МААМ-картинки

Консультация для родителей «Пусть детский садик будет в радость, или Как преодолеть проблемы адаптации»

Евгения Зайкова
Консультация для родителей «Пусть детский садик будет в радость, или Как преодолеть проблемы адаптации»

(как преодолеть проблемы адаптации)

Время, когда подросший малыш отправляется в детский сад, для родителей связано с волнениями: как он привыкнет к новым взрослым, "встроится" в свой первый коллектив, не испугается ли разлуки с мамой, станет ли есть иную, чем дома пищу?.

Абсолютное большинство детей привыкает к садику, находят в нём друзей и с удовольствием учатся новому на занятиях. Но каждому малышу нужно время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. Родителям нужно знать, что период адаптации индивидуален и может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс привыкания длится тем дольше, чем более зависим ребёнок от мамы, чем он более чувствителен к переменам в повседневной жизни и труднее привыкает к новому, чем более возбудима его нервная система. Легче адаптируются в садике ребята, имеющие опыт общения с разными возрастными категориями детей и взрослых, из многодетных семей и из семей, в которых ребёнок не является объектом гиперопеки.

Публикация «Консультация для родителей „Пусть детский садик будет в радость, или Как преодолеть проблемы адаптации“» размещена в разделах

Как пишут детские психологи, при лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца, аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, а сон налаживается за 1-2 недели, острых заболеваний не возникает.

В случае затруднённой адаптации в течение целого месяца настроение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней

При тяжёлой адаптации грубо нарушается сон, аппетит и настроение ребёнка, его могут мучить кошмары, отражающие психотравмирующую ситуацию. Ребёнок может "уйти в болезнь", отстаивая свою потребность быть дома с мамой.

Если на фоне "садовского стресса" малыш начинает длительно и тяжело болеть, обязательно надо проконсультироваться с детским психологом, психиатром или неврологом.

Для успешной адаптации к детскому дошкольному учреждению, прежде всего ребёнок должен дорасти до "выхода в общество" – научиться самостоятельно есть, одеваться, проситься в туалет и пользоваться горшком, уметь выразить свои потребности.

Во-вторых, необходим тесный контакт родителей и воспитателей – до прихода малыша в группу необходимо побеседовать с педагогами, рассказать о своём ребёнке. Узнайте, не ожидается ли приход в один день нескольких новых детей.

В-третьих, привыкание ребёнка к садику должно быть постепенным: сначала приходить только на прогулку, потом на 1-2 часа в группу, затем на несколько часов подряд. По договорённости с воспитателем в первые дни родитель может присутствовать в группе вместе с ребёнком. Полезно установить тёплый контакт между взрослыми, чтобы малыш видел, что мама симпатизирует новой тёте, которая вовсе не страшная, хоть и незнакомая.

Возможно, самое страшное для ребёнка – это фантазии о том, что за ним не придут, он будет разлучён со своими родителями. Поэтому, даже рассердившись, не говорите: "Я тебя отдам вон тому дяде", "Оставлю тебя здесь, если будешь себя плохо вести" и т. д. У малыша не должно быть сомнений: родители им дорожат, обязательно заберут его из сада, скучают по нему, когда уходят на работу. Выражайте свою радость при встрече с ребёнком после дня, проведённого порознь. Похвалите его, за то, что он провёл это время в садике.

Если ребёнок робеет, не хочет отпустить свою маму, попросите воспитателя выходить к вам, встречая малыша на пороге группы – сказать несколько приветливых слов, комплиментов ребёнку. Это поможет отвлечь его от грустных мыслей при разлуке, а воспитатель станет более близким. Не уходите потихоньку – дайте знать, что вы уходите. Дома придумайте и порепетируйте вместе с малышом занятный способ прощания (особое объятие, рукопожатие, поцелуй).

В первые дни, недели посещения ребёнком садика умерьте свои требования к ребёнку, старайтесь поддерживать дома спокойную, доброжелательную обстановку, отложите на время шумные, будоражащие мероприятия – ребёнок и так перегружен новыми впечатлениями.

