Папки-передвижки

Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с нарушением интеллекта

Кокишева Наталья
Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

b]1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ[/b]

1.1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013г., рег. номер 30384: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»; Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом ДОУ.

Публикация «Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Стребелевой, Е. А. Екжановой (2005г., «Физическая культура в детском саду. Младшая группа» под редакцией Л. И. Пензулаевой (2016г.)

Рабочий вариант программы предназначен для детей с нарушением интеллекта 1, 2, 3 года обучения.

Проект рабочей программы составлен по образовательной области «Физическое развитие» (ФГОС ДО) и включает в себя разделы «Здоровье» и «Физическое развитие и физическое воспитание».

1.2. Цели и задачи деятельности программы.

Целью данной рабочей программы является формирование физического развития физического воспитания, укрепление здоровья, совершенствования функций формирующегося организма ребенка с нарушением интеллекта, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной координации и развитие зрительно-двигательной координации.

Задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия;

- укрепления здоровья, укрепления осанки, профилактики плоскостопия;

- развитие и совершенствование двигательных умений, координации движений, ориентировки в пространстве;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей ребенка с нарушением интеллекта;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;

Задачи раздела «Физическое развитие и физическое воспитание»

1 год обучения:

- учить детей внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом когда он говорит;

- учить детей выполнять движения и действия по подражанию взрослому;

- учить детей тихо входить в зал и строиться в шеренгу по опорному знаку-стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.

- учить детей ходить друг за другом, держась за веревку рукой;

- учить детей ходить по дорожке и следам;

2-й год обучения

- учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;

- учить детей выполнять движения и действия по подражанию взрослому;

- формировать у детей интерес к подвижным играм;

- учить детей бросать мяч в цель двумя руками;

- учить детей ловить мяч среднего размера;

- учить детей строиться и ходить в колонне по опорному знаку-ленте, веревке, палке.

- учить детей ходить по дорожке и следам;

- учить детей подтягиваться на перекладине.

3 – год обучения

- учить детей выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи);

- учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера;

- учить детей передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;

- учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком);

- учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

- учить детей подлезать под скамейкой, различными конструкциями и перелезать через них;

- формировать у детей умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

При разработке рабочей программы, учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики:

- соблюдение интересов ребенка;

- единство воспитательного и образовательного процесса;

- научность содержания обучения;

- системность;

- учет возрастных возможностей ребенка;

- доступность материала;

- повторяемость материала;

- концентричность материала.

Принципы дошкольной коррекционной педагогики:

- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений;

- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с нарушением интеллекта;

1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.

1.4.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с нарушением интеллекта.

У детей с нарушением интеллекта особая форма психического недоразвития, возникающая

вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, при родовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Органическое поражение ЦНС носит не прогрессирующий характер. Дети способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями.

Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет с нарушением интеллекта

- детям присуще наглядно- действенное мышление,

- интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т. е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

- ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент,

- речь находится в стадии формирования,

- обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния,

- внимание, память, мышление остаются непроизвольными,

Возрастные психологические особенности дошкольников 7-8 лет с нарушением интеллекта

- мышление носит наглядно-образный характер,

- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают информацию, если она касается кого-то живого,

- ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями,

- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий,

- ведущее значение приобретает развитие воображения.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

В итоге коррекционно-развивающей работы дети 1 и 2 года обучения должны научиться:

- выполнять основные гигиенические навыки,

- владеть навыками повседневного ухода за своими зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды);

- выполнять комплекс упражнений утренней зарядки;

- показывать расположение в теле позвоночника и сердца;

- выполнять элементарные дыхательные упражнения под контролем взрослого;

- перечислять по просьбе взрослого полезные для здоровья человека продукты;

- иметь элементарные представления о роли солнечного света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.

- выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения глаз;

- использовать приемы самомассажа пальцев рук, кистей и стоп эластичным кольцом, эластичной пружинистой палочкой;

- перечислять правила безопасного поведения в доме и на улице;

- иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью.

ОО «Физическое развитие» раздел «Физическое развитие и физическое воспитание».

1 год обучения:

- смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит; тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу, ориентируясь на опору - стену, веревку, ленту, палку;

- выполнять движения по подражанию взрослому;

- бросать мяч по мишени;

- ходить стайкой за воспитателем;

- ходить друг за другом, держась за веревку рукой;

- ходить по дорожке и следам;

2 год обучения:

- выполнять действия по показу взрослого; бросать мяч в цель двумя руками; ловить мяч среднего размера; ходить друг за другом;

- вставать в ряд, строиться в шеренгу, вставать колонной по одному; бегать вслед за воспитателем;

- прыгать на месте по показу воспитателя (или по подражанию); ползать по скамейке произвольным способом; перелезать через скамейку; проползать под скамейкой; удерживаться на перекладине (10 с); выполнять речевые инструкции взрослого.

3 год обучения:

- выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции;

- ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

- передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;

- метать в цель мешочек с песком;

- ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

- подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них;

- удерживаться на гимнастической стенке и лазать по ней вверх и вниз;

- ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны, вперед;

- ходить на носках с перешагиванием через палки;

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектирование образовательного процесса

2.1.1. Учебный план

Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно—двигательной координации. Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Тема, цель, содержание методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и перспективному календарно-тематическому планированию инструктора по ФК. 2.1.2. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями.

1.«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни. Накопления опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоения культуры здорового труда. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

2.«Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здорового образа жизни человека.

3. «Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового жизни человека. Формирование ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни при чтении художественных произведений на данную тему.

4. «Художественно-эстетическое развитие» .

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровья».

2.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре с участниками коррекционно-педагогического процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ. Успех совместной коррекционно-педагогической работы во многом зависит от правильно организованного взаимодействия инструктора по физической культуре, воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, медицинского персонала, музыкального руководителя и родителей. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушением интеллекта.

В группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени при построении системы коррекционно-развивающей работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребенком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Тесное сотрудничество всех специалистов дошкольного учреждения лежит в основе продуманного, психологически корректного, целенаправленного коррекционно-воспитательного процесса. Взаимосвязь специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Кроме того, позволяет обеспечить комплексный подход, поскольку таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля.

2.4.1. Взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями.

Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе: утреннюю гимнастику, завтрак, свободную деятельность детей, прогулки, экскурсии, наблюдения, обед, дневной сон, закаливание и гигиенические процедуры, ужин, укладывание детей спать. В процессе выполнения всех режимных моментов воспитатель обеспечивает двигательную активность, коррекцию нарушений физического развития.

2.4.2. Взаимодействия инструктора по физической культуре с учителем-дефектологом.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с учителем-дефектологом должно обеспечивать реализацию различных форм организаций двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, подвижные игры на воздухе, проведение спортивных праздников. Инструктор по физической культуре изучает двигательную сферу детей с нарушением интеллекта, основные движения, общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, реципрокную координацию (согласованность разнофазовых действий, смысловую организацию движений: умение выполнять действия по речевой инструкции в целях определенного смысла. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на развитие двигательной сферы.

2.4.3. Взаимодействия инструктора по физической культуре с медицинским персоналом.

На начало года медицинской сестрой проводится антропометрия, диагностика

физического развития, определяется группа здоровья.

2.4.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем.

В ходе музыкально-ритмического воспитания происходит развитие зрительно-моторных координаций, ритмических структур, координации движения, музыки, речи.

2.4.5. Взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (или лицами

их заменяющими)

Добиться положительного результата коррекционно-развивающей работы невозможно без помощи родителей. Важнейшая задача- привлечь родителей к сотрудничеству и сделать их единомышленниками инструктора по физической культуре.

Основные формы взаимодействия с семьей:

- знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

- информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информативных стендов, приглашение родителей на праздники, создание памяток.

- образование родителей: организация «семейного клуба для родителей», проведение мастер-классов, тренингов.

- совместная деятельность: привлечение родителей к организации семейных праздников, прогулок, экскурсий, спортивным развлечениям, к участию в них.

Содержание направлений работы с семьей по ОО «Физическое развитие»

раздел «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на образ ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью ребенка. Помогать родителям и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми мероприятий в детском саду, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Раздел «Физическое развитие и физическое воспитание»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «Уголке для родителей» на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендую соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычку выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку, стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или создание спортивного уголка, покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д., совместное чтение литературы, посвященного спорту, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

2.5. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания Программы

Мониторинг физического развития детей с нарушением интеллекта сложен, но крайне необходим. В процессе мониторинга ОО «Физическое развитие» исследуются физические и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, экспертных оценок и др.

Результативность коррекционно-развивающей работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) обследования 2 раза в год (сентябрь-май) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты заносятся в «Мониторинг физического развития детей», где отмечается динамика коррекции развития каждого ребенка. Мониторинг физического развития осуществляется инструктором по физической культуре. Основные задачи мониторинга – выявить индивидуальные особенности физического развития каждого ребенка, наметить индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала детской личности, определить влияние образовательного процесса на физическое развитие ребенка. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, экспертной оценки.

Методика проведения диагностики физического развития детей с нарушением интеллекта в физкультурно-оздоровительной работе.

Метание

1. Бросание мяча друг другу (снизу и от груди)

2. Бросание мяча о стенку и ловля его двумя руками, расстояние 2м (из положения снизу)

3. Бросание мешочка в цель, расстояние 1.5 м (3 попытки)

Ходьба

1. Ходьба друг за другом, парами, с предметами в руках, с изменением положения рук (По речевой инструкции дети идут друг за другом, по звуковому сигналу строятся парами продолжая движение, по речевой инструкции дети берут атрибуты и выполняют движения с различными положениями рук)

2. Ходьба на носках, пятках, внутренних сводах стоп, в приседе (спина прямая)

3. Ходьба с изменением направления, змейкой и по диагонали (Используя ориентиры, дети идут за инструктором по физкультуре, меняя направления, по показу и речевой инструкции).

Бег

1. Бег по звуковому сигналу и словесной инструкции (детям сообщается, что после удара в бубен, дети бегут по двое, после хлопка в ладоши, бегут огибая предметы).

2. Чередование бега с ходьбой по звуковому, зрительному и словесному сигналу, с остановкой по сигналу (используется любой, звуковой сигнал, зрительный ориентир после которых дети выполняют задание. Чередование бега с ходьбой, формирование правильной осанки, остановка по сигналу).

Прыжки

1. Прыжки с продвижением вперёд друг за другом и во внутрь круга (исходное положение руки на поясе или свободно. Дети прыгают с продвижением вперёд, из обруча в обруч).

Лазание

1. Ползание с подлезанием под верёвкой, по скамейке (подлезая под верёвку, основное требование не задеть верёвку спиной, после подлезания, выпрямиться).

2. Перелезание через гимнастическую скамейку (выполняется по подгруппам. 1 подгруппа выполняет движение по показу либо взрослого, либо ребёнка. Внимание уделяется формированию правильной осанке и переносу ног при перелезании через гимнастическую скамейку. Это движение требует страховки взрослого)

Высокий уровень: справился со всеми заданиями.

Средний уровень:частично справился с заданием.

Низкий уровень: не справился с заданием.

Оценка результатов деятельности:

- высокий уровень - 3 балла (ребенок полностью усваивает программу,

- средний уровень – 2 балла (ребенок частично усваивает программа,

- низкий уровень – 1 балл (ребенок не усваивает программу).

Публикации по теме:

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчет инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Физическое развитие в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Годовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный годГодовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Представляю вашему вниманию свой годовой отчёт о проделанной работе за 2016-17 учебный год. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый.

Мастер-класс инструктора по физической культуре «Волшебный платочек»Мастер-класс инструктора по физической культуре «Волшебный платочек» Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия. Задачи: Заинтересовать детей.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детейВзаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.

Заявление на I квалификационную категорию инструктора по физической культуре В Главную аттестационную комиссию (наименование аттестационной комиссии) от Морозовой Марины Владимировны (фамилия, имя, отчество (полностью).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 23 марта 2020 в 15:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа инструктора по физической культуре для детей с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Кокишева Наталья (УИ 1787098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД