Папки-передвижки

Проект «Путешествие по Югре»

Оксана Шлык
Проект «Путешествие по Югре»

«Путешествие по Югре»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 26 «Золотая рыбка"

Проект

«Путешествие по Югре»

Выполнила: Шлык О. А.

Актуальность проекта.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и

величием.

Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине

философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию,

размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для

потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории

Публикация «Проект „Путешествие по Югре“» размещена в разделах

края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы

мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая

тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому

распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству,

Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого

раннего детства.

Для того чтобы успешно сформировать у дошкольников патриотические чувства педагогических воздействий воспитателя недостаточно. Необходимо привлечение родителей, так как семья является первоисточником и образцом формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа образцы для подражания.

Новизна

Новизна проекта состоит в том, что он может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», через разные виды детской деятельности.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются при целенаправленном использовании интегративного подхода при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем осуществляется не только в процессе специфических занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, чтения художественной литературы и пр.

Участники проекта :

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Длительность: долгосрочный (февраль - апрель)

Условия реализации проекта :

Заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность

работы.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий

комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные

беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ,

интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка

результатов, полученных в ходе проекта и др.

Цель работы с детьми:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста

знаний о своей малой Родине – Югре.

Задачи:

Закрепить знания детей о родном городе и крае.

Познакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей Югры.

Расширить представления детей о растительном и животном мире родного края.

Закрепить умение вести диалог, активизировать словарь названиями

объектов родного края.

Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Развивать у детей патриотические качества личности через ознакомление с родным городом, краем.

Воспитать чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Воспитывать любовь к своей Родине, родному краю, своему народу.

Цель работы с родителями: Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности. Привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребенка.

Задачи:

Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры.

Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада

Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Этапы реализации проекта :

I этап - подготовительный:

- Подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, наглядного материала.

- Подборка консультаций для родителей.

- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы.

- Подбор подвижных игр коренных народов Севера.

- Разработка изготовления летбука.

II этап – организационный:

Реализация проекта :

1. Знакомство с жизнью и бытом народов крайнего Севера.

2. Проведение цикла бесед с детьми.

3. Рассматривание картин и беседы по их содержанию.

4. Проведение НОД.

5. Проведение игр (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых).

6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

7. Творческая деятельность.

8. Развлечения, конкурсы.

9. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

10. Организация совместной продуктивной деятельности детей и родителей.

11. Консультирование родителей.

12. Организация развивающей среды для самостоятельной игровой и художественной деятельности.

III этап – итоговый:

- Создание в группе фотогалереи «Мой родной край»

- Оформление мини-музея кукол;

- Оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу»;

«Моя семья в истории Югры;

- Презентации и фотоотчеты «Моя Родина - Югра», «Жизнь и быт

народов Крайнего Севера»;

- Изготовление летбука.

Формы организации:

1. Слайдовая презентация «Моя Югра – мой край родной» (электронный носитель);

2. Дидактические игры «Собери карту», «Закончи орнамент»;

3. Выставка рисунков «На рыбалке», «Белочка»; аппликаций «Северные ягоды»;

4. Презентации «Коренные жители нашего края», «Одежда ханты и манси», «Традиции народов Севера» (электронный носитель);

5. Стенгазета «Животный мир Югры»;

6. Альбом «Растительный мир нашего края»;

7. Серии консультаций для родителей:

- фотоконсультация «Общие сведения и история Югры»;

- фотоконсультация «Дети ханты»;

- фотоконсультация «Ханты – коренной народ Сибири»;

- консультация «Обычаи и праздники ханты и манси».

8. Сказки народов Севера «Идэ», «Гордый олень»;

9. Подвижная игра народов Севера «Рыбаки и рыбки»;

10. Музыка северных кочевников: ханты и манси (электронный носитель); 11. Мероприятие на тему «Путешествие по Югорской земле»;

12. DVD диск «Растения Югры».

Список художественной литературы для чтения детям:

1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.

2. ВинокуроваВ. В., Сем. Ю. А. Сказки народов Севера. Л. : Просвещение, 1991.

3. Кердан А. Блинов. В. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. Екатеринбург: Сократ, 2002.

4. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.

5. Конькова А. М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

6. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.

7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

8. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

Перспективный план мероприятий.

п/п Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями

1. Познавательное развитие: «Живая и неживая природа Севера» Предложить родителям список познавательной литературы по теме проекта.

2. 1. Мероприятие на тему «Путешествие по Югорской земле»

2. Д/и «Собери карту» Фотоконсультация «Общие сведения и история Югры»

3. 1. Презентация «Коренные жители нашего края»

2. Чтение мансийской сказки «Гордый олень»

3. Прослушивание музыки северных кочевников: манси и ханты. Выставка познаватель-ной и художественной литературы: «Югра – моя малая Родина!»

4. 1. Презентация «Одежда ханты и манси»

2. Д/и «Закончи орнамент»;

3. Чтение хантыйской сказки «Идэ». Фотоконсультация : «Ханты – коренной народ Сибири»

5. 1. Презентация «Традиции народов Севера»

2. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

3. Рисование карандашами «На рыбалке». Оформление фотовыставки: «Мой родной край Югорский».

6. 1. Презентация «Путешествие в лес»

2. Познавательная сказка «Как белки к зиме приготовились»

3. Рассматривание картины «Северные олени»

4. Рисование карандашами «Белочка» Помощь в подборе иллюстраций, открыток с изображениями животных Югры.

7. 1. Презентация «Животные Югры»

2. Чтение хантыйской сказки «Мышка»

3. Познавательная сказка «Жил-был мамонт»

4. Создание стенгазеты «Животный мир Югры». Помощь в создании стенгазеты «Животный мир Югры»

8. 1. Презентация «Растения Югры»

2. Работа над созданием альбома «Растительный мир нашего края»

3. Отгадывание загадок народов Севера

4. Д/и «Узнай по описанию» Консультация «Съедобные и ядовитые грибы нашего края»

9. 1. Чтение рассказа Е. Пермяк «Смородинка» 2. Раскраски «Растения нашего края»

3. Аппликация «Северные ягоды»

4. Чтение рассказа Ю. Симбирской «Клюква»

5. Создание альбома «Растительный мир нашего края» Изготовление DVD диска «Растения Югры»

10.

1. Беседа «В какие игры могут играть дети народов Севера?»

2. Разучивание слов для игр.

3. Разучивание спортивных игр «Заячьи следы», «Прыжки на одной ноге»

4. Разучивание подвижных игр «Бег по медвежьи», «Бездомный заяц», «Ловкий оленевод», «Медведь и ягодники». Помощь в изготовлении атрибутов к играм

11. Изготовление летбука Помощь в изготовлении атрибутов к играм

14. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!»

Цель: Познакомить детей с творчеством местных поэтов. Побуждать передавать посредством художественного слова свои чувства, отношение к родному краю. Участие родителей в литературном вечере.

Консультация для родителей

«Обычаи и праздники хантов и манси»

Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири — в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Обычаи, связанные с отношением к природе

Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам — хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.

Медвежий праздник

Это самый любимый праздник хантов и манси. По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата.. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Народы Севера проводят древний обряд с красивым празднеством, которое длится несколько дней. Раньше такой праздник устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у таких народов, как манси и ханты зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня, а медвежатам 2-3 дня. Потом праздник стали проводить не постоянно, но не менее, чем раз в семь лет. Во время проведения этого древнего и интересного обряда, проводятся традиционные ритуалы, устраиваются театрализованные представления, сопровождаемые музыкой, пением, танцами, переодеванием в различные костюмы. Есть даже особенный ритуальный танец с семью стрелами. Все дни восхваляют медведя и перекладывают вину за убийство зверя на ружье, а за поедание мяса - на ворон. Только потом варят и съедают медведя целиком. Сам праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Для этого специально выращивают медведя до трехлетнего возраста. Затем справляют встречу. Раздается угощение. Чаще всего монеты, сладости. Наряжают и животное. На глаза и нос кладут серебряные монеты. Медведю надевают берестяной намордник. Медведица же получает на голову платок и бисерные украшения. Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу. После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь. Шкура, часть морды, губы, череп - считаются священными и хранятся отдельно. На этом празднике можно не только посмотреть представление, но и купить много сувениров, которые изображают медведя. Для женщин интерес представляют украшения из бисера, связанные коврики, меховые изделия. Мужчин покорят ножи, которые имеют на ручках изображение тотемного животного, кожаные изделия ручной работы. Красивы также национальные костюмы. А какие маски можно найти и повесить для украшения интерьера своей квартиры! Для детей представлены игрушки в виде медведя

День обласа

Ежегодно в летний период на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводятся спортивные соревнования по гребле на обласах (лодках).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЮГРА - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ

Первые упоминания о людях, живущих за Уралом, на Югорской земле, как раньше называлась территория Западно - Сибирской низменности, встречаются в "повести временных лет", датируемой 1096 годом.

Коренные жители Западной Сибири - ханты, манси. Ханты и манси живут по берегам реки Обь.

Во внешнем облике ханты, манси невысокого роста, темноволосые, светлоглазые. У них несколько выступающие скулы, прямые мягкие волосы. Раньше мужчины носили одну и две косы, украшенные узкими полосками ткани, расшитые бисером, пуговками, бляшками. Сейчас мужчины волосы стригут и кос не носят. Для женщин косы были и остаются традиционной прической. Ханты, манси - выносливый народ. Видимо выносливость веками вырабатывалась у них благодаря особому способу жизни и суровому климату. Трудные условия жизни в тайге, быт охотников и рыболовов, редкие расселения наложили отпечаток на характер этих народов. Это ловкие и сильные люди, меткие охотники и отличные рыбаки, которые прекрасно чувствуют себя в тайге.

Наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства было шитье и украшение одежды. Одежда у ханты, манси двух типов: глухая, без разреза спереди, скорее аборигенного происхождения, и распашная, с разрезом спереди типа халатов и кафтанов (из оленьих шкур двухслойная, на меховой подкладке женская шуба сах, мужская куртка колек из сукна и др. тканей, возможно южного происхождения. Обувь также двухслойная: чулки мехом вовнутрь и сапоги мехом наружу. В быту у хантов и манси повсеместно используются различные мешки из меха, ровдуги, кожи. В них. хранят продукты, а так же одежду и заготовки для шитья. На севере эти мешки шьют из меха разных зверьков, из оленьего меха, а также из ровдуги. А на юге округа из птичьих шкурок и рыбьей кожи налима, стерляди. Из кожи налима делают мешки для продуктов, прочные и влагонепроницаемые, у них своеобразный внешний вид - чередуются светлые и более темные полоски кожи. В северных районах, лицевую сторону мехового мешка украшали замкнутой декоративной композицией в

Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты и манси любят яркие цвета в своей одежде, поэтому она так нарядна.

Головы женщины обычно покрывают платками с крупными, броскими рисунками. Повязывают их нередко за передние углы квадрата, так чтобы все поле платка свободно свисало сзади.

Они занимались рыболовством и охотой, также земледелием и скотоводством. Освоили оленеводство, упряжное собаководство, умение изготавливать легкие долбленные лодки, лыжи-голицы и обшитые мехом, хорошо приспособленные к суровым северным условиям одежду и обувь, научились строить теплые зимние и легкие переносные жилища, заготовлять впрок пищу (рыбу, мясо, ягоды, грибы).

Охотятся в Западной Сибири на лося, медведя, лесную и

водоплавающую птицу. Но главный охотничий промысел - добыча пушнины: белки, соболя, горностая, колонка, лисицы. Добывают пушнину разными способами: при помощи ловушек, капканов, петель. Петли на зайца, куропатку, а также ловушки на глухарей, рябчиков, тетеревов устанавливают вокруг селений, их проверяют старики, женщины, дети. А вот соболя, белку и других зверьков надо выслеживать собакой. Это дело мужчин.

Основным типом жилищ у хантов и манси был срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В качестве временного жилища использовали каркасные строения из жердей и чумы, крытые берестой или шкурами.

ХМАО - исконная территория проживания малочисленных народов Севера. В округе они представлены хантами и манси.

Публикации по теме:

Детско-семейный экологический проект «Летняя фотоколлекция насекомых в Югре»Детско-семейный экологический проект «Летняя фотоколлекция насекомых в Югре» Руководитель проекта: Ковальчук Надежда Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории. Участники проекта: Калина Ксения,.

Консультация для родителей детей 3–7 лет «Наблюдение за признаками уходящей осени в Югре»Консультация для родителей детей 3–7 лет «Наблюдение за признаками уходящей осени в Югре» Цель: обогащение знаний родителей дошкольников по организации и проведению прогулок с детьми в период поздней осени. Уважаемые родители,.

Мероприятия, посвященные юбилею «Югре — 900»Мероприятия, посвященные юбилею «Югре — 900» В нашей дошкольной организации, к знаменательной дате Югре - 900, посвящено много мероприятий. Оформлена выставка «Многовековая Югра»..

Педагогический проект «Путешествие в мир куклы»Педагогический проект «Путешествие в мир куклы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. Педагогический проект.

Проект «Путешествие к звёздам»Проект «Путешествие к звёздам» (средняя группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н., музыкальный руководитель.

Проект «Путешествие в мир насекомых» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н., музыкальный руководитель Виноградова.

Проект «Путешествие в мир посуды» ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Название проекта: Путешествие в мир посуды. Состав и возраст проектной группы: Обучающиеся группы общеразвивающей направленности,.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Проект «Путешествие в страну Кукурузию»Проект «Путешествие в страну Кукурузию» .

Проект во 2 классе «Путешествие за здоровьем» Проект «Путешествие за здоровьем!» Участники проекта: Коллектив детей и родителей 2 класса Руководитель проекта: Моздыкова Светлана Юрьевна.

Автор публикации:
Проект «Путешествие по Югре»
Опубликовано: 10 августа 2022 в 18:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД