Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста

Надежда Шаманова
Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста

2 слайд - «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

3 слайд - Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

В речи детей наблюдаются короткие высказывания, не умеют логически мыслить, непоследовательно строят предложения, мало расширен кругозор.

Проблемы в речи детей:

- высказываются коротко;

- предложения состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- речь непоследовательна;

- в речи мало информации.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

4 слайд - Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

5 слайд - Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

6 слайд - Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно- образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

7 слайд - Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

8 слайд - Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному.

9 слайд - Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Работа с мнемоквадратами.

Знакомство с символами.

Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

10 слайд - 2этап: Работа с мнемодорожками.

Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

11 слайд - С помощью их дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

12 слайд - 3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

13 слайд - Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

• при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

14 слайд - Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

15 слайд - Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы.

16 – 19 слайды - Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:

лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

20 слайд - Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

• становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

• помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

• повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Прикреплённые файлы:

moja-prezentacija-mnemotehnika_1k22k.pptx | 3020,42 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.

Особенности формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ОНР в процессе логопедической работы Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
Автор публикации:
Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2019 в 08:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День поделок из пластиковых бутылок на МААМ

Поделки для украшения летнего участка из бутылок могут быть самыми разнообразными: от декоративного ограждения клумб до фигурок сказочных персонажей, райских цветов и необыкновенных фонариков. Всё зависит...

20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе»
Обучение детей родному языку, овладению его богатством уделяется большое значение в учебной программе дошкольного образования Республики Беларусь. Родной...
Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и...
Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают...
Картотека хороводных игр для детей 3–5 лет. 3 часть
1. «Матрешки» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью,...