Жанна Васенева
Самообразование «Развитие креативности ребенка посредством изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативности ребенка по средствам изобразительного искусства. Умение создавать необычные работы, поделки из природных материалов.
Личный план самообразования воспитателя Васеневой Жанны Николаевны на 2016-2017 г. г.
Публикация «Самообразование „Развитие креативности ребенка посредством изобразительного искусства“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: разработка и внедрение в активную практику системы работы по развитию креативности ребенка по средствам изобразительного искусства. Умение создавать необычные работы, поделки из природных материалов.
Актуальность:
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.
Е. А. Флё рина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
Задачи:
• Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними
• Побуждать детей изображать доступным для них средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально
• Обучать нетрадиционным способам рисования
• Способствовать формированию начально учебно-познавательной компетентности (восприятие, мышление, внимание, воображение, любознательность)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными способами рисования
Ожидаемые результаты
Повышения качества умений по изодеятельности
Улучшение учебно-познавательной деятельности
Расширение знаний и применение усвоенных техник по изо
Развитие самореализации ребенка в художественном творчестве
Развитие воображения, творческого мышления, стремление искать новые средства реализации своего замысла
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Используемые техники рисования
• Рисование ладошками
• Рисование пальчиками
• Отпечатки листьями или печаткой
• Тычок жесткой кисточкой
• Рисование ватными палочками
• Рисование манной крупой
• Выдувание
Используемая техника аппликаций и поделок из природного материала
• Аппликация из ватных дисков
• Аппликация из круп и семян
• Аппликация из салфеток
• Поделка из семечек «Ежик»
• Поделка «цветы для мамы» из ячеек из под яиц
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта
5. Разработка рабочей программы «Волшебный мир красок» по развитию художественного творчества на основе пособий Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности : Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009.
6. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности : лепка, рисование, нетрадиционные техники.
2 этап
1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
3. Подведение итогов работы, выставка работ в детском саду.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 2-3 лет.
Рисование ладошками-ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами
Рисование пальчиками-Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Отпечатки листьями или печатками- Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Картинки отпечатки- Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Кляксография (выдувание)- Нетрадиционная техника рисования «кляксография или выдувание трубочкой»- это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Рисование ватными палочками- В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Тычок жесткой кистью- Способы получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Рисование на манной крупе-1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
Аппликация из крупы- Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено, макароны раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из салфеток- Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
• возможность создавать шедевры без ножниц;
• развитие мелкой моторики маленьких ручек;
• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
• широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из ваты или ватных дисков-прекрасный способ сделать объемную открытку или мягкую рельефную картину. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится сделать простейшие аппликации – снеговик, гусеница, цветы из кружков, цыплят. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения ребенка.
Заключительный этап
На заключительном этапе была проведена оценка развития художественно- творческих способностей детей.
В процессе реализации проекта проводилась работа с родителями, которая была направлена на:
консультации
выставки детских работ для родителей
рекомендации для родителей
На основе проделанной работе, мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средство для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа, начали чувствовать себя маленькими художниками.