Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития

Марина Николаевна Иванова
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у учащихся существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности обучающихся, желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Публикация «Рабочая программа кружка „Очумелые ручки“ для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития» размещена в разделах

Развивать и корригировать творчество обучающихся можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок, изо работ у учащихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Новизной и отличительной особенностью программы “ Очумелые ручки” является развитие и коррекция у обучающихся с ТМНР творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений; физических закономерностей, а также познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием и коррекцией у обучающихся с ТМНР творческих способностей, диалогической и монологической речи, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления, усидчивости; коррекции личностных и психофизических особенностей, поведения и социализации в современном обществе.

Цель программы. Развивать и корригировать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности обучающихся с ТМНР в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Все это способствует коррекции личности и социализации обучающихся с ОВЗ в современном обществе.

Задачи программы.

Обучение детей с ТМНР различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.

Развитие и коррекция воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей через изо деятельность.

• Изготовление и использование детских поделок для оформления интерьера класса, участие в выставках различного уровня.

Направления работы.

Развитие и коррекция творческих способностей.

Художественно-эстетическое развитие через изо деятельность.

Развитие и коррекция познавательной активности.

Задачи по обучению технике работы по ручному труду и изо деятельности.

Сформировать у детей интерес к видам труда и изо деятельности.

Познакомить со свойствами материалов, цветовой палитрой.

3накомить с новыми для детей основными приемами и техниками работы.

Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

Развивать общую ручную умелость.

Координировать работу глаз и обеих рук.

Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, нити, тесто, салфетки и т. д.)

Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Задачи по сенсорному воспитанию.

Повышать сенсорную чувствительность.

Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.

Задачи по развитию речи.

Формировать речевую активность, обогащать словарный запас.

Развивать диалогическую речь.

Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.

Называть материалы, используемые для работы.

Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Задачи по эстетическому воспитанию.

1. Учить создавать выразительные образы.

2. Развивать умение подбирать цвета.

3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.

4. Формировать композиционные навыки.

Задачи по нравственному воспитанию.

1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.

3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

4. Развивать желание детей сделать приятное для родителей.

5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности

Основной формой работы являются занятия один раз в месяц. В год проводится 9 занятий. Ожидаемый результат.

Обучающиеся с ТМНР продолжат знакомство с различными материалами и их свойствами, закрепят умение анализировать поделку. Научатся видеть необычное в обычных предметах. Продолжат развивать мелкую моторику рук. Сформируется положительное отношение к труду. Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности, корригируются психофизические особенности обучающихся и девиации в поведении детей группы «риска».

Программа является вариативной (при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий)

Содержание деятельности учителя и воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей обучающихся с ТМНР.

Работа с детьми

Формы работы

Тематическое планирование

Планирование на 2018-2019 учебный год

1. Осенняя кладовая природы. 2 часа

2. Рисование по замыслу. 1 час

3. Чудеса под Новый год. 1 час

4. Оригами. 1 час

5. Мастерим из солёного теста. 1 час

6. Волшебный мир цветной бумаги и картона. 1 час

7. Тематическое рисование. 1 час

8. Мир флористики. 1 час

9. Итого: 9 часов

Планирование на 2019-2020 учебный год

1. Дары природы. 2 часа

2. Рисование портрета 1 час

3. Новогодние фантазии. 1 час

4. Волшебство бумаги и картона 1 час

5. Мастерская солёного теста. 1 час

6. Бумажный квилинг. 1 час

7. Тематическое рисование. 1 час

8. Чудесная флористика. 1 час

Итого: 9 часов

Перспективное планирование на первый учебный год.

Месяц Тема Программные задачи Материал

Сентябрь Заготовка бросового и природного материалов

Подставка для карандашей

«Заяц», «Белка», «Бабочки» Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, покрасить); развивать фантазию, творчество

Закрепить умение работать с природным материалом, соблюдая правила техники безопасности с мелкими деталями; умение работать в коллективе Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Клей ПВА, сухие листья деревьев, кустарников, картон для основы

Октябрь

Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей «Подсолнухи»

Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей

Листья, цветы, ветки, палочки, клей, цветная бумага

Ноябрь

Рисование портретов в подарок маме Продолжать учить детей делать поделки из разных материалов; обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество

Познакомить учащихся с техникой рисования на ткани (пэчворк). Использовать в работе полученные знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию.

Ткань, акварельные краски, рамки для портретов.

Декабрь

Чудесные превращения картона «Символ года», «Новогоднее поздравление», «Новогодние подарки» Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой-декупаж, показать способы изготовления-оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус

Познакомить детей с новым, будучи забытым, рукоделием квилинг, бумажная филигринь, бумагокручение; оригами, способствовать новым творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном Бумага, клей, ножницы, трафареты детской ладони, лошади; новогодний «дождик», картон, пенопласт,

Картон, бумага, клей, ножницы

Январь Поздравление «Рубашка для папы» Картон, цветная бумага, ножницы, клей

Февраль «Декоративное панно. Корзина цветов для мамочки»

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения

Познакомить с техникой «солёное тесто» научить делать лепестки цветов предоставить детям возможность использовать новые знания, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования-составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук Солёное тесто, пищевые красители, гофририванный картон ящиков

Март «Цветы в подарок» Продолжать учить детей выполнять работу из цветной бумаги по образцу внося свои элементы творчества и фантазии. Учить доводить до конца работу и радоваться полученному результату

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Полоски цветной бумаги, картон, клей

Апрель Рисование на тему: «Мой зелёный и радостный мир»

Май «Веточка яблони»

Продолжать учить детей видеть не обычное в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку с желанием, развивать мелкую моторику, фразовую речь, обогащать словарь Гуашь, акварель, масленые краски.

Ветки, гофрированная цветная бумага, клей, проволока

Перспективное планирование на второй учебный год.

Месяц Тема Программные задачи Материал

Сентябрь Заготовка бросового и природного материала Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Октябрь

(природный материал) Изготовление поделок, панно (флористика). Поделки из овощей на ярмарку.

Портрет Осени

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Ноябрь (ткань)

Преобрази кусочек ткани «Наши мамы» Продолжать учить детей рисовать на ткани; создавать портреты, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер

Декабрь (бумага) «Новогодние фантазии»

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию Бумага, клей, ножницы

Январь (солёное тесто) Декоративное панно «Дерево счастья»

Закрепить знания детей о рецепте солёного теста и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца Соленое тесто (мука, вода, соль, пищевые красители, гофрированный картон ящиков

Февраль (бросовый материал)

Открытка с подвеской в подарок папе Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, проволока,

Март

(кожа, нитки) «Кулончики»

Открытка в подарок маме Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы Кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань

Апрель

(рисование) Коллаж «Звёздный путь», «Огонь враг!» Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения Гуашь, акварель, восковые мелки.

Май (бумага) "Голубь мира» Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом. Бумага белая. Маркеры. Палки (трудовики)

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. Владеет приемами работы с различными материалами. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. Выполняет работу по замыслу. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. Показывает уровень воображения и фантазии. Использует в работе разные способы ручного труда.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки, помощь по необходимости.

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Способы работы :

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.

6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

7. Наклеивание ватных дисков на изображение.

8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

9. Скрепление различных деталей.

10. Сматывание ниток в клубок.

11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.

12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

13. Конструирование из коробок с элементами аппликации.

14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.

15. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

16. Барельеф.

17. Рисование на заданные темы, переход на рисование по замыслу учащихся.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются : выставки, участие в смотрах, конкурсах города, края, Российской Федерации.

Литература:

1. Борщевская А. К. К созданию социальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида [Текст] /

А. К. Борщевская // Дефектология. - 2002. - № 2. - с. 31-38.

2. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронкова. – М. :

Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

3. Гамагонова А. Н. Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразо-

вательной школы VIII вида: книга для учителя [Текст] / А. Н. Гамагонова / - Саранск: Мордовский государ-

ственный педагогический институт, 2002. – 245 с.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Распоряжение

Правительства РФ от 7.02.2011г. № 163-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.referent.ru

Публикации по теме:

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей второй младшей группы Программа Кружок по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей 2 младшей группы Воспитатель: Малахова Н. А Список детей График.

Рабочая программа дополнительного образования в средней группе «Умелые ручки» 1. Пояснительная записка. Актуальность «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.

Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с Тмнр Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушения.

План работы творческого кружка «Очумелые ручки» Кружок «Очумелые ручки» Провела: Чумакова И. В. Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 16:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД