Ирина Сороковикова
Конспект занятия «Путешествие по реке времени. В каких домах жили люди в прошлом» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по «Реке времени»
«В каких домах жили люди в прошлом?»
(для детей 5-7 лет)
- Ребята, я тут посмотрела наш фотоальбом с фотографиями разных домов и подумала, а зачем человеку нужен дом? Помогите мне разобраться. Кто знает ответ на этот вопрос?
(человеку нужен дом, чтоб спрятаться от непогоды, от врагов, чтоб было место, где спать и кушать)
- А где бы жил человек, если бы у него не было дома?
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по реке времени, В каких домах жили люди в прошлом“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
- Посмотрите, какие разные дома научился строить человек. Все они прочные, красивые, высокие и низкие, просторные и уютные. А ведь раньше давным-давно, в давние, давние времена человек не умел строить дома, и как дикое животное жил в лесу. Как же он научился строить дом? Может его кто-то научил? Хотите посмотреть в каком доме жил древний человек и узнать, как человек научился строить себе жильё?
А как нам узнать какое было жилище у человека в далекие, далекие времена?
Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и найти ответ. А поплывём мы по реке времени на настоящем корабле. Готовы? Тогда давайте оденемся в моряков, построим корабль, возьмём подзорную трубу, чтоб всё разглядеть и в путь. Мы с вами отправляемся в путешествие, чтобы узнать «В каких домах жили люди в прошлом».
(дети с воспитателем надевают гюйс (воротник моряков, бескозырки, строят из модулей корабль и отправляются в плавание)
- Прошу всех на борт, занимаем места. Впереди по курсу вижу землю. Остановимся и хорошенько разглядим, что там впереди.
(Воспитатель смотрит в подзорную трубу, на экране интерактивной доски появляется древний человек)
- Ребята, мы с вами попали в древний мир, в древность. Нас встречает древний человек и что-то хочет показать. Посмотрим?
(На экране появляется изображение пещеры)
- Древний человек нам показывает своё жилище, где он живёт со своей семьёй. Это древняя пещера у подножия горы. В пещере древний человек мог укрыться от жары, холода и диких зверей. Строить её не надо было, лишь только очистить от камней и утеплить шкурами диких животных.
В пещерах древние люди готовили себе пищу на костре, спали и занимались изготовлением орудий труда, оружия и посуды. Ведь раньше они этого нигде не могли взять, поэтому учились делать сами.
- А если вблизи не было гор и скал, а был только лес. Где тогда древний человек устраивал себе жильё? (ответы детей)
- Давайте посмотрим. Что-то вижу я в лесу. А вы видите? Что это? (ответы детей)
Это жилище древнего человека, построено из костей животных.
А это шалаш. Из чего же его делал древний человек? (ответы детей)
- Да. Для постройки шалаша использовали ветки, солому, палки, листву и хвою.
- А это первые рабочие инструменты древнего человека. Этот заостренный камень называется – рубило. А когда древний человек привязал рубило веревками к палке – получился древний топор.
Прочный был для человека шалаш, мог он его спасти от непогоды и хищных зверей? (ответы детей)
- Конечно нет. Поэтому стал человек думать, как ему построить себе прочный и надёжный дом. Давайте проплывём дальше и посмотрим, что придумал человек через несколько лет.
(Дети с воспитателем «плывут» на корабле дальше и смотрят в подзорную трубу, затем они останавливаются на очередной остановке.)
- Вижу, впереди нам кто-то машет. Ребята, мы попали в старину.
Люди из прошлого, из старины хотят нам показать место, где они живут. Давайте посмотрим ближе.
- Вот какие дома научились строить люди в старину. Как вы думаете, что люди стали использовать для строительства этого дома? (ответы детей)
Леса вокруг было много и люди стали использовать лес как строительный материал. Появились первые деревянные дома. Сначала они были без окон и дверей. Вместо двери была натянута шкура животных.
У людей в старину появились такие орудия труда, как топор, пила и рубанок.
Топор уже люди делали не из камня, а из железа. С помощью пилы люди пилили деревья, с помощью топора обрубали ветки, обтёсывали кору, с помощью рубанка снимали стружку и делали бревна гладкими. Затем из готовых брёвен складывали избу.
Основой деревянного дома был венец. Венец – это скреплённый между собой четырехугольник из бревен. Затем из бревен складывали стены, делали крышу, прорубали окна и двери (показ слайдов)
Как вы думаете прочными, надёжными были такие дома? Может человек в таком доме чувствовать себя в безопасности?
Деревянный дом был прочным, тёплым, но если вдруг возникал пожар, то уберечь свой дом от огня было трудно. Поэтому свои дома люди берегли от огня, и если вдруг возникал пожар, то тушили все вместе дружно.
- Прошу всех на борт, продолжаем наше путешествие. Вижу берег! Подплываем!
Как вы считаете, где мы очутились? (ответы детей)
- Мы с вами уже находимся не в прошлом, а в настоящем, в нашем современном мире, нас встречает современный человек и здесь нам все знакомо.
Вот в таких домах живут люди сейчас.
- Ребята, а какие дома у нас сейчас? (ответы детей)
- Из какого материала они построены? (ответы детей)
- Для строительства современного дома нужен бетон, кирпич, дерево, шифер для покрытия крыш и многое другое.
- Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется много специальной строительной техники, материалов, инструментов и большого количества людей самых разных строительных профессий. Какие инструменты нужны человеку для строительства дома? (ответы детей).
И рабочие инструменты у человека со временем тоже изменились. Если раньше приходилось двум людям пилой пилить деревья, и для этого прикладывать немало сил. Современной же пилой может справиться один человек и быстрее спилить дерево, нажав одну кнопку.
В современных домах человеку жить тепло, уютно и безопасно.
- Ребята, мы узнали с вами, в каких домах жили люди в прошлом? Ну, а теперь пора возвращаться в нашу реальность, нужно поторопиться. Но, что-то наш корабль не плывёт. Что такое?
- Ой, что это зацепилось за наш корабль? Какая-то бутылка. Вспомнила! Ведь ни одно морское путешествие не обходится без сюрпризов. Это наверно сюрприз, давайте откроем бутылку и посмотрим, что там.
(В бутылке находится карта (фотография группы, где стрелочкой указано место, где стоит замаскированный сундук)
- Что это, ребята? Кажется это карта. Посмотрите, что здесь изображено? (ответы детей)
- Это карта. Куда указывает стрелка? Где это место? (ответы детей)
- Давайте найдём это место.
(Воспитатель с детьми ищут место, куда указывает стрелка. Находят сундук.)
- Ребята, что это? Наверно сокровища. Давайте откроем, посмотрим, что там.
В сундуке находятся две подарочные коробочки и сундучок. В одной предметные картинки домов, материалов и инструментов разных исторических эпох (древность, старина, современность, в другой – дидактическая игра «Собери картинку», в сундучке – сокровища (медальки «Лучший путешественник», цветные стеклянные камушки, ракушки).
- Здесь какая-то коробочка. Откроем ее. Здесь ребята картинки, и они мне знакомы. Здесь изображено то, что мы видели с вами во время путешествия. А ещё здесь бумажка какая-то. На бумажке что-то написано. Сейчас прочитаю: «В обратный путь отправиться ты сможешь, когда картинки правильно положишь».
- Что это значит? Вы не знаете? (предположения детей)
Я поняла, корабль не поплывёт, пока мы все эти картинки правильно не расположим на нашей настольной «реке времени». Вы мне поможете?
Дети с воспитателем располагают на «реке времени» картинки с изображением предметов из разных исторических эпох согласно меткам «Древность», «Старина» и «Современность». Во время выполнения задания воспитатель обогащает словарный запас детей новыми словами. Следит за правильным согласованием существительных с прилагательными.
Раздаётся «волшебный звук», на экране интерактивной доски появляются волшебные слова, благодаря которым корабль сможет отчалить в обратный путь.
- Что это за сообщение? Мне кажется, это волшебные слова, которые помогут нам вернуться из путешествия в реальность. Занимайте скорее места на корабле. А сундук мы возьмём с собой и когда вернемся, посмотрим, что там еще находится. Хорошо? Вы согласны?
- Итак, внимание, повторяйте за мной волшебные слова: «Волны волнуются раз, волны волнуются два, волны волнуются три – в обратный путь наш кораблик плыви»
Слышите шум волн? Это значит, волшебные слова нам помогли, и мы возвращаемся назад.
- Ну, вот мы и вернулись в реальность. Сходим с корабля на берег. Давайте посмотрим, что есть еще в сундуке. Давайте посмотрим, что в сундучке. Ой, что-то он не открывается.
Воспитатель делает вид, что не может открыть замочек сундучка. Вертит его и видит надпись на сундучке: «О сокровищах узнаешь, когда с друзьями в игру сыграешь!».
- Что за игра? Здесь еще есть коробочка, наверно игра здесь. Ну, что ж, играть мы любим. Правда?
В коробочке три конверта с разрезными картинками домов из разных исторических времен.
- Ребята, разделитесь по три человека и выберите себе конверт.
Дети делятся по три человека, каждая команда выбирает один из разноцветных конвертов с игрой «Разрезная картинка». Каждой команде необходимо собрать картинку с изображением жилища человека одной из исторических эпох.
Воспитатель спрашивает каждую команду, из какой эпохи у них дом на картинке.
- Итак, каждой команде надо из разрезанных частей сложить целую картинку. Интересно, что у вас получится.
- Ребята, у вас получились картинки? А что на них изображено? (ответы детей)
- Давайте теперь снова попробуем открыть сундучок.
Воспитатель открывает сундучок. Дети разглядывают содержимое и получают медальки.
- А вот и сокровища! Чего тут только нет. Вот это да!
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Зачем мы отправились в путешествие? Что нового вы узнали во время путешествия? Вам понравилось путешествовать?