Приложение МААМ

Практикум из опыта работы «Психомоторное развитие дошкольников»

Ольга Мочалова
Практикум из опыта работы «Психомоторное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.

Все движения можно классифицировать по-разному, в зависимости от вида деятельности. Есть движения:

• спортивные

• танцевальные

• естественные

• специальные (бальные, хореографические, партерные, лечебные и т. д.)

В каждом виде присутствуют свои подвиды. Например, партерные упражнения, направленные на:

- напряжение и расслабление мышц

- улучшение выворотности ног

- исправление недостатков осанки

- развитие танцевального шага

Публикация «Практикум из опыта работы „Психомоторное развитие дошкольников“» размещена в разделах

- развитие гибкости, пластики

- развитие координации и т. д.

Рассмотрим классификацию тех движений, которые используются в работе с детьми на музыкальных, физкультурных и танцевальных занятиях. В целом, все используемые движения можно разделить условно на 4 группы.

1-я группа: динамичные движения.

Она делится на 2 подгруппы.

1) Шаговые движения.

Приставной шаг с приседанием, топающий шаг, дробный шаг, танцевальный, хороводный, шаг польки, переменный шаг, русский скользящий, шаг с припаданием, высокий шаг…

2) Прыжковые с продвижением вперед.

Подскоки, боковой галоп, прямой галоп, бегунец, танцевальный бег, бег с поворотом, широкий бег, уточка и т. д.

2-я группа: статичные движения.

(Все те, которые выполняются на одном месте, включая различные повороты). Хвастунишка, дробушечки, козлик, Ковырялочка, матрешки, полочка, пружинка, квадрат, вертушки, слоник… Могут быть включены некоторые прыжковые движения 1-й группы (подскоки на месте, бег на месте).

3-я группа: ориентированные движения

В эту группу входят все движения на ориентировку в пространстве. Например: змейка, расческа, завиток, улитка, врассыпную, стайка, ручеек, ходьба парами, тройками, перебежки, фонтан, вольная змейка и т. д.

Так же все движения можно определить по стилю исполнения:

• народные

• бальные

• парные

• с предметами

• современные

• детские

Психомоторное развитие

детей дошкольного возраста.

Психомоторное развитие включает в себя психическое и двигательное становление ребенка. Обе сферы неразрывно связаны между собой, т. к. движения способствуют психическому и физическому развитию детей :

1. Развивается внимание, все виды памяти, интеллектуальное развитие, воображение, мышление. Обогащается эмоциональное и эстетическое восприятие.

2. Совершенствуется координация движений, ориентировка в пространстве.

2. Улучшается осанка (правильная посадка головы, походка).

3. Развивается сила, ловкость, устраняются физические недостатки (сутулость, косолапость)

4. Повышается жизненный тонус, что создаёт у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

5. Воспитывается культура движения через мышечное ощущение.

Развитие речевой сферы ребенка неразрывно связано с развитием двигательной активности. Психологами и физиологами доказано, что у детей, активно занимающихся танцами, речь исправляется в 3 раза быстрее, чем у их сверстников, работающих только с логопедом. К тому же, такие дети быстрее адаптируются в социальных условиях, более коммуникабельны, интеллектуально развиты, раскованны и как следствие – более успешны в различных направлениях.

У детей-логопатов при сохранном интеллекте нарушена координация движений, снижены внимание, память, преобладают функции торможения или расторможенности, нарушен фонетический и фонематический слух, многие психические процессы сформированы слабо. Музыка и движения являются главным помощником в коррекции речевых нарушений. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь! Танцы являются средством активизации умственных способностей, формирует моральный облик ребёнка, корректирует поведенческую сферу, развивает все психические функции в комплексе (внимание, память, мышление, речь, восприятие.) Известно, что танцы развивают тело, укрепляют здоровье, улучшают настроение, значительно облегчают процесс усвоения учебного материала. Танцы – это интеллект! Танцевать – ум упражнять! Во время движений повышается эффективность работы мозга, т. к. идёт включение в работу обоих полушарий головного мозга, каждое из которых имеет свои функции.

Благодаря включению в работу обоих полушарий мозга, процесс обучения детей становится более успешным. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Точное, динамичное выполнение упражнений для рук, ног, головы, туловища подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Поэтому человек не находящий нужных слов для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

На двигательных занятиях есть возможность использования цветотерапии. ( Коврики различных цветов: вялые, пассивные, заторможенные дети – на оранжевом или красном, а возбужденные, агрессивные – на голубом или зеленом). Повышения внимания можно достичь, используя контрастные цвета, желтый или оранжевый с черным, красным. Цвет имеет влияние на людей при некоторых заболеваниях. (Голубой – антисептический цвет, снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Зеленый – положительно влияет на нервную систему, болеутоляющий, успокаивающий. Желтый – тонизирующий, стимулирует мозг, зрение, функции надпочечников. Оранжевый цвет – стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создает ощущение благополучия и веселья. Красный – теплый и раздражающий, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, повышают реакцию и выносливость).

Психические процессы быстрее развиваются именно в двигательной активности ребенка, т. к. идет включение обоих полушарий мозга, за счет чего общее развитие ребенка становится гармоничным.

Немаловажную роль играют психологические методы и приёмы, под влиянием которых развиваются положительные качества личности ребёнка. Дети ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность, выдержку. Воспитываются нравственные качества: сила воли, уместная уступчивость, сострадание, взаимовыручка, адекватная самооценка себя и товарищей, упорство, твёрдость, что так немаловажно в будущем. А умение контактировать и действовать согласованно с другими детьми, ведёт к лёгкости общения, снятию комплексов и к свободе выбора в совместных решениях.

Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, воспитывается культура движения через мышечное ощущение, формируется потребность у ребенка включаться в движение всем двигательным аппаратом – все инструменты нашего тела играют одновременно (активно и пассивно).

Занятия бальными танцами – это и искусство приобщения к прекрасному, и процесс обучения сознательному управлению движениями тела, плюс развитие и совершенствование воли, внимания, памяти, силы, выносливости, ловкости, ритмичности, умение вступать в общение с партнером. Танец – это хорошая осанка, легкая походка, выразительные жесты, отсутствие внутреннего «зажима», снятие комплексов.

Всё взаимосвязано: неправильное положение шеи ведёт к сутулости спины, остеохондрозам - отсюда происходят заболевания внутренних органов, которые вытекают в хронические болезни. Хотите иметь здоровых, успешных, жизнерадостных, глубокомыслящих и красивых детей? ТАНЦУЙТЕ! ТАНЦУЙТЕ! ТАНЦУЙТЕ!

КРИТЕРИИ

ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ.

Запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. Поскольку развитие моторики и экспрессивность речи происходит в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно. По состоянию моторики можно выделить четыре группы дошкольников.

Первая группа. Регулируемые. Нарушения ритма, темпа, мышечного тонуса, ориентировки и коллективного взаимоотношения. При этом внимание и активность не нарушены. Недочеты моторики быстро изживаются.

Вторая группа. Моторно-заторможенные. Отсутствие ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения не дает хороших результатов. Присутствуют случаи легкой моторной и психической отсталости.

Третья группа. Моторно-возбудимые, с обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудно выполнимо. В коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям. Мышечный тонус несколько напряжен, повышенное эмоциональное состояние. Подвижные игры действуют крайне возбуждающе. Активность повышена. Вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивные действия к сверстникам, стремятся получить руководящую роль.

Четвертая группа. Циклоидные. Такие дети непредсказуемы, зависят от обстоятельств, настроения, состояния тех людей, которые его окружают. Могут быть заторможенными, затем легко возбудимыми, веселыми и вдруг, плаксивыми. Основная черта таких детей – неустойчивая психика. Но в отличии от здоровых детей, их трудно переключить с одного вида деятельности на другой. Они переключаются сами, вне зависимости педагога. Моторные функции могут быть полностью сохранны, интеллект не нарушен. Страдает поведенческая сфера. Все психические процессы недолговременны, отличаются неустойчивостью.

Существует «Дифференциальная диагностика психомоторного состояния для лиц с речевыми нарушениями» Волковой Г. А. В неё входят исследования для дошкольников, школьников, подростков, взрослых. У каждого возраста свои критерии, пробы, оценки.

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб.

2. Исследование произвольного торможения движений.

3. Исследование статической координации движений.

4. Исследование динамической координации движений.

5. Исследование внимание.

6. Исследование координации движений

7. Исследование пространственной организации движения.

8. Исследование произвольной моторики пальцев рук.

9. Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ.

10. Исследование объема и качества мышц щек.

11. Исследование объема и качества движений языка.

12. Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба.

13. Исследование объема и качества движений мышц глаз.

14. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

15. Исследование слухового внимания.

16. Исследование музыкального слуха.

17. Исследование восприятия музыки.

18. Исследование звуковысотного слуха.

19. Исследование тембрового слуха.

20. Исследование динамического слуха.

21. Исследование ритмического чувства.

22. Исследование продолжительности и силы выдоха.

23. Исследование певческого диапазона голоса.

24. Исследование темпа.

ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА

Дети с речевой патологией обладают различным мышечным тонусом. Существуют специальные регулирующие упражнения, которые позволяют овладеть ребенку своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (всестороннее воздействие на организм, упражнения с предметами и без предметов) и коррекционные упражнения (применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки, избирательное воздействие на мышцы спины, живота, ног, плечевого пояса и др.).

Отметим, что все упражнения с музыкальным сопровождением направлены на развитие слухового, регистрового внимания, темпа, динамики, а также на развитие памяти, мышления. Дети охотно играют в такие подвижные музыкальные игры, как: «Ледяные фигурки» (воля, регулировка функций торможения, творчество и воображение, «Ловля обезьян» (переключаемость внимания, выдержка, двигательная память, ловкость, коммуникабельность, «Магазин игрушек» и мн. др. Любая игра, танец, музыкально-ритмические упражнения способствуют психомышечной тренировке. Особую роль в психомышечной тренировке играют задания и игры на совмещение движений и психики. Рассмотрим некоторые из них:

Практические игры.