Готовя ребёнка к детсаду, расскажите малышу о садике так, чтобы это не была приукрашенная информация: можно, например, сказать: "Садик – это место, где о тебе позаботятся, и ты сможешь там играть и найти новых друзей". Не надо говорить: "Ничего плохого там с тобой не случится" – такие слова могут вселить беспокойство. Постарайтесь описать позитивные моменты:

• Там есть игрушки, каких у нас дома нет

• Деток учат танцевать и петь песни, рисовать

• В садике проводят красивые, интересные, весёлые праздники

• Все дети выходят гулять на улицу, и в саду хорошие песочницы

Чтобы ребёнок почувствовал себя увереннее в новой ситуации, знал как себя вести, используйте игру. Взяв игрушки, разыграйте предстоящее событие: "Наша кукла Ляля пойдёт в детский садик. Иди, Ляля, сюда, поздоровайся. У тебя будет шкафчик для одежды (покажем его). Есть будешь за столом, с другими детками (садим за столик с другими куклами, спать в кроватке. У тебя будут друзья. Потом мама придёт за тобой". Потом такой же вариант разыгрывается с ребё нком: "Покажи, как ты поздороваешься в группе, как будешь есть, спать".

Игра поможет малышу не только познакомиться с садиком, но и привыкать к нему. Возьмите кукол, мягкие игрушки. Пусть ребёнок теперь побудет воспитателем и пообщается с "детками" – успокоит мишку, который не хочет отпустить маму и плачет. "Воспитатель" зовёт его в группу, показывает, как поиграть и т. д. Побыв воспитателем в игре, ребёнок приближается к этому взрослому, он уже не такой пугающе неизвестный. В такой игре в садик ребёнок спонтанно отреагирует моменты, неприятно впечатлившие его в новой ситуации: наблюдая за игрой ребёнка, можно заметить, что он, подражая интонациям, повторяет слова взрослых и детей (часто это грубые, резкие высказывания, воспроизводит ситуации, которые являются трудными для него самого. Полезно в этой игре предлагать ребё нку побыть в разных ролях: воспитателя и няни; ребёнка, который любит ходить в садик и который пока не привык и плачет; мамы или папы, приведших детей в группу. Таким образом, малыш врачует себя посредством естественного для его возраста средством – игры.

Не нужно навязывать "игру в сад" ребёнку, а можно предлагать её среди других ролевых игр и детских занятий.

Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойнее в ситуации отделения от семьи, можно дать ему с собой какой-нибудь предмет, который проложит связующую нить между домом и садом:

–любимую игрушку, книжку или какую-нибудь вещь, принадлежащую маме (например, платочек);

–можно нарисовать для ребёнка семейный портрет или историю в картинках, где будут изображены его дела в детском садике и встреча с родителями вечером.

Дома вы можете использовать рисование для "вентиляции" психологического состояния ребёнка. Это могут быть, например, рисунки на темы:

"Мой детский сад"

"Мои страхи"

"Детки в садике"

"Что я люблю" и "Что я не люблю".

Пока ребёнок ещё мал, рисует родитель – то, что называет ребёнок. Малыш выбирает подходящие цвета карандашей или красок, описывает настроение и поведение людей, которые попадут на рисунок. Предложите малышу тоже порисовать – так, как получится, и разыграйте диалоги между вами, ребёнком и персонажами рисунка. Для ребёнка это отличная возможность выразить своё отношение к этим людям и к теме в целом.

Рисунок может стать и средством коррекции: например, придумайте вместе, как превратить страшный рисунок в смешной; как успокоить драчуна и развеселить плаксу. "Расколдуйте" неприятный рисунок, предложив ребёнку внести в него соответствующие изменения.

Забрав ребёнка из садика, поинтересуйтесь, как прошёл его день. Поощряйте его спонтанно выразить чувства – если малыш будет рассказывать, что его кто-то обидел, огорчил, не надо сейчас оправдывать обидчика и поучать, как должен был бы поступить ваш ребёнок. Выслушайте его и примите его переживания, отразив его чувства в словах, например, "Похоже, тебе было очень обидно, когда девочки не приняли тебя в игру, ты рассердился на них". Закончите беседу о прошедшем дне, сфокусировав внимание на позитивных моментах (понравилась запеканка, слепили на прогулке снежную бабу, научился рисовать звёздочку).

Если ребёнок по какой-то причине переведён в другую группу или долго проболел, вопрос привыкания к садовской ситуации может встать снова. В этом случае необходимо вновь начать с нескольких часов пребывания в группе, постепенно увеличивая это время и т. д.

Особую проблемную категорию с точки зрения привыкания к садику составляют дети с синдромом ранней детской нервности (синоним невропатия) – чрезмерно заострённой нервной чувствительностью в сочетании с ослабленностью здоровья. Эти малыши с младенчества обнаруживают:

проблемы со сном (трудности засыпания, беспокойный сон, капризность и плохое самочувствие после пробуждения, ранний отказ от дневного сна и др.);

проблемы с питанием (плохой аппетит, избирательность в питании, повышенный рвотный рефлекс – неприятная по вкусу или консистенции еда вызывает тошноту, рвоту);

• особенности эмоциональной сферы (легко возникают бурные эмоции, плач, беспокойство);

• нервную утомляемость при шуме и психическом напряжении (возникающую в ситуации оживлённой игры, пребывания в многолюдной обстановке, обилия впечатлений);

• особенности телесного реагирования и соматического здоровья (жалуются на "кусачую" одежду, не любят мяться под душем, причесывать и мыть голову; метеочувствительны, страдают от головных болей; имеют склонность к расстройствам работы желудочно-кишечного тракта, частым, хронизирующимся заболеваниям верхних дыхательных путей, ангинам, аллергии, диатезам; причём прослеживается чёткая связь заболеваемости со стрессовыми ситуациями; возможны нервные тики, заикание, недержание мочи или кала, обусловленные утомлением, нервным напряжением или временем года).

Обстановка в группе детского сада является для ребёнка с синдромом ранней детской нервности ощутимой нагрузкой, испытывающей на прочность силы неокрепших ещё нервов. Чрезмерными оказываются такие раздражители, как вкус непривычных блюд, шум в группе, новые впечатления. Переутомляясь от них, ребёнок становится плаксивым, вялым, раздражённым, тяжело засыпает, отказывается идти в сад.

На фоне адаптационного садовского стресса у детей-невропатов заметно усугубляется состояние здоровья, а в трудных случаях (когда значительно выражены многие проявления симптома) малыши тяжело и длительно болеют, адаптации к саду не происходит.

Оптимальным было бы отсрочить поступление в детский сад и подержать ребёнка на домашнем воспитании до 5 лет – обычно этого времени хватает, чтобы нервная система укрепилась достаточно. Тогда у ребёнка будет ещё год до школы, чтобы освоиться в детском сообществе.

Если у малыша отмечаются не все, а некоторые признаки синдрома ранней детской нервности и они выражены не резко, можно попробовать отдать его в сад пораньше, чем в 5 лет, но адаптация потребует большего времени (до полугода) и адекватного отношения к ребёнку взрослых. А именно:

Родители должны известить воспитателя об особенностях реагирования малыша, с тем, чтобы педагог в течение дня дал ребёнку возможность переключиться с шумных общих игр на привычный ритм – побыть, поиграть одному, отдохнуть, отвлечься.

• Попросить воспитателя не кормить ребёнка насильно.

• По возможности забирать ребёнка из группы немного раньше.

• По возвращении из детского сада домой необходимо 1-2 часа для снятия нервного напряжения – дать возможность на свежем воздухе "спустить пар" на игровой площадке.

• Провести вечернее время в доброжелательной обстановке, без нравоучительных бесед о поведении ребёнка – ведь после шумного дня в группе малыш слишком утомлён.

Если вы наблюдаете у своего ребёнка проявления синдрома ранней детской нервности, проконсультируйтесь с детским неврологом или психоневрологом. В случае необходимости эти специалисты порекомендуют приём средств, которые помогут гармонизировать эмоциональные и поведенческие реакции, преодолеть адаптационный стресс и укрепить нервную систему.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Каковы последствия того, что ребенок не будет ходить в садик» Каковы последствия того, что ребенок не будет ходить в садик. Понятно, что дать точный ответ и однозначный прогноз невозможно. Все дети.

Консультация для родителей «Как преодолеть сложную жизненную ситуацию» В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной.

Консультация для родителей «Как преодолеть упрямство ребенка» Консультация для родителей «Как преодолеть упрямство ребенка». Упрямство - участь гордых детей, своеобразная защитная реакция ребенка,.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей»Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Лэпбук «Пусть всегда будет мир»Лэпбук «Пусть всегда будет мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Еланский детский сад № 4 " Сказка" Воспитатель : Шамина Наталья Николаевна.

Педагогический проект «Пусть всегда будет мама!» Педагогический проект "Пусть всегда будет МАМА!"Организация деятельности педагога, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных.

Консультация «Пусть лето будет здоровым» .

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Пусть герои сказок дарят детям радость и тепло» Ход мероприятия Ведущий. У сказки чистая душа, Как ручеек лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ ее творец,.

Воспитательное мероприятие «Пусть не будет войны никогда. И пусть поколения знают» для учащихся 9–15 лет Воспитательное мероприятие «Пусть не будет войны никогда. И пусть поколения знают» Цель: 1. - воспитание у детей нравственно-патриотических.

Экоплакат «Пусть всегда будет чисто» Название экоплаката «Пусть всегда будет чисто!» Фамилия Имя Отчество Васильева Екатерина Александровна Воспитатель ГБДОУ детский сад №82.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Пусть детский садик будет в радость, или Как преодолеть проблемы адаптации»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 14:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД