большого числа идей;
– гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
– оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
– способность решать проблемы - способность к анализу и синтезу.
Выделенные параметры имеют особое значение, так как они используются в нашей опытно-экспериментальной работе.
Основные отличительные особенности креативности выделила Л. Б. Ермолаева-Томина:
1. Креативность – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество как автоматизированный навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
2. Креативность на 95% качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебной.
3. При формировании креативности происходит слияние сознания и подсознания в некоторую новую форму – сверхсознание. Сверхсознание интегрирует в себе наиболее обобщенные механизмы протекания творческого процесса в свернутом виде, когда в самом акте восприятия происходит трансформация объекта в художественный образ, открытие закономерности или решение проблемы.
4. Креативность проявляется в успешном осуществлении трех фаз – умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт.
5. Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий художник, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом [4, с. 64-68].
Таким образом, креативность, по мнению Л. Б. Ермолаевой-Томиной, - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы [4, с. 68].
Для нашего исследования особое значение приобретает вопрос о процессе формирования и развития креативности. По мнению В. Н. Дружинина, развитие креативности проходит как минимум две фазы [3] :
1) «первичная» - как общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определенной области человеческой деятельности; 2) формируемая на основе «общей креативности» «специализированная» : способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Сенситивный период первого этапа наступает в 3-5 лет, когда подражание взрослому является основным механизмом формирования креативности. Возможно, что на какое-то время креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»). На втором этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Здесь каждый определяет для себя тех, кому стремятся подражать.
Для развития креативности необходимо знать не только структуру способностей к творчеству, но и самого себя. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
По мнению Е. Л. Яковлевой [8], реализация индивидуальности – это есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости не предметны (в смысле наличия продукта – материального или идеального, а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.
По мнению Н. Ф. Вишняковой, креативная личность наиболее эффективно развивается в процессе сотворческой деятельности. В этом случае происходит переход к новому действенно-преобразующему типу психологического знания, «который не отвергает предшествующие типы знания – эмпирический и созерцательно-объяснительный, он включает их в себя в преобразующем виде» [2].
По мнению Я. А. Пономарева [5], с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку данный автор считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).
По мнению Е. Басина, творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.
Таким образом, мы считаем, что именно школа должна стать тем местом, где осуществляется самореализация учащихся. Поэтому так важно, чтобы именно в школе ученик нашел тот вид деятельности, в котором он будет наиболее успешным. Не менее важным является то, что в рамках школьного обучения в центре внимания учителя должны быть достижения учащихся в тех областях, где наиболее ярко проявилась степень его самореализации [1]. Поэтому необходимо рассмотреть сущность деятельностного подхода в обучении, являющегося основой художественно-творческой деятельности.
Список литературы
1. Берулава, М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования / М. Н. Берулава // Гуманитаризация образования № 1, 1998. - С. 14-24.
2. Вишнякова, Н. Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом / Н. Ф. Вишнякова // Гуманитаризация образования № 1, 1998. – С. 25-30.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М. : Лантерна вита, 1995. – 150 с.
4. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2003. – 304 с.
5. Пономарев, Я. А. Психология творчества. – М. : Издательство «Наука», 1976. – 302 с.
6. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии № 4, 1998. - С. 123-132.
7. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
8. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997. – 314 с.