I. На создание работоспособности в начале дня. Эти упражнения позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоционального настроя, объединения группы, который позволит успешно начать работу в образовательном и обучающем плане. Они позволяют снизить напряженность, поднимают настроение, активизируют внимание, память.

1. Рукопожатие в кругу.

2. Пересядьте.

3. Приветствие без повтора. Круговое приветствие.

II. На поддержание и восстановление работоспособности. В результате повышается сплоченность, улучшается эмоциональное состояние детей, преодолевается возникшая по тем или иным причинам напряженность.

1. Узнай по голосу.

2. Потерялся ребенок.

3. Картина.

4. Девочки – мальчики.

5. Визуальный признак.

6. Подарок.

7. Сколько рук на спине?

8. Ты такой же, как и я.

9. Я хочу с тобой дружить.

Душевномышечное единство – залог развитой, гармоничной личности. Часто бывает так, что какие-либо комплексы мешают нам в жизни, семье, в правильном видении мира. Научить совмещать их, чувствовать и самостоятельно корректировать трудная задача, но если она ведется с раннего возраста, успех не заставит себя долго ждать. Существует три вида упражнений, которые вызывают у детей особые трудности:

1). Упражнения, направленные на развитие самоуважения ребенка, развитие спонтанности.

Что подарили гости?

Мы – солдаты

Льдинка, снежинка, лужа.

Хочу быть счастливым.

Я хочу – они хотят – я поступаю.

Конкурс хвастунов.

2) У агрессивных детей чаще всего отсутствует доверие к окружающему миру на фоне сниженного самоуважения.

Упражнения на снижение агрессивности и страхов детей:

• Неправильный рисунок (снижение страха перед возможной ошибкой)

• Прогони Бабу-Ягу.

• Конкурс художников

• Конкурс боюсек.

• Закончи предложение. (Дети обычно боятся… Взрослые обычно боятся… Мамы обычно боятся…Воспитатели обычно боятся)

3) Упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Проблемы взаимоотношений возникают у тех, кто обделен любовью и сам не умеет любить себя и окружающих.

Кто сильнее любит?

У кого больше любимок?

Звериное пианино

Я хочу с тобой дружить.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.

Все движения можно классифицировать по-разному, в зависимости от вида деятельности. Есть движения:

• спортивные

• танцевальные

• естественные

• специальные (бальные, хореографические, партерные, лечебные и т. д.)

В каждом виде присутствуют свои подвиды. Например, партерные упражнения, направленные на:

- напряжение и расслабление мышц

- улучшение выворотности ног

- исправление недостатков осанки

- развитие танцевального шага

- развитие гибкости, пластики

- развитие координации и т. д.

Рассмотрим классификацию тех движений, которые используются в работе с детьми на музыкальных, физкультурных и танцевальных занятиях. В целом, все используемые движения можно разделить условно на 4 группы.

1-я группа: динамичные движения.

Она делится на 2 подгруппы.

1) Шаговые движения.

Приставной шаг с приседанием, топающий шаг, дробный шаг, танцевальный, хороводный, шаг польки, переменный шаг, русский скользящий, шаг с припаданием, высокий шаг…

2) Прыжковые с продвижением вперед.

Подскоки, боковой галоп, прямой галоп, бегунец, танцевальный бег, бег с поворотом, широкий бег, уточка и т. д.

2-я группа: статичные движения.

(Все те, которые выполняются на одном месте, включая различные повороты). Хвастунишка, дробушечки, козлик, Ковырялочка, матрешки, полочка, пружинка, квадрат, вертушки, слоник… Могут быть включены некоторые прыжковые движения 1-й группы (подскоки на месте, бег на месте).

3-я группа: ориентированные движения

В эту группу входят все движения на ориентировку в пространстве. Например: змейка, расческа, завиток, улитка, врассыпную, стайка, ручеек, ходьба парами, тройками, перебежки, фонтан, вольная змейка и т. д.

Так же все движения можно определить по стилю исполнения:

• народные

• бальные

• парные

• с предметами

• современные

• детские

Через танец у ребенка формируется не только положительное отношение к себе и окружающим, но и снимаются многие соматические проблемы и мышечные зажимы.

Чем больше ребенок раскован в танце, тем более собран в жизни.

ТАНЦУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы)Игры на знакомство для дошкольников (из опыта работы) Что такое игры на знакомство? Это такой вид игровой деятельности, который направлен на создание благоприятной обстановки в группе детей,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум из опыта работы «Психомоторное развитие дошкольников»
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 19:48
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум из опыта работы «Психомоторное развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мочалова (УИ 2180423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД