Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Александра Веремеенко
Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»

Путешествие

в сказку

Знакомство с балетом П. И. Чайковского

«Лебединое озеро»

Вы со сказкой никогда,

Никогда не расставайтесь.

Пусть бегут, бегут года –

К сказкам снова возвращайтесь!

Цели :

1. Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, искусству слова.

2. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности.

3. Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками.

Оборудование:

• портреты П. И. Чайковского,

фонограммы: музыка из балета “ Лебединое озеро”,

• иллюстрации балета.

– Итак, мы с вами сегодня отправляемся в сказочное путешествие. В нашем путешествии примут участие музыка, проза, поэзия, живопись, сказка, фрагменты из мультфильма и кинофильма. Садитесь поудобнее, прикройте глаза… начинаем…

(Звучит “Интродукция” из балета П. И. Чайковского)

– Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато–серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из–за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Она протекает сквозь синеватую пелену и становится похожей на задымленное круглое стеклышко или на потускневшую жемчужину. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду темную тень.

– Но что это? Какие–то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают лебеди.Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, заколдованные злым волшебником.

– Кажется, что всё поёт. Эта мелодия завораживает, манит в волшебную страну грез. Там, где музыка, – там и волшебство.

– Понравилось ли вам путешествие к озеру? Что вы из него запомнили?

– Во время словесного рассказа раздавалась музыка. Созвучна ли она по настроению, по ее особенностям тому лесному пейзажу, о котором шла речь?

– Она “словно соткана из легких, прозрачных звучаний, и поэтому слушать ее нужно не дыша, чтобы не вспугнуть очарования волшебства”. Кудеснику–композитору очень хотелось рассказать о том, как таинственны лесные озера, как рождается на их берегах сказка.

– И так Действие I. Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья. Веселье прерывает владетельная принцесса – мать Зигфрида, которая сообщает ему, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Над парком, где веселится принц Зигфрид с друзьями, пролетает стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что же он видит?

Белые лебеди – это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением – Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.

(Прослушивание “Танца лебедей”).

– Какие чувства передавали девушки в своем танце? (Ответы детей: боль, печаль, тоску. Они страдали от того, что потеряли свободу и не могут снова стать людьми.)

– Вместе с обаятельными и грациозными девушками–лебедями на озере резвились и маленькие лебеди, помните? А какие они? Какой образ нарисует ваше воображение? Как они танцуют?

(Прослушивание “Танца маленьких лебедей”).

– Эта музыка трогательно проста, поэтична, исполнена наивной грации. Музыка привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучание деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят “топчущиеся” изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.

– А теперь представьте, что вы – маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек.

(Звучит современное переложение “Танца маленьких лебедей”)

– Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Их сердца загораются любовью. Что же принц обещал Одетте?

(Ответы детей: принц поклялся в любви.)

– Да, ее красота очаровывает принца, и он клянется девушке–лебедю Одетте в вечной любви. Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар Ротбара. И это спасет их от заклятья и вернет свободу.

– Почему принц так полюбил Одетту? Какая она, расскажите!

(Ответы детей и прослушивание фрагмента “Одетта” – адажио из балета “ Лебединое озеро”).

– Второе действие. Бал. По приказу матери принц должен выбрать себе невесту. На балу самые разные принцессы танцуют с Зигфридом, но он ни на кого не обращает внимания. И вдруг замечает девушку, очень похожую на Одетту. Кто же это?

(Ответы детей: это Одиллия, дочь злого волшебника).

– Вы правы. Она поразительно похожа на Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признания в любви. Они решили обмануть принца, чтобы помешать ему освободить от заклятия Одетту.

– Внешне Одиллия очень похожа на Одетту. А какая она по характеру? Давайте послушаем музыку.

(Звучит фрагмент “Одиллия”, выслушиваются ответы детей).

– Да, она холодная. Но принц, не узнав Злого Гения, принимает Одилию за свою возлюбленную – Одетту. Он объявляет матери о своем решении жениться не этой девушке. Колдун торжествует! Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Он понимает, что стал жертвой обмана. Но уже поздно – клятва произнесена. Ротбар и Одиллия исчезают. Несчастный принц в порыве отчаяния убегает к озеру.

Снова на озере страшная буря. Это злой волшебник хочет помешать принцу встретиться и объясниться с Одеттой. Но Зигфрид пробивается сквозь грозу и мрак, сквозь злые чары и все преграды. Добро побеждает зло.

– Подведем итог. Вы видите, композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одиллию.

– О персонажах балета можно рассказывать и с помощью красок. Но сначала подумайте, какие краски вы подобрали бы, рассказывая о добром, светлом? И какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? Вот теперь приступайте к рисованию.

(Раскрашивание индивидуальных заготовок – лебедей).

– После путешествия вы получили задание нарисовать то, что вам понравилось в нашем путешествии?

Конспект для подготовительной группы

Публикации по теме:

«Лебединое озеро». Оформление детской площадки«Лебединое озеро». Оформление детской площадки «Лебединое озеро» - оформление детской площадки. Цель: создать условия для организации оздоровительной, познавательной, творческой деятельности.

«Лебединое озеро» своими руками«Лебединое озеро» своими руками Доброго времени суток дорогие МААМовцы! Недавно я рассказывала в своем блоге, как мы украшали корабль осенними цветами. Сегодня хочу представить.

Комплексная НОД «Путешествие в сказку» Цель: создать условия для закрепления ранее изученного: форма, величина, цвет, количество. Задачи: - учить видеть основные формы предметов,.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского ЦЕЛЬ: Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных.

Конспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группеКонспект занятий по лепке «Лебединое озеро» в старшей группе Конспект занятия по лепке в старшей группе. Лебеди на озере. Программные задачи: Расширять знания о водоплавающих птицах. Продолжать учить.

Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро»Мастер-класс по модульному оригами «Лебединое озеро» Для изготовления лебедей нам понадобится белая бумага формата например "А 4". Вначале нарезаем прямоугольники. Для больших лебедей.

Мастер-класс «Лебединое озеро счастья»Мастер-класс «Лебединое озеро счастья» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

НОД «Путешествие в сказку «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Курганинска Конспект непосредственной образовательной.

Проект «Путешествие в сказку» Проект «Путешествие в сказку» Выполнила: воспитатель Раднаева Г. Г. 2016 г. Путешествие в сказку. Мотив: В группу.

Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе) Вечер развлечения «Слушаем сказку» (По произведениям Грига, Чайковского, Бизе)Цель: Развивать у детей умение чувствовать характер музыки,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Путешествие в сказку Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 18:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Весёлый, озорной и храбрый Чиполлино – самый известный герой Джанни Родари, участник Клуба весёлых человечков журнала «Весёлые картинки». Его знают и любят уже многие поколения. 23 октября исполняется...

22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

Поделка «Гусеница» из природного материала в средней группе
Цель: учить детей выполнять поделку гусеницу из природного материала- каштанов. Задачи: расширять и уточнять знания детей о насекомых и о самом...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Математический марафон»в подготовительной группе Цель: • закреплять знания и...
Мастер-класс по конструированию «Котенок» для детей дошкольного возраста
Мастер-класс по конструированию: "Котенок' для детей дошкольного возраста. Делая фигурки из бумаги использовав технику оригами ребенок развивает не...