МААМ-картинки

Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Елена Николаевна Михайлова
Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста.

Игра – это «дитя труда». В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего, в этом заключается обаяние игры. Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру. Играя, ребёнок принимает на себя функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов. Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым, и от ролевых к играм дидактическим. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Дидактические игры очень разнообразны по характеру, тематике, способу решения. Они требуют проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счёте, вычислениях; обеспечивают детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно предоставляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Подобные процессы позволяют формировать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение: требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Воспитатель раскрывает роль дидактических игр в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности). Художественное оформление, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактические игры делятся по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действиям, правилам. В играх – упражнениях она выражена явно. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включённая в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления дошкольника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности. Помогать ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. При проведении игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. Для успешного обучения счёту в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие дошкольника, так и их модели. Психологи установили, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия, с предметами и их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие дошкольника с познавательным материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешне-речевой формами действия. Материальная форма является исходной, внешне-речевая - предполагает рассуждения.

Публикация «Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Эти формы взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформированными воспитателями. «Чем больше и разнообразнее обеспечивается воспитателем интенсивность деятельности детей с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».

Дидактические игры можно отнести к следующим группам:

• игры, требующие от детей исполнительской деятельности;

• игры, требующие воспроизведения действия;

• игры, включающие элементы поиска и творчества.

Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками. К дидактическим играм с использованиям средств наглядности можно также отнести игры – инсценировки некоторых сказок и книжек – считалок с применением соответствующих игрушек («Три медведя» Л. Н. Толстого, «Считалочки» А. Барто). В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения материала.

К словесным играм относятся также игры – загадки (без картинок, игры на составление высказываний, на дополнение их. Дидактические игры по числу участников делятся на коллективные, групповые и индивидуальные. Дидактические игры можно рассматривать и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, в частности при обучении счету.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста Перспективный план по саморазвитию «Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста».

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного.

Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную.

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторикиКартотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторики Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Описание материала: разработанные дидактические игры предназначены для детей.

Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности.

Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста. [/i] Идея интеграции основана на том, что в процессе.

Презентация «Игры для математического развития детей дошкольного возраста» Актуальность Мы живем в век информационных технологий, когда увидеть ребенка с планшетом, компьютером или телефоном будет менее удивительным,.

Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста 2 слайд - «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП детей дошкольного возраста Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 августа 2019 в 16:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД