Нафиса Марданова
Пути решения задач нравственного воспитания в условиях современного общества
▼ Скачать + Заказать документы
Цель воспитания – это то, к чему оно стремится; будущее, на достижение которого оно направляются главные усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно, бесцельного воспитания не бывает. Цель подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому вопросы о том, к чему должны стремиться воспитатели в практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.
Публикация «Пути решения задач нравственного воспитания в условиях современного общества» размещена в разделах
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны, сформированы у всех людей, индивидуальные – предполагают воспитание отдельного человека. Прогрессивная педагогика выступает за совмещение общих индивидуальных целей. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач. Система нравственного воспитания включает в себя :
1. Во-первых, понимать и учитывать на работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками является деятельность отношения между детьми в коллективе, отношение воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусство.
2. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
3. В третьих включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявления личности детей.
Все дело в том, что воспитание это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное – самоадаптация ребенка и его самоопределения. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется поведению родителей и так же адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.
Действенность нравственного воспитания определяется личными примером самого воспитателя. Духовная близость и уважения к педагогу, побуждающие ему подрожать, в частности зависит от степени его компетентности профессионализма, характера повседневных отношений с детьми. Важным источником жизненного опыта дошкольников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки духовной ценности родителей. Возможности воспитателя перестройки неблагоприятных внутри семейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнять таким детям недостаток эмоционального комфорта, особой теплотой, вниманием, заботой в детском саду. Если детскую душу оставить в запустении, не взращивать, не воспитывать или вовлечь в пагубу, ребенок духовно и нравственно заболевает. В. И. Слабодчиков приводит пример известные с детства сказки. Деструктивное воздействие на ребенка он сравнивает с колдовством: тут и Иванушка, который ослушался сестру и напился из болота; герой сказки Андерсона-Кай, которому в глаз попало осколок зеркала, и сердце его оледенело; братья, превращенные в диких птиц. Потеря человеческого облика будто списана с реалий дня сегодняшнего. Для детей дошкольников идеалами становятся «человеки-пауки», «черепашки», «шреки». При этом некоторые современные псевдо-ученые, учитывая изменения в мировоззрениях современных детей, называют их «дети-индиго» или «дети с особенностями развития». Чтобы «расколдовать ребенка», помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий человек.
Систематическая нравственное воспитание с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование. Душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как бы плывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот период впечатлением открыта последняя глубина души, она всегда доступна и не защищена никакой броней. И в этот момент самое важное – духовно пробудить ребенка и указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни. И воспитатель устанавливает ежедневно душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие воспитателей и родителей.
Литература:
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М: Просвещение», 2010 г.
2. Козлова С. А. «Я – человек» : Программа приобщения ребенка к социальному миру (Журнал «Дошкольное воспитание». 1996 г. №1).