Получи документы

Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий

Татьяна Костромина
Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий

Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий

Обучая учусь.

Сенека Старший

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию. ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.

Публикация «Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий» размещена в разделах

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам дошкольных образовательных учреждений, исходя, из которых он должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Современный педагог дошкольного образования должен включаться во все виды детской деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Учебный процесс, осуществляемый в ДОО педагогом должен полнее отражать важнейшие вопросы технологии, теории и практики дошкольного воспитания, современные научные достижения, способствовать углублению самостоятельной работы педагогов.

Цель и задачи данной работы: Обосновать и систематизировать опыт по теме: «Создание условий с целью повышения качества образовательного процесса».

Актуальность использования современных технологий в детском саду имеет ряд причин. [Во – первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Во – вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. В – третьих, то, что современные образовательные технологии упоминаются в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно – ориентированным и деятельностным подходами и др. ] [6, стр. 8]

В настоящее время педагогические коллективы ДОO активно применяют в работе инновационные технологии. Основной задачей педагогов дошкольной организации является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной всех педагогических технологии – во первых является личная позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, во вторых -отношение к ребенку взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Задача взрослого - содействовать становлению ребенка как личности.

Использование разных инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и развития дошкольников, позволяет предвидеть результаты, достичь этих результатов, раскрыть перспективы развития ребенка - дошкольника. Задача педагогов дошкольной организации – выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности (духовно – нравственные, физические качества и др.) , необходимые для всестороннего развития личности и соответствуют ФГОС ДО.

Число образовательных технологий – сотни.

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

К числу современных образовательных технологий относят : здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология. Использование технологии «ТРИЗ»; педагогической технология «Блоки Дьенеша»; педагогической технологии «Палочки Кюизенера» в их полной (полноценной) версии приводит к самым высоким прогнозируемым педагогом результатам.

В своём докладе хочу поделиться опытом работы по применению технологий используемыми мною.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское проектирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому направлению содержания образования.

Целью реализации проектно – исследовательской деятельности является - создание условий, способствующих активному поиску у детей.

Задачи: Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; Научить обобщать полученную информацию; Научить прогнозировать будущие изменения; Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности, навыков коммуникативного общения.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

От педагога проектная деятельность требует внутреннего напряжения: с одной стороны, он должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, а с другой, ограничивать свое стремление предлагать детям собственные варианты решения задачи – проблемы.

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. (мониторинг смотри приложение 1)

Информационно – коммуникационные технологии – сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Применение компьютерной техники позволило сделать непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию обучения.

Информатизация общества ставит перед педагогами – дошкольниками задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; информационно-коммуникативные технологии несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей; позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Но не заменяет сенсорную составляющую! (мониторинг смотри приложение 2)

Решая несложные развивающие игровые задания, дети радуются своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

Мультимедийное оборудование использовала для просмотра познавательных фильмов и презентаций, а также для работы с родителями воспитанников (для родительских собраний, открытых просмотров НОД и др.)

В свое работе каждый педагог использует ИКТ для подбора иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов в группе и приемных; подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом, наработками других педагогов области, России; оформление документации, отчетов; создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.

Технология экспериментально – исследовательская. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

В содержание данной технологии мы включали опыты - эксперименты (состояние и превращение вещества, движение воздуха и воды, свойства почвы, условия жизни растений); коллекционирование (виды растений, животных и т. д.); путешествие по карте (стороны света, рельефы местности, природные ландшафты и их обитатели, части света и пр.); путешествие по реке времени (прошлое и настоящее человечества, история жилища и благоустройства).

Работая с детьми по данной технологии я открыла, что дети научились видеть поставленную проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные пути решения (находить алгоритм и действовать в соответствии с этим алгоритмом, проверять эти возможные решения практическим путем; проверять возможные решения экспериментальным путем; делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их; выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, строить предположения и выдвигать гипотезы; отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности; фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Экспериментально – исследовательская технология помогла детям закрепить и применить их на практике уже известные им знания, способствовала их воображению, позволила раскрыть им мир фантазии и «придумков», укрепила отношения в группе, развила навыки коммуникации, дала новые знания об окружающем мире, позволила по новому взглянуть на него. (мониторинг смотри приложение 3)

Приоритетным направлением деятельности моей работы является физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Целью здоровьесберегающих технологий является создание условий ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Основы физического развития и здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.

В своей группе мы используем такие физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии : у нас создана тропа здоровья (к ней разработана система физических упражнений, закаливающих процедур, подвижных игр). Ежемесячно в ДОУ проходит «День здоровья». В течение всего дня проводится работа по закреплению у детей понимания необходимости быть здоровым, закрепляются двигательные умения и физические качества. Очень важным здоровьесберегающим фактором является посещение детьми бассейна, один раз в неделю мы ходим в детский сад № 62.

Для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей нами используется и нетрадиционные приемы работы. В группе оборудован спортивный уголок мы называем его «уголок здоровья», который оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и пр., так и нестандартным, сделанным нами и родителями.

В структуру оздоровительных режимов включены приемы мимических разминок, гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики, точечный массаж, подвижные игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки, динамические паузы, релаксация, самомассаж, музыкотерапия и др.

Используя эту технологию дети научились : ухаживать за своим телом; освоили упражнения разной направленности; закаливающим процедурам (спать при открытых фрамугах, босохождение, обширное умывание и т. д.); получать удовлетворение от физкультурной деятельности; ставить перед собой цели; знают правила гигиены; знают наиболее опасные факторы риска для здоровья и жизни; знают о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знают о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. ( мониторинг: индекс здоровья смотри приложение 4)

Многие педагоги отмечают, что применение проектных и экспериментально – исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ – технологии (теория решения изобретательских задач).

Главную цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: условия для формирования и развития у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ – педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития речи.

В результате свободной деятельности, непосредственно образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам другим, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Все возможности данных технологий не исчерпаны. Их полноценные версии, включающую в себя методы, приемы, формы и т. д. способствуют всестороннему развитию детей.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфики и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а так же их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Эффективно применяем палочки в сочетании с Блоками Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями. С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Мини – робот «Умная пчелка» (мини-робот Bee-bot) – является идеальной отправной точкой для обучения детей программированию.

В 2016 году детский сад приобрел мини-роботов Bee-bot. Чтобы ближе познакомиться с ним, мы изучили опыт работы Скотникова О. А. Для начала взяли его авторскую дидактическую игру «Теремок», которая включает в себя все этапы пространственных представлений. Все задачи ребенок решает с помощью практических действий, которые он может выполнять как на магнитной доске, так и у себя на столе, на уменьшенной карте, используя вместо робота обыкновенную шашку, фишку и т. д.

Для работы с мини – роботом «Умная пчелка» можно организовывать игры на логическое мышление, математические действия, обучение чтению, основы безопасности и многое другое.

В процессе выполнения таких игровых задач ребенок учится составлять простейшие линейные алгоритмы, что, в свою очередь, дисциплинирует ум, формирует системный подход и алгоритмическое мышление, которое является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и интересов.

Несформированность пространственных отношений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности. Сформированность у ребенка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

Работа с мини – роботом учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно – следственных связей. Педагогический потенциал мини - роботов: развитие мелкой моторики, развитие логического мышления, развитие умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков, развитие умения составлять алгоритмы, развитие предметных знаний, развитие пространственной ориентации, развитие словарного запаса, развитие умения считать.

Педагогический мониторинг по всем образовательным направлениям представлен в приложении 5.

Таким образом, реализация принципов дошкольного образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, посредством использования оригинальных методик, технологий ориентированных на развитие уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющемся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся жизни.

Мой опыт работы по конкретным технологиям хранится в СИМО «Копилка педагогических достижений» (пед. чтения в 2016 г., очный этап методической продукции, «Учитель здоровья» и др.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей по выявлению качества образовательного процесса Аналитическая справка С 17 по 21 декабря 2017 года в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Доклад «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса» Доклад «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса" Воспитатель: Григорьева.

Индивидуализация образовательного процесса средствами современных технологий Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей,.

Отчет воспитателя об использовании современных образовательных технологий Для решения следующих педагогических задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 222" «Разработка новых методик и технологий повышения.

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником.

Внедрение инновационных технологий для улучшения качества образовательного процесса. Палочки Кюизенера Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений,.

Отчет воспитателя об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Здоровье сберегающие технологии Отчет об использовании современных здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 14:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД