Анна Банакова
Пути развития памяти дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Память - форма психического отражения прошлого опыта, совокупность процессов запоминания, сохранения или забывания и воспроизведения. Это важнейшая функция в жизни человека без опоры, на которую усложняется жизнь и познание.
Делится на виды по анализаторам из которых получают информацию:
1. зрительная
2. слуховая
3. эмоциональная
4. двигательная
5. тактильная.
По способам запоминания: логическая и механическая.
По длительности запоминания: длительная и кратковременная.
По поставленной цели запоминания: непроизвольная и произвольная.
Публикация «Пути развития памяти дошкольников,» размещена в разделах
Память зависит как от врожденных особенностей, так и от организации жизни, она изменяется с возрастом и поддается тренировке. Главное средство развития памяти организация интересной насыщенной жизни. Эмоции, которые испытывает ребенок помогают запомнить.
В дошкольном возрасте преобладает образная память, т. к. память тесно связана с развитием мышления и восприятия, то развивая эти психические процессы развивается и память.
В процессе двигательной активности, увеличением сложности и количества движений развивается двигательная память.
Развивая словарь при прослушивании ХЛ, знакомством с окружающим миром, эмоциональную сферу, развивается словесная память.
Главная задача воспитателя - развитие произвольной памяти, которая необходима в учебной деятельности. У маленького ребенка преобладает непроизвольная память, он не ставит себе задачу специально что-то запомнить. Первые элементы произвольности появляются в возрасте 4 лет, когда игровая деятельность становится ведущей и возрастает роль речи, которая неоходима в общении.
Первоначально цель запомнить ставит взрослый, постепенно у ребенка появляется намерения что-то запомнить. Это возможно при специально построенном процессе обучения и контроле со стороны воспитателя, когда ребенок обучается логическим приемам запоминания. Это ведет к опосредованному процессу запоминания. Для этого нужны некоторые условия:
1. группировка, схемы, классификция материала
2. запоминание с опрой на наглядность
3. структурированное наблюдение, анализ и синтез предмета.
Для улучшения непроизвольной памяти следует насыщать эмоционально жизнь ребенка впечатлениями. Пути улучшения произвольной памяти- насыщение жизни играми, продуктивной деятельностью, речевой (рассказ, пересказ. Придумывание историй, заучивание стихов, дидактичкские игры Важный момент мнемические приемы иначе мнемотехника.
В мнемотехнику входят: мнемотабл., мнемодорожки, коллажи.
1) Мнемотаблица - это схема, структура, в которой заключена различная информация для развития логического и
образного мышления, тренинг основных позновательных процессов.
Этапы работы: 1) рассмотри; 2) перекодирование инф-ции; 3)найти код инф-ции, ключ (он в центре «№5» клетка);4)
устан-е связей, ассоциаций.
Учим читать граф. символы, кодировать информацию, т. е. преобразовывать абстрактные символы в образы (Венгер,
Запорожец - доказали, что старшие дошк-ки могут заниматься этим,
Мнемотаблицы используются в ознакомлении с ХЛ, при ознак-е с предмет-м миром, формиров. понятий, при чтении и
пересказе, зауч стихов, рассказе. Также используют в литер, уголке.