Авдонина Анастасия
Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел. Пояснительнаязаписка.
1.1. Цели и задачи Программы
2. Принципы и подходы к формированию и реализацииПрограммы
3. Особенности осуществления образовательного процесса по физическомуразвитию.
4. Планируемые результаты освоения Программы по возрастам для детей групп общеразвивающей и компенсирующей направленности с ТНР.
2. Содержательныйраздел.
1. Содержание образовательной и коррекционной деятельности с детьми 5-7 лет сТНР.
Публикация «Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
2. Особенности взаимодействия с родителями по физическому развитиюдетей.
3. Формы, способы и методы реализацииПрограммы. Организационныйраздел.
3. Организация образовательногопроцесса.
1. Организация образовательного процесса.
2. Организация предметно - пространственной среды.
3. Программное – методическое обеспечение:
Приложения:
№1 – Перспективный план физкультурных занятий для детей с тяжелым нарушением речи в группах компенсирующей направленности
1. Целевой раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей компенсирующей направленности с ТНР (далее Программа) является приложением к основной образовательной программе МБОУ «Детский сад № 81», составленной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ТНР под ред. Н. В. Нищевой.
Программа разработана в соответствии с :
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
• Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования» зарегистрированном Минюсте России 26.09.2013 г. № 30038,
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Постановление «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021г.
• Устава МБДОУ №81.
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013 г. зарегистрированном Минюсте России14 ноября 2013г.)
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимымидвигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д. Для этого необходима систематическая работа по формированию осознанного отношения детей к
здоровью через физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность.
Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
1. Принципы и подходы к формированию и реализацииПрограммы
Программа направлена на :
• реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
• соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Принципы построения программы по ФГОС :
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательныхотношений;
• поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности;
• сотрудничество Организации ссемьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества игосударства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностямразвития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении (физическое развитие).
У детей от 5 до 6 лет резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного столба. Эти же причины приводят к тому, что грудная клетка становится плоской, а нередко даже впалой, ослабленные мышцы живота делают его заметно выступающим вперед. Все эти факторы весьма неблагоприятны для организма ребенка, так как ослабевшие мышцы груди и диафрагмы приводят к затрудненному дыханию и плохому обеспечению организма ребенка кислородом. Мышечная масса увеличивается до 32-34кг.
В 6-7 лет отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологическихсистеморганизмаребенка : нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной.
Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головноймозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок.
Так, брюшной пресс ребенка 6 лет как мышечныйкомплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей.
К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени – это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).
Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-7 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки, имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7лет.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще не велики. У ребенка развиты основные двигательные качества. В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение.
Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитаниядетей старшего дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей.
Возрастные особенности детей группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет).
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координациейдвижений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений.
Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координациядвижений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
3. Особенности осуществления образовательного процесса по физическому развитию.
Модель образовательного процесса по физическому развитию
Формы организации Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада
1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно 5-6 минут Ежедневно 6-8 минут Ежедневно 8-10 минут Ежедневно 10 минут
1.2.
Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут)
1.3. Игры и физические
упражнения на
прогулке Ежедневно 6-10 минут Ежедневно 10-15
минут Ежедневно 15-
20 минут Ежедневно 20-30 минут
1.4 Закаливающие
процедуры Ежедневно после дневного сна
1.5 Дыхательная
гимнастика Ежедневно после дневного сна
1.6. Спортивные упражнения 1-2 раза в неделю 15-20
минут 1-2 раза в неделю 20-25
минут 1-2 раза в
неделю 25-30 минут 1-2 раза в неделю 25-30 минут
2. Физкультурные занятия
2.1 Физкультурные занятия в спортивном зале 3 раза в неделю по 15 минут 3 раза в неделю по 20 минут 3 раза в
неделю по 25 минут 3 раза в неделю по 30 минут
2.3 Физкультурные
занятия на свежем воздухе 1 раз в неделю
15 минут 1 раз в неделю
20 минут 1 раз в неделю
25 минут 1 раз в неделю 30
минут
3. Спортивный досуг
3.1Самостоятельная двигательная
деятельность Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка)
3.2 Спортивные праздники - 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год
3.3 Физкультурные
досуги и развлечения 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц
3.4 Дни здоровья 1 раз в
квартал 1 раз в
квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал
В каждой возрастной группе занятия физической культурой проводится 3 раза в неделю. (2 раза в зале, 1 раз - проводится на воздухе)
Продолжительность занятия по физической культуре :
до 15 мин. - 2-я младшая группа
20 мин. - средняя группа
25 мин. - старшая группа
30 мин. - подготовительная к школе группа
Структура занятия по физической культуре общепринята : состоит из вводной, основной и заключительной частей. Выделение частей занятия обусловлено физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями.
Вводная часть (1/6 часть занятия) обеспечивает постепенное включение детей в двигательную деятельность. В эту часть включают упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания.
Основная часть (4/6 части занятия) самая большая по объему и значимости, способствует достижению оптимального уровня работоспособности в соответствии с задачами. В эту часть включают упражнения на развитие опорно- двигательного аппарата, физических и морально – волевых качеств личности. Эти общеразвивающие упражнения, проводятся с разным темпом и амплитудойдвижения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве. Одно из ведущих мест в основной части занятия занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. В содержание основной части занятия входят также подвижные игры большой и средней интенсивности, несложные игровые задания, эстафеты.
Заключительная часть (1/6 часть занятия) выравнивает функциональное состояние организма детей. В содержание этой части входят упражнения в ходьбе, игры малой подвижности, хороводы, несложные игровые задания.
Структура оздоровительного часа на свежем воздухе.
Оздоровительная разминка (различные виды ходьбы, бега, прыжков; имитационные движения; упражнения для профилактики плоскостопия и осанки)
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствами решения данной задачи являются разные формы организации двигательной деятельности, закаливающие и оздоровительные мероприятия.
Оздоровительные задачи и способы их решения
№
п/п Оздоровительные задачи Способы решения Технологии
1 Профилактика гипокинезии Нормализация двигательного
режима за счёт увеличения объёма динамических физических нагрузок Физические минутки, подвижные игры, самостоятельная
деятельность
2 Профилактика нарушений осанки Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление
мышечного каркаса позвоночника и
мышц свода стопы Остеопатическая гимнастика, фитбол, корригирующие упражнения.
3 Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей
вегетативных систем организма Оздоровительный бег, адапционная гимнастика, фитбол, ритмика.
4 Профилактика простудных заболеваний Использование в занятиях
физическими упражнениями водных процедур и других
компонентов закаливания Босохождение, массаж, дорожки.
5 Психологическая профилактика Профилактика психоэмоционального напряжения. Обучение саморегуляции и
самоконтролю Релаксация, психогимнастика, музыкотерапия.
6 Специальная коррекция Активизация памяти и внимания. Повышение интенсивности умственной деятельности. Речевая
коррекция Мнемотехника, кинезитерапия, логоритмика
5. Планируемые результаты освоения программы
Старшая группа:
• владеет соответствующими возрасту основными движениями (ходьба, бег, ползание, прыжки, бросание, метание пролезание ч/з обруча, прыжки на 2х ногах через препятствие, перелезание с преодолением препятствия);
• самостоятельно и при небольшой помощи выполняет гигиенические и закаливающие процедуры;
• аккуратно одеваться и раздеваться;
• соблюдает порядок в своем шкафу;
• выражает положительные эмоции (радость, удовольствие) при выполнении упражнений ритмической гимнастики под музыку.
• соблюдает технику безопасности при выполнении прыжков со скамейки и из обруча в обруч;
• проявляет инициативу в оказании помощи взрослым и детям соблюдает правила безопасности при выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперёд и через препятствия,
• владеет техникой перебрасывания мяча с учётом правил безопасности;
• знает значение и выполняет команды «вперёд, назад, кругом» при ходьбе на повышенной опоре;
Подготовительная группа:
• владеет соответствующими возрасту основными движениями (ходьба, бег, ползание, прыжки, бросание, метание пролезание ч/з обруча, прыжки на 2х ногах через препятствие, перелезание с преодолением препятствия);
• самостоятельно и при небольшой помощи выполняет гигиенические и закаливающие процедуры;
• знает о пользе закаливания и проявляет интерес к выполнению закаливающих процедур;
• аккуратно одеваться и раздеваться;
• соблюдает порядок в своем шкафу;
• проявляет активность при участии в п/и, выполнении простейших танцевальных движений во время ритмической гимнастики;
• выражает положительные эмоции (радость, удовольствие) при выполнении упражнений, ритмической гимнастики под музыку.
• соблюдает правила безопасности при выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперёд и через препятствия;
• владеет техникой перебрасывания мяча с учётом правил безопасности;
• знает значение и выполняет команды «вперёд, назад, кругом» при ходьбе на повышенной опоре;
• умеет соблюдать правила игры и меняться ролями в процессе игры.
Планируемые результаты освоения программы для детей с ТНР (5-7 лет)
Ребенок:
• выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
• выполняет согласованные движения, а также разноименные и разно- направленные движения;
• выполняет разные виды бега;
• сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
• осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
• знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
• владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).