Получи документы

Рабочая программа дополнительных платных услуг группы «Обучение чтению» АБвгде-йка

Елена Добрина
Рабочая программа дополнительных платных услуг группы «Обучение чтению» АБвгде-йка

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. В процессе её реализации ребёнок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему адаптироваться в школьном коллективе.

Публикация «Рабочая программа дополнительных платных услуг группы „Обучение чтению“ АБвгде-йка» размещена в разделах

Ведущим методом программы является метод практических заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв, и сделает этот процесс интересным и увлекательным.

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только слушать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретёт графические навыки.

В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой.

Предложенная система занимательных упражнений представлена в виде карточек-заданий (рабочих листков). С ними легко и удобно работать. Весь материал имеет занимательный для ребёнка характер и легко доступен восприятию дошкольника — максимум наглядности, минимум текста. В основе упражнений по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова тщательно подобранные предметные картинки помогают ребёнку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой даётся схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков.

Предложенные методические разработки базируются на использовании игры, а также интеграции нескольких образовательных областей («Коммуникации», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическое развитие», «Здоровье», «Социализация», что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребёнка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый познавательный интерес.

Основной принцип построения занятий — от звука к букве. Прежде чем ребёнок познакомится с буквой, он научится слышать звук, который она обозначает, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой.

На начальном этапе обучения чтению при знакомстве с буквой не даётся алфавитное название буквы, буква называется так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребёнком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.

В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка-дошкольника, а не дублируют школу.

Цель программы — развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик.

Задачи программы :

-развитие звуковой культуры речи;

-совершенствование фонематических процессов (слуха, восприятия);

-развитие звуко-буквенного анализа;

-развитие интереса и способностей к чтению;

-активизация связной устной речи;

-развитие памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания;

-развитие мелкой мотрики (упражнения для пальцев и кистей рук);

-формирование графических навыков;

-формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми;

-воспитание доброжелательного отношения к окружающим, способности сопереживать.

Методические рекомендации

Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников чтению, важно учитывать два момента: обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

На занятии должен главенствовать дух открытия. Обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).

В руководстве детской деятельностью приемлим лишь демократический путь общения (принимать ребёнка таким, какой он есть, и ничего от него не требовать. Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей). Избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.

Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребёнок был в активной позиции, в деятельности (ребёнок должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим).

При отборе методов и приёмов обучения и воспитаия педагогу желательно помнить следующее:

обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве нужно через разумную дозу помощи;

хвалить от души;

верить и доверять безоговорочно;

договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

прощать искренне;

не сравнивать детей друг с другом;

не ставить их друг другу в пример;

не приказывать, не требовать жёстко;

поддерживать у детей ощущение успешности.

Условия реализации программы

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитная доска с набором магнитных букв, маркеры, символы звуков, разнообразные дидактические материалы, наглядные пособия, таблицы, игрушки, соответствующие возрасту детей, их возможностям. Статическая нагрузка, когда ребёнок сидит за столом не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы по карточкам (рабочим листкам) должна составлять не более 10 минут на занятии.

Комплектование учебной группы

Для успешной реализации программы в учебной группе должно быть не более 10 человек.

Форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Основная форма занятий — групповая.

Предполагаемый результат

Воспитанники должны знать :

звуки русского языка

буквы русского языка;

правила чтения.

Воспитанники должны научиться :

на слух выделять данный звук и определять его место в словах;

владеть мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

читать тексты из 10 предложений;

понимать содержание прочитанных текстов;

понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

регулировать поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач;

речевому общению;

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Содержание программы

Развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», «слог», «предложение», «ударение»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук. Научить детей находить ударение в любом проанализированном или прочитанном слове и ставить знак ударения в нужном месте. Учить детей называть слова с заданным звуком.

Познакомить с понятиями «гласный звук», «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зелёного цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.

Учить детей называть звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости; менять звуковой состав слова в соответствии с игровыми правилами, называть слова определённой звуковой структуры.

Познакомить детей со всеми буквами алфавита, научить их плавному слоговому чтению и чтению целыми словами на материале полного алфавита несложных по своему структурному составу слов и предложений.

Научить детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями педагога.

Развивать психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, память, внимание) и графические навыки.

Раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка ещё сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении его в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг» Уважаемые родители! С 1 сентября 2015 года в нашем детском саду организуется работа по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

Проект внедрение дополнительных платных образовательных услуг «Образование со всех сторон» Пояснительная записка. Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительных платных услуг группы «Обучение чтению» АБвгде-йка
Опубликовано: 14 мая 2015 в 11:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД