Елена Никитина
«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «„Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Формированию у детей математических представлений помогает использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Для ребят среднего дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для детей - способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Дидактическая игра требует усидчивости, использования мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
1. Игры с цифрами и числами. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10. Такие дидактические игры, как "Сколько?", "Математическая ромашка», «Изучаем цифры и счет» учат детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. Для подкрепления порядкового счета помогают игры со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».
2. Игры путешествие во времени. Дети знакомятся с днями недели. Название дней недели обозначаются кружочком разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано для того, чтобы дети смогли сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. В путешествии во времени можно использовать такие игры как: «Живая неделя», «Дни недели», «Круглый год», «Части суток».
3. Игры на ориентировке в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определятьсловом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей : «Отгадай, кто где стоит?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов.
4. Игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры: «Лото», «Цвет и форма», «Ассоциации», «Подбери по форме», «Геометрические фигуры». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Так же применяются игры на распознавание величины «Мячики», «Яблоки», «Большая-маленькая», «Телефон».
5. Игры на логическое мышление. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей : «Ежики», «Найди лишний предмет». В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например, Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы). Занимательные математические вопросы и задачки шутки - способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Использование различных дидактических игр, физкультминуток, пальчиковых игр в работе с детьми способствует лучшему усвоению программного материала по математике. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике. Игра-конструктор «Сложи из фигур». Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). Материал : плоские геометрические фигуры разной величины.
Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее». Материал : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат). Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Дидактическая игра по развитию количественных представлений «Один-много». Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «большой, маленький». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Подбери дорожки к домикам». Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Опыт работы показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста и способствует повышению уровня математического развития детей. Занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, они являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.