Получи документы

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников

Вероника Морозова
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах

Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления.

Поэтому у детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Учитывая, что ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства является игра, ее используют с целью активизации процесса обучения дошкольников.

В практике дошкольного воспитания особая роль принадлежит дидактическим играм, как средству обучения и всестороннего развития детей. Дидактические игры используются при выполнении всех разделов программы, в том числе при обучении дошкольников математике.

Работу по формированию элементарных математических представлений следует начинать с детьми второй группы раннего возраста.

В дальнейшей работе учитывать имеющиеся особенности и возможности детей определенного возраста, использовать материал с доступным математическим содержанием.

Все дидактические игры условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

С помощью игр закрепляются знания детей в прямом и обратном счете, в правильном употреблении как количественных так и порядковых числительных, в преобразовании равенство в неравенство и наоборот. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Которой игрушки не стало?» используются на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда. Для закрепления порядкового счета помогают таблицы с героями из сказок «Репка», «Теремок» (Кто будет первым? Кто идет второй? Которая по счету Жучка? и т. д.)

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко с помощью дидактической игры «Где зазвонил колокольчик?». Д/игра «Какой игрушки не стало и где она стояла?» помогает овладеть умением определить словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник» и многие другие.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры типа «Лото». Детям предлагают картинки (3-4 шт. каждому, на которых они отыскивают фигуру, подобно той, которую демонстрирует педагог. Затем дети рассказывают, что они нашли. Игры «Геометрическая мозаика», «Сложи картинку из фигур» также способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью развития у детей мышления можно использовать задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начинать надо с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент в играх : «Какая фигура следующая», «Продолжи ряд», «Что пропущено». После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, предлагается выполнить такие задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Это «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и другие. Детям нравится составлять изображения по образцу, по собственному замыслу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Дидактические игры помогают детям лучше усвоить программный материал, правильно выполнить сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей,оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей, нужно стремиться, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Прикреплённые файлы:

1015252_v1jss.ppt | 2127,54 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Текст к презентации «Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр» Подготовила: воспитатель.

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений «Роль сюжетно- дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений». Присмотримся внимательно, какое место занимает.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Багатова Аида Шарабдиновна МБДОУ «Детский сад №18.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы . ОПИСАНИЕ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАНИЙ 1. Игра «Цветные бусы» Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета,.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.» «Без игры нет и не.

Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр» Усвоение математических знаний на разных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей. Одна из причин, порождающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 16:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД