Приложение МААМ

Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста

Надежда Каширина
Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по социально- личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Кружок «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста

Составил: Каширина Н. И

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста» размещена в разделах

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка

Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.

Цель: 1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада.

2. Развитие речевого общения.

3. Формирование интереса к чтению произведений.

Задачи: 1. Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать короткие, доступные по содержанию сказки, стихи, потешки, песенки.

2. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.

3. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать интерес к народному творчеству.

Ожидаемые результаты:

1. Повторять знакомые, интересные и выразительные отрывки из произведений устного народного творчества.

2. Умение слушать фольклорные произведения, следить за развитием действий, сопереживать героям произведений.

3. Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

Содержание работы

Месяц Тема Задачи Пособия

Октябрь Путешествие в сказку

«Колобок» Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям Книжка с картинками, игрушки по сказке

Октябрь Игра – потешка «Ладушки-ладушки» Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память Фланелеграф, (овощи – помидор, огурец, картофель, муляжи овощей

Октябрь Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай» Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла

Октябрь Игра-потешка «КАК У НАШЕГО КОТА» Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме

Ноябрь Инсценировка песенки «Дождик, дождик» Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку Зонтик, костюм дождика

Ноябрь Хороводная игра «У окошка дремлет кот» Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы. Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот

Ноябрь Путешествие в сказку «Репка» Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи Фигурки настольного театра

Ноябрь Игровая ситуация «В гости к бабушке»- («Расти коса до пояса») Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок

Декабрь Игровая ситуация «Кукла Маша и Зайчик пришли в гости» Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение

Декабрь Занятие-игра «Сидит белка на тележке» Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук Игрушки к потешке (белочка, тележка, орешки)

Декабрь Русская народная песенка «Наша Маша маленька» Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка Иллюстрации к потешке

Декабрь Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел» Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них Игрушка - зайчик

Январь Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Январь Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки» Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память Иллюстрации к русской народной песенке

Январь Хороводная игра «Пузырь» Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов Воздушные шары

Январь Игра-потешка «Зайке холодно стоять» Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; Формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры Игрушка-зайчик

Февраль Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге» Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера

Февраль «У куклы Кати день рождения.»- Хороводная игра «Каравай» Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки

Февраль Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз» Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы»

Февраль Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Март Занятие-игра «Дождик-дождик веселей» Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас Листы бумаги, синяя гуашь, кисти

Март Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка» Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок

Март Чтение стихотворений о животных Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных

Март Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке

Апрель Разучивание потешки «Наши уточки с утра: кря-кря-кря» Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа

Апрель Игровая ситуация «Кто в тереме живет» Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре) Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр)

Апрель Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко» Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег»,»Птицы прилетели».

Апрель Русская народная сказка «Маша и медведь» Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок)

Май Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей» Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка)

Май Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик» Учить детей внимательно слушать, повторять отдельные фразы и слова, выполнять действия. Книжка с яркими иллюстрациями

Май Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком» Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка

Май Занятие – игра: «Сказки» Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками Аудиозаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки.

Методы и приёмы обучения

- наглядный, словесный, практический, игровой;

- беседы с детьми и их родителями;

- создание окружающей предметной развивающей среды;

- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- заучивание пестушек, прибауток, потешек

Предметно-развивающая среда.

Картинки, настольные фигурки, маски, резиновые игрушки, карандаши цветные, книги детские, иллюстрации, театр кукол.

Режим, учебная нагрузка

План работы по кружковой работ рассчитан на 1 год, для детей 1-2 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой. Продолжительность занятия - 10 минут.

Методическое обеспечение

Г. Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М. : Просвещение, 1957. - 224с.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой, М. : Просвещение, 1986. - 79с.

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста
Опубликовано: 17 января 2023 в 20:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа фольклорного кружка в первой группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Каширина (УИ 1012868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